Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
10 февраля 2017 г.

Модернизм Шарлотты Перьен

Француженка Шарлотта Перьен (Charlotte Perriand, 1903-1999) была одним из новаторов в мебельной архитектуре и дизайне интерьеров XX века. Её открытия относились прежде всего к изменению взгляда на качество жизни: подобно большинству пионеров модернизма, она была убеждена, что мебель должна быть минималистичной, комфортной и относительно недорогой, изготавливаться в промышленных масштабах и быть доступной обычному человеку. Но при этом, в отличие от многих модернистов, Перьен не сводила свои объекты к схемам из металла: в её мебели большое внимание уделено пластике и тактильности.

В первой четверти XX века архитектура и дизайн всё ещё считались сугубо мужскими профессиями, и женщины в них встречались довольно редко. Даже школа Баухауз, принимавшая женщин, не позволяла им заниматься архитектурой и промышленным дизайном – женщины могли обучаться только работе с текстилем. В это время Шарлотта Перьен выучилась в школе прикладного искусства при парижском обществе художников-декораторов в мастерской Анри Рапена – художника, работавшего в стиле ар-деко, и, вопреки классической школе, которая её окружала, мечтала работать с новыми индустриальными материалами. 

Шарлотта Перьен на кресле LC4, разработанном вместе с Ле Корбюзье и Пьером Жаннере

Вдохновлённая публикациями Ле Корбюзье, 24-летняя Шарлотта попыталась устроиться на работу в его бюро, но получила отказ с подписью «Мы не вышиваем подушек! (Очаровательно!)».

После отказа дизайнер переоборудовала собственные небольшие апартаменты в барную комнату, полностью отделанную алюминием, хромом и стеклом  – и показала этот проект на Осеннем салоне в Париже.

Шарлотта Перьен, «Бар под крышей», 1927

Двоюродный брат и деловой партнёр Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, привёл кузена посмотреть на это. Так в 1927 году началось десятилетнее сотрудничество Шарлотты Перьен с этой архитектурной мастерской.

Ле Корбюзье, Шарлотта Перьен, Пьер Жаннере

Шарлотта Перьен и рука Ле Корбюзье, который держит тарелку

Вместе они создали несколько знаменитых мебельных объектов, в том числе легендарный шезлонг LC4 и кресло Grand Comfort, которые появились в 1928 году – эти объекты до сих пор производит мебельный бренд Cassina.

Шезлонг LC4

Кресло GrandComfort – общий вид, каркас

Это трио разработало ещё несколько стульев. Стул для бесед В301 напоминает легендарное кресло «Василий», придуманное Марселем Бройером всего на пару лет раньше. Подобно баухаузовскому креслу,  В301 состоит из металлической рамы и ткани, которая на ней растянута, но имеет более удобную спинку, чтобы между телом и мебелью была связь, которая всегда казалась Ле Корбюзье важной.

Марсель Бройер, стул «Василий» (слева) и стул В301 (справа)

Стул В302 предусматривался как компаньон для письменного или обеденного стола: основание круглого табурета было дополнено мягкой полукруглой спинкой.

Мебель Шарлотты Перьен на выставке в Музее дизайна Цюриха, 2010

Шарлотта Перьен покинула мастерскую Ле Корбюзье в 1937 году, но продолжала иногда сотрудничать с ним. Она также имела общие проекты с Жаном Пруве и Фернаном Леже. В 1940-м Перьен уехала в Японию как официальный советник министерства торговли и промышленности Франции и прожила там два года. Затем на четыре года переехала во Вьетнам, где освоила местное ткацкое ремесло и локальные техники плетения мебели.

Мебель Шарлотты Перьен. На переднем плане версия шезлонга LC4, выполненная из бамбука, впервые выпущенная в Японии в 1940 году

Вернувшись во Францию в 1946 году, Перьен работала в архитектурных мастерских в качестве дизайнера мебели. В начале 50-х разрабатывала прототипы кухонного оборудования для марсельской Жилой единицы. Проектировала мебель для офисов Air France. В это же время Перьен начала создавать книжные шкафы и полки, которые стали одними из самых знаменитых объектов, выполненных по её эскизам.

Кухонное оборудование для Жилой единицы в Марселе

Стул для AirFrance

В 1960-х Шарлотта Перьен продолжала проектировать вместе с легендарным функционалистом  и разрабатывала собственные проекты.

Платяной шкаф, разработанный вместе с Ле Корбюзье, 1959 (слева). Односпальная кровать по проекту Шарлотты Перьен, 1959 (справа). Мебель в интерьере (по центру)

Дизайнер прожила до 96 лет и работала почти до самого конца. Сегодня мебель, сделанную по её проектам, можно купить: все эксклюзивные права на производство принадлежат компании Cassina – той самой, которая до сих пор производит и мебель, разработанную в мастерской Ле Корбюзье.

Читайте также:

Ле Корбюзье: «господин Воронов» вчера и сегодня

Интеграция женщин и групп населения в строительство и архитектуру

Женщины в архитектуре 2016. Неравенство мужчин и женщин

Women power: женщины в архитектуре


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта