Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
19 июля 2017 г.

Музей от кутюр

В самом сердце Парижа, районе Ле-Аль, рядом с Лувром, дворцом Пале-Рояль и Центром Помпиду, там, где когда-то давно располагались хлебные ряды, вы можете встретить огромную «шапку английского жокея». Так в романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго назвал стеклянный купол величественной La Bourse de Commerce – Парижской коммерческой биржи, которая была построена в 1763–1767 годах, а свой современный облик приобрела в начале XIX века. Увековеченное великим писателем и соседствующее с памятниками архитектуры мирового значения, здание никак не используется и ветшает, а в городском бюджете нет средств на его реставрацию.

За спасение исторического здания взялся владелец аукциона «Christie’s» и модных домов «Gucci», «Yves Saint Laurent», «Balenciaga» и «Christopher Kane» Франсуа Пино. К 2019 году он хочет «переделать» биржу в фонд современного искусства. Такую сложную задачу уже не в первый раз решит для него японский архитектор Тадао Андо.

Франсуа Пино и Тадао Андо

 «С Тадао Андо мы знаем друг друга больше 20 лет, и у нас было много совместных авантюр. Одна – совсем несчастливая, другие более удачные», – рассказал на пресс-конференции, посвящённой реконструкции биржи, Франсуа Пино. Притцкеровскому лауреату Тадао Андо – самоучке, бросившему карьеру боксёра ради архитектуры, и страстному поклоннику Ле Корбюзье – действительно не впервой переделывать памятники архитектуры. 12 лет назад он стал автором проекта центра современного искусства на острове Сеган в парижском пригороде Булонь, который хотел открыть Франсуа Пино. Но Париж не сразу поверил в коллекционера. Проект не был реализован, а предприниматель рассорился с властями. Тогда огромные инвестиции ушли в Венецию, где миллиардер превратил два исторических здания – Палаццо Грасси и бывшую морскую таможню Пунта делла Догана – в музеи (в 2006 и 2009 годах соответственно).

Палаццо Грасси

Пунта делла Догана

Но мысль о Париже не покидала коллекционера, и несколько лет назад он добился желаемого: мэрия города отдала ему в аренду на 50 лет биржу. По истечении этого срока здание возвратится городу.

Тадао Андо совместно с французским бюро «NeM Architects» уже разработал проект реконструкции, который предполагает сохранение исторического фасада здания и полное изменение его внутреннего пространства. Вместе с общественной оглаской появилась шутка, что сложнее перестроить только собор Парижской Богоматери. Для контроля за проведением строительных и реставрационных работ к проекту приставлен глава организации «French Heritage Society», которая занимается сохранением исторического наследия, архитектор Пьер-Антуан Гатье.  

Эскиз проекта Тадао Андо

Чтобы сохранить исторические стены нетронутыми, внутрь здания будет помещён повторяющий его форму цилиндр площадью 300 кв. м, 9 м в высоту (при высоте купола 35 м) и 30 м в диаметре, разбитый на три уровня, два из которых уйдут под землю. Он станет как бы зданием в здании и соединится с внутренним фасадом биржи коридорами. Такая реконструкция полностью изменит свойства пространства и позволит создавать масштабные инсталляции, к которым Франсуа Пино питает склонность.

Визуализация проекта

Ниже уровня земли, под галереей, расположится лекционно-концертный зал на 300 мест и фойе. В боковых пространствах ротонды на трёх уровнях – выставочные залы и ресторан. Именно там найдут себе дом работы Марка Ротко, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Дэмиена Хёрста и других художников.

Визуализация проекта

Общая площадь будущего здания Фонда современного искусства Пино – 7,7 тыс. кв. м, под выставочные залы выделено 3 тыс. кв. м. Вместительность музея составит до 2 тыс. человек. 

Отдельной частью проекта станет масштабная реставрация металлического купола биржи и фресок, восстановление фасадов, солнечных часов и фонтана у подножия колонны Екатерины Медичи, в которой располагалась её личная обсерватория. Тридцатиметровая колонна – это всё, что осталось от королевской резиденции.

Создавая музей в Париже, Франсуа Пино хочет сблизить моду с искусством. Фонд станет подобием «Fondation Louis Vuitton» в Булонском лесу и «Fondazione Prada» в Милане. «Создавая этот музей, я пишу следующую главу моего культурного проекта, цель которого – поделиться своей страстью к современному искусству с максимально широкой аудиторией. Я думаю, что мне и моей семье необходимо прилагать больше усилий для создания современных музеев, а не просить финансирования у государства», – сказал миллиардер.

Предприниматель потратит на строительные работы около 108 млн евро. Более того, на протяжении всей полувековой аренды семья Пино будет делать отчисления в городскую казну: 15 млн евро муниципалитет получит в первые два года, после этого ежегодные сборы будут составлять не менее 60 тыс. евро. Если доход фонда в год будет превышать 3 млн евро, его владельцам придётся платить ещё и дополнительный налог в 5%. По подсчётам семьи Пино, после завершения работ содержание фонда будет обходиться им примерно в 10 млн евро в год.

Сдача проекта запланирована на декабрь 2018 года, открытие – на начало 2019 года.


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта