Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
19 июля 2017 г.

Музей от кутюр

В самом сердце Парижа, районе Ле-Аль, рядом с Лувром, дворцом Пале-Рояль и Центром Помпиду, там, где когда-то давно располагались хлебные ряды, вы можете встретить огромную «шапку английского жокея». Так в романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго назвал стеклянный купол величественной La Bourse de Commerce – Парижской коммерческой биржи, которая была построена в 1763–1767 годах, а свой современный облик приобрела в начале XIX века. Увековеченное великим писателем и соседствующее с памятниками архитектуры мирового значения, здание никак не используется и ветшает, а в городском бюджете нет средств на его реставрацию.

За спасение исторического здания взялся владелец аукциона «Christie’s» и модных домов «Gucci», «Yves Saint Laurent», «Balenciaga» и «Christopher Kane» Франсуа Пино. К 2019 году он хочет «переделать» биржу в фонд современного искусства. Такую сложную задачу уже не в первый раз решит для него японский архитектор Тадао Андо.

Франсуа Пино и Тадао Андо

 «С Тадао Андо мы знаем друг друга больше 20 лет, и у нас было много совместных авантюр. Одна – совсем несчастливая, другие более удачные», – рассказал на пресс-конференции, посвящённой реконструкции биржи, Франсуа Пино. Притцкеровскому лауреату Тадао Андо – самоучке, бросившему карьеру боксёра ради архитектуры, и страстному поклоннику Ле Корбюзье – действительно не впервой переделывать памятники архитектуры. 12 лет назад он стал автором проекта центра современного искусства на острове Сеган в парижском пригороде Булонь, который хотел открыть Франсуа Пино. Но Париж не сразу поверил в коллекционера. Проект не был реализован, а предприниматель рассорился с властями. Тогда огромные инвестиции ушли в Венецию, где миллиардер превратил два исторических здания – Палаццо Грасси и бывшую морскую таможню Пунта делла Догана – в музеи (в 2006 и 2009 годах соответственно).

Палаццо Грасси

Пунта делла Догана

Но мысль о Париже не покидала коллекционера, и несколько лет назад он добился желаемого: мэрия города отдала ему в аренду на 50 лет биржу. По истечении этого срока здание возвратится городу.

Тадао Андо совместно с французским бюро «NeM Architects» уже разработал проект реконструкции, который предполагает сохранение исторического фасада здания и полное изменение его внутреннего пространства. Вместе с общественной оглаской появилась шутка, что сложнее перестроить только собор Парижской Богоматери. Для контроля за проведением строительных и реставрационных работ к проекту приставлен глава организации «French Heritage Society», которая занимается сохранением исторического наследия, архитектор Пьер-Антуан Гатье.  

Эскиз проекта Тадао Андо

Чтобы сохранить исторические стены нетронутыми, внутрь здания будет помещён повторяющий его форму цилиндр площадью 300 кв. м, 9 м в высоту (при высоте купола 35 м) и 30 м в диаметре, разбитый на три уровня, два из которых уйдут под землю. Он станет как бы зданием в здании и соединится с внутренним фасадом биржи коридорами. Такая реконструкция полностью изменит свойства пространства и позволит создавать масштабные инсталляции, к которым Франсуа Пино питает склонность.

Визуализация проекта

Ниже уровня земли, под галереей, расположится лекционно-концертный зал на 300 мест и фойе. В боковых пространствах ротонды на трёх уровнях – выставочные залы и ресторан. Именно там найдут себе дом работы Марка Ротко, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Дэмиена Хёрста и других художников.

Визуализация проекта

Общая площадь будущего здания Фонда современного искусства Пино – 7,7 тыс. кв. м, под выставочные залы выделено 3 тыс. кв. м. Вместительность музея составит до 2 тыс. человек. 

Отдельной частью проекта станет масштабная реставрация металлического купола биржи и фресок, восстановление фасадов, солнечных часов и фонтана у подножия колонны Екатерины Медичи, в которой располагалась её личная обсерватория. Тридцатиметровая колонна – это всё, что осталось от королевской резиденции.

Создавая музей в Париже, Франсуа Пино хочет сблизить моду с искусством. Фонд станет подобием «Fondation Louis Vuitton» в Булонском лесу и «Fondazione Prada» в Милане. «Создавая этот музей, я пишу следующую главу моего культурного проекта, цель которого – поделиться своей страстью к современному искусству с максимально широкой аудиторией. Я думаю, что мне и моей семье необходимо прилагать больше усилий для создания современных музеев, а не просить финансирования у государства», – сказал миллиардер.

Предприниматель потратит на строительные работы около 108 млн евро. Более того, на протяжении всей полувековой аренды семья Пино будет делать отчисления в городскую казну: 15 млн евро муниципалитет получит в первые два года, после этого ежегодные сборы будут составлять не менее 60 тыс. евро. Если доход фонда в год будет превышать 3 млн евро, его владельцам придётся платить ещё и дополнительный налог в 5%. По подсчётам семьи Пино, после завершения работ содержание фонда будет обходиться им примерно в 10 млн евро в год.

Сдача проекта запланирована на декабрь 2018 года, открытие – на начало 2019 года.


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта