Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
29 мая 2017 г.

Начало. Музей Человечества. Арата Исодзаки

Новая рубрика BERLOGOS  «Начало» посвящена первым проектам архитекторов XX-XXI века – первым на определённом этапе их творчества, первым в серии аналогичных проектов, первым в конкретной типологии, первым в их жизни. Именно в них зачастую заложена и сконцентрирована вся дальнейшая поэтическая и концептуальная работа архитектора.  

Музей человечества или Домус был построен японским архитектором Аратой Исодзаки в Ла-Корунье, портовом городе в Галисии, на северо-западе Испании. Он был размещён в необычном для городских музеев месте – на отдалённом каменистом мысе пляжа Орзан, с роскошными видами на Атлантический океан. К музею с обратной стороны подступает средне-этажная жилая застройка – остатки строительного бума 70-х годов. Неподалеку от него знаменитый маяк Геркулеса, построенный ещё римлянами. Идеей архитектора было создать здание, которое бы имело простую, но выделяющуюся среди окружающей застройки форму, по масштабу равную легендарному маяку, и которое бы действительно соответствовало многослойному культурному контексту города.

Место, где разместился музей, известно также своими сильными ветрами и бурными океаническими волнами, что нашло своё отражение в архитектуре. Главный фасад решён как большая кривая плоскость 94 метра в длину и 16 в высоту. Создаётся впечатление, что здание было деформировано силами волн и океанического ветра. Фасад имеет чётко очерченные контуры и покрыт зеленоватой сланцевой плиткой со скрытыми креплениями. Другой фасад, выходящий на улицу с жилыми домами, разработан в образе японской ширмы. Несколько стен-экранов высотой 11 метров расположены под углом друг к другу и соответствуют масштабам окружающих домов. Крыша с зенитным фонарём для освещения внутреннего пространства музея объединяет два очень разных фасада в некоторое сложное целое.

В сам музей можно попасть двумя путями,  ведущими к одному главному входу. Первый маршрут начинается от берега моря, от южного угла участка музея, и продолжается вверх широкой каменной лестницей с террасами, организованными специально для отдыха. На одной из лестничных площадок, перед зданием музея, расположена бронзовая скульптура знаменитого колумбийского художника Фернандо Ботеро «Римский воин». В музей также можно попасть, не преодолевая большого количества ступеней, с улицы Ангела Реболо (Angel Rebollo), которая проходит за зданием. Доступ к экспозиционному материалу, оборудованию и хранилищам осуществляется через длинный пандус с той же улицы.

Музей Человечества – это первый музей в мире, сосредоточивший внимание на всеобщей биографии человечества. Около 200 интерактивных экспозиционных элементов предназначено для игрового изучения свойств человеческого вида. Программа музея организована на выставочной площади в 1200 кв. м. Интерьер характеризуется пространственной непрерывностью, как в вертикальном, так и в горизонтальном измерениях. Выставочные пространства расположены на разноуровневых платформах, связанных между собой пандусами и лестницами. Большой конференц-зал находится в пространстве музея над входом, который организован как сквозной проход через музей от набережной на улицу Ангела Реболо. Есть даже ресторан, расположенный под выставочным пространством, он имеет свой собственный вход. Ресторан выступает от фасада, расширяется вовне балконом, «стеклянной галереей», что является традиционным решением для северного побережья Испании.

Какими же уникальными свойствами обладает музей, что его следует выделить среди прочих проектов японского архитектора и подробно рассматривать? В 90-х Исодзаки постепенно отходит от японского метаболизма и европейского постмодернизма. Сам архитектор определил своё отличие тем, что в его зданиях возникает экспрессия, «живописность» отдельных элементов конструкции.

Криволинейный фасад Музея Человечества даёт новое качество языку Исодзаки, которое он будет стремиться повторить в своих следующих проектах. Наиболее очевидными формальными аналогиями с музеем в Ла-Корунье являются Музей искусств Центральной Академии художеств (CAFA) и Многофункциональный комплекс в Наре.

Музей искусств Центральной Академии художеств (CAFA)

Многофункциональный комплекс в Наре 

В других его проектах также возникают особенные, выразительные элементы, которые существует одновременно с метаболистскими и постмодернистскими формами. Это могут быть древовидные опоры крыши в Национальном конгресс-центре Катара в Дохе или выпуклые фрагменты фасада небоскрёба для Милана. Именно такие конструктивные и эмоциональные излишества делают архитектуру Исодзаки живой и узнаваемой в среде безликой, как говорит архитектор, «политизированной» архитектуры.


Текст: Невлютов Марат

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта