Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 октября 2016 г.

Музейная архитектура бюро C.F. Møller

10 октября в лектории Главного Штаба (Государственный Эрмитаж) прошла лекция архитектора Лоне Виггерс, которая представила музейные проекты студии C.F. Møller.

Компания была основана в 1927 году в Орхусе (Дания), на данный момент это одна из крупнейших практик в Скандинавии, её офисы располагаются также в Копенгагене, Осло, Стокгольме и Лондоне. В портфолио работ C.F. Møller есть разномасштабные проекты: это и ландшафты, и реновация, и городское планирование, коммерческие и образовательные проекты, и промышленный дизайн.

Подход студии можно охарактеризовать как гуманистический и холистический. Прежде всего, архитекторов бюро интересует функциональность пространства, процессы его формирования и то, какую реакцию оно вызывает у общества.

За время существования студия выполнила более тридцати музейных проектов, из которых двадцать три – это строительство специализированных музейных зданий. Говоря о подходе C.F. Møller к музейной архитектуре, Виггерс отметила, что самая главная предпосылка, из которой они исходят – функции музея сегодня не ограничиваются хранением коллекций. Музей может выступать исследовательским институтом, местом обучения, отдыха, развлечения, общения. Кроме того, важна культурная престижность музея, его способность поместить город или целый регион на туристическую карту мира.

Помимо этого, при проектировании музеев архитекторы C.F. Møller обязательно учитывают следующие характеристики:

- Пространство. Чем проще экспозиционные залы, тем лучше для посетителя.

- Пропорции. Они обязательно должны соблюдаться с учётом размеров экспонатов и необходимости периодической смены экспозиции.

- Поток. Необходимо продумывать не только движение посетителей, но и движение экспонатов (во время монтажа и демонтажа экспозиции) и сотрудников. При перемещении произведений искусства требуется соблюдение всех мер безопасности, а посетители не должны утомляться бесконечным кружением по одни и тем же залам.

- Освещение. Разные виды объектов требуют разного освещения: графика и фотография – искусственного, скульптура – бокового естественного, живопись – смешанного рассеянного.

Далее Виггерс представила избранные музейные проекты студии. Среди которых работы не только в Дании, но и в Великобритании.

Музей искусств Вендсиссели, реконструкция (Хьорринг, Дания)

Музей располагается в центре небольшого датского городка, в бывшей текстильной фабрике. Здание является частью исторического наследия региона, поскольку в своё время текстильная промышленность была важной составляющей его экономической жизни. Своим проектом студия попыталась вернуть в город жизнь, которая ушла из него с закрытием фабрики, создать новый культурный центр города. В результате получилась сложная трёхэтажная структура, включающая небольшие открытые площади. В части помещений были сохранена высота потолков, в остальном здании были созданы двух и трёхэтажные пространства. Кроме того, были сделаны световые колодцы, пропускающие дневной свет внутрь сооружения. Все окна были сохранены и тщательно отреставрированы.

Внутреннее пространство говорит на простом языке белого цвета. При этом в него частично включены остатки старой постройки – колонны и части стен. Аскетичность залов разбавляется дизайнерской мебелью, выполненной в экстравагантном, готическом стиле.

Дарвиновский центр (Лондон, Великобритания)

Центр представляет собой здание для показа коллекций Музея естественной истории, связанных с Чарльзом Дарвином. Задача, которая стояла перед проектировщиками, состояла в создании пространства для размещения 17 миллионов насекомых, 3 миллионов растений, а также 220 ученых и исследователей со всего мира. Необходимо было спроектировать новые пространства для лабораторий и обеспечить публичный доступ к коллекциям. В результате C.F. Møller придумали кокон, окружённый остеклённой металлической конструкцией. Концепция кокона символична, она связана с функциями сохранения и защиты, которые он выполняет в природе. Огромный масштаб здания подчёркивает важность хранимых коллекций. Музей замкнут внутрь себя, он не контрастирует с окружающей средой, создавая мягкую границу с окружающим ландшафтом, а синее стекло фасадов гармонирует с синеватыми камнями облицовки основного здания.

Национальный морской музей, расширение (Лондон, Великобритания)

Здание находится в зоне, охраняемой ЮНЕСКО, поэтому любая архитектура здесь должна быть незаметной. Задача студии была спроектировать расширение для музея, хранящего самую большую в мире военно-морскую коллекцию. Единственным возможным решением стало расположение большей части нового здания под землей. В подземном этаже были созданы входная зона и обширные выставочные пространства, а хранилища и архивы остались в историческом здании. Архитекторам удалось создать диалог между двумя зданиями за счёт повторения масштаба колонн, окон и общей геометрии барочных фасадов. 

Датская национальная галерея, расширение (Копенгаген, Дания)

Основное здание музея было построено в 1896 году для размещения королевской коллекции произведений искусства. Появившаяся у его северного фасада пристройка позволила связать воедино сад и весь музейный комплекс. Кроме того, благодаря созданию мостиков, соединяющих два здания, и остеклению, мрачный, серый фасад, который терялся в зелени парка, оказался открыт и доступен для изучения посетителями. Как и во всех проектах студии, вся деталировка выполнена деликатно, аккуратно рассчитана тень, а все коммуникации и инженерные системы тщательно скрыты.

В материале использованы изображения студии C.F. Møller

Читайте также:

Юлиан Вейер: «Школа перестала быть лишь местом передачи знаний»

Юлиан Вейер: «Следует думать новаторски»

Юлиан Вейер – об архитектуре учреждений здравоохранения

148
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта