Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 июня 2016 г.

Монастырь-крепость Тврдош – урок для архитекторов

Как архитекторы, построившие монастырь 16 столетий назад, позволяют сегодня зарабатывать монахам.

Немного истории

Если вы будете на Балканах, то обязательным пунктом любой туристической программы будет монастырь Тврдош, находящийся недалеко от Требинье. Вам расскажут легенду о том, что его основали сам император Константин и его мать Елена. Это подтверждают остатки фундамента IV века, которые видны в стеклянных вставках в полу, и старые мозаики.

На протяжении своей истории монастырь несколько раз разрушался и восстанавливался. Почти два столетия, в XVI–XVII веках, он даже был резиденцией Хумско-Герцеговинской Митрополии. Затем его взорвали венецианцы.

Последнее восстановление началось в  1928 году.  Глядя сейчас на этот монастырь-замок, даже не верится, что ещё пару столетий назад он лежал практически в руинах, и от него, по сути, оставался только нетронутый временем подвал. Но к монастырским подвалам мы вернёмся несколько позже.

Архитектура монастыря

Это типичный храм-крепость, возведённый в романском стиле. Он стоит на горе, как и положено, с него просматривается вся окружающая местность. Храм имеет ясный архитектурный силуэт, простую отделку камнем. Крепость идеально вписывается в окружающую природу, она словно вросла в гору.

Стенам здесь стоит уделить особое внимание. Они отличаются массивностью, подчеркивая своё, прежде всего, оборонительное назначение. Толщина стен в отдельных местах достигает метра и более. Проёмы окон достаточно узкие и сделаны в виде арок.

Отсылом к вардарскому архитектурному стилю, господствовавшему здесь в период второго восстановления храма, служат необычно оформленные арочные окна с заставками, в которых проделаны круглые отверстия. Эту характерную черту для оформления окон можно встретить во многих балканских храмах.

Есть в этом замке и смотровая башня, возведённая на прежнем фундаменте. Вероятно, когда-то крепость была больше, и башня находилась всё-таки глубже во внутреннем периметре. Остальные постройки, как видно при съемке сверху, составлены из простых форм.

Сама церковь по построению напоминает раннехристианскую базилику с продольной пространственной организацией в форме креста. Среди характерных черт – и это видно на внутренних интерьерных снимках – широкое использование арок и полуциркульных сводов.

Восточная  алтарная часть не просто увеличена. С её стороны даже предусмотрено дополнительное освещение через «розу». Это большое круглое окно с фигурным переплетом, который в данном случае имитирует скорее звезду с симметричными лучами. Кроме символической части (роза олицетворяет колесо Фортуны или цикличность времени) – это окно имеет вполне прозаическое назначение, обеспечивая достаточный уровень освещения.

Храм оптически кажется больше из-за стремящейся в небо колокольни, построенной прямо на входе. Мощные каменные своды внутри церкви  покрыты штукатуркой с удивительно красивой росписью. Сделана она в XVI в. после большой реконструкции в период очередного расцвета монастыря.

Фресками занимались самые известные на тот момент на Балканах художники: монах Марко Стефанов и  художник Вицко Повров. Манера росписи, кстати, так же отсылает к романскому стилю. Достаточно посмотреть религиозную литературу тех времен, чтобы  увидеть повторение не только тематики, но и цветового решения. На фресках преобладают красный и насыщенный синий цвета, дополненные золотом.

Полуциркульные окна в верней части храма обеспечивают отличное освещение, позволяя подробно разглядеть изображения.

И ещё одна характерная делать интерьера, на которую невозможно не обратить внимание, – это украшение церкви резным деревом. Массивная, но всегда гостеприимно распахнутая дверь на входе, кружевные врата перед алтарём и служебные предметы мебели поражают обилием резных узоров и невольно притягивают взгляд.

Монастырский подвал

Собственно, подвал всегда являлся значимой частью любого замка. Он должен был быть достаточно большим, чтобы хранить, как минимум, годовой запас продуктов на случай возможной осады. Надо ли говорить, что к строительству таких сооружений подходили основательно.

Монастырский подвал в Тврдоше, как видно на снимках, до сих пор сложен из тех самых старых камней, заложенных при первоначальном строительстве. Это самая древняя «оригинальная» часть монастыря.

В дальнейшем подвал стал использоваться для хранения пороха, что и привело к очередному разрушению обители. В конце XVII века венецианцы, воюя с турками, взорвали порох в подземных хранилищах. В результате храмовый комплекс был настолько разрушен, что монахи ушли отсюда на 200 лет. Примечательно, что следующее восстановление монастыря началось именно с подвалов. Выяснилось, что они, несмотря на взрывы, оказались в достаточно хорошем состоянии.

Впечатляет монастырский подвал и сейчас. Его устойчивость в течение почти шестнадцати столетий объясняется надёжностью конструкции.  Цилиндрические своды, выложенные из массивного камня, создают в поперечном сечении половинку эллипса. Простая форма, при которой перекрытие опирается на параллельно расположенные стены, доказала свою устойчивость в веках.

Причём меня поразила удивительная сухость этих подвалов. А ведь зимы на Балканах довольно сырые, и это является серьёзной проблемой даже при строительстве современных зданий. Решить её можно только за счёт очень хорошей вентиляции. Так вот в этом подвале вентиляция спроектирована так, что до сих пор работает отменно.

Равномерно расположенные окна расширяются внутрь и практически не видны снаружи. Это даёт возможность свободно циркулировать воздуху, но не позволяет залетать внутрь дождю. Даже при беглом осмотре в подвалах, тянущихся под монастырем, видны и другие вентиляционные отверстия.

В итоге здесь сформировался уникальный микроклимат: постоянная температура плюс постоянный уровень влажности. Этим и воспользовались монахи, старающиеся поддерживать в порядке восстановленный монастырь. Теперь в подвале располагается винный погреб с дубовыми бочками по 5 тысяч литров. Вин производят множество, и многие из них регулярно получают престижные награды на профессиональных выставках.

Вот так настоящее мастерство архитекторов из прошлого позволяет выживать монастырю в настоящем. Думается, такому строительству на века стоило бы поучиться многим современным архитекторам.

Фото: Маргарита Епатко 

200
Текст: Епатко Маргарита

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта