Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 февраля 2015 г.

Lumos Maxima, или Еще больше света

Lumos Maxima, или Еще больше света
 

Куратор светового фестиваля «Не темно» Артём Антипин поделился своими впечатлениями от Lux Helsinki-2015.


 

На фестиваль в Хельсинки я поехал, чтобы, во-первых, перенять опыт организации таких мероприятий, а во-вторых, привезти какую-нибудь необычную инсталляцию на наш фестиваль «Не темно-2015». Здесь мероприятие проходит уже в седьмой раз, и если первые работы были в основном в жанре архитектурной подсветки, то с 2008 года и далее, по сегодняшний день, организаторы стали экспериментировать с небольшими авторскими инсталляциями. В этом году было представлено 17 работ, настолько разноплановых по своему смысловому наполнению, что многие посетители просто не понимали того, что они видят. Вероятно, все художественные фестивали сталкиваются с такой проблемой из-за слабой разработки информационных блоков в рамках мероприятия. На Lux-фестивале были установлены лайтбоксы, которые показывали, как дойти до следующей инсталляции, но пояснений к самой работе на них почему-то не было. Однако огромный плюс фестиваля в Хельсинки в том, что это именно городская инициатива, и организацией занимается местное туристическое бюро, куда можно прийти и взять гида, говорящего на русском, английской или финском языке. Я не знал об этом, так как сам ездил с переводчиком, и в гиде просто не было необходимости, но мы как-то случайно присоединились к русской группе, походили с ними, послушали истории о различных зданиях и монументах города, а заодно узнали о такой удобной услуге в турбюро.

Безусловно, уровень организации – не единственное, что мне запомнилось. Фирменный стиль Lux Helsinki мне сначала не понравился: на программках, в буклетах, на лайтбоксах и разнообразной атрибутике были изображены разноцветные мозаичные круги. Но потом оказалось, что в Хельсинки есть два больших колеса обозрения, которые по ночам светятся. Из окон нашей гостиницы в виде башни открывалась вся панорама города – так я и увидел эти два колеса. А впоследствии, после посещения Музея дизайна, я понял, на чем, собственно, был построен стиль фестиваля. Оказывается, так исторически сложилось, что финский дизайн стал классическим образцом в производстве стеклянной посуды – рельефной, из яркого цветного стекла, подобную той, которую сейчас в IKEA продают. Вот этот финский дизайн 50-60-х годов и взяли за основу в оформлении мероприятия.

Формат фестиваля тоже был довольно необычным для меня. Если в Екатеринбурге у нас был такой год тотальных экспериментов – сделали огненное шоу, автобусы до инсталляций, буклеты с программой, – то для фестиваля уровня Хельсинки это уже пройденный этап. Фаер-шоу здесь тоже было, и оно весьма органично сочеталось со световым в работе довольно известного абстрактного художника Миики Рииконена. Он делал световую проекцию на ступеньки и стены Кафедрального собора на набережной, каждый раз напоминая о разнообразии архитектурной подсветки. В общей сложности шоу длилось около пяти минут, после чего начиналось представление «Цирк огня». Но это скорее исключение – фестиваль в большей степени ориентирован на современное технологичное искусство.

Такова, например, работа Anonymous, которая представляла собой световой куб. Человек заходит внутрь куба, и его тень проецируется на фасад здания. При этом можно двигаться, управлять изображением, даже говорить в микрофон. Но из-за того, что к инсталляции не было дано никакого пояснения, люди просто приходили, смотрели на свою тень и не понимали, что делать. Народу было много, и мне кажется, что если бы работу чем-нибудь дополнили, хотя бы звуковым сопровождением, она бы имела больший успех. На самом деле, эта инсталляция довольно любопытная: куб визуализирует голос и движение говорящего, создавая абстрактную динамику света, но при этом не показывает нам того, кто находится внутри. Это иллюстрирует очень современное явление, когда человек предпочитает высказываться или совершать какие-либо действия, не раскрывая себя.




Инсталляция «Одна минута славы» – это довольно известная форма, ранее здесь и на многих других фестивалях ее показывали. Суть формы – в технологии, когда по периметру включаются разные прожекторы и от этого тень становится динамичной и меняет цвет. В этой работе человек так же вставал в центр, и его разноцветная тень уменьшалась или увеличивалась, двигалась по кругу под звуки сердечного ритма. Мне нравится сама технология, но работа не впечатлила, так как я видел более интересные воплощения этой идеи – в больших пространствах, по которым тени могут передвигаться бесконечно, и это выглядит завораживающе.

Еще одна инсталляция – «В основном хороший обзор» – принадлежала художнику Иммануилу Паксу, с которым я потом даже познакомился. Это просто статичная световая картинка и несколько рядов скамеек напротив нее. Люди садятся, надевают специальные очки, после чего перед их глазами возникает пелена. Из-за того, что яркий свет бьет в глаза, создается абстрактная картинка, и человек полностью теряет ориентацию в пространстве. Даже когда кто-то сидит рядом, невозможно дотянуться до него рукой, потому что не понимаешь, что происходит, особенно если головой помотать. Эта работа размещалась в торговом центре, в чем был ее несомненный плюс, поскольку температура на улице в Финляндии несколько ниже, чем на фестивале в Екатеринбурге.



Water Light Graffiti Антона Фурно – пожалуй, одна из немногих работ, где зритель становится соавтором инсталляции. Большой экран из множества светодиодов оживает при соприкосновении с водой. Датчики света реагируют на воду, и поэтому на темном полотне можно нарисовать или написать что-нибудь кистью или даже пальцем и так создать свое световое граффити. Потом экран протирают сухими полотенцами, и можно снова рисовать.

Одна из моих любимых инсталляций – «Полуночное солнце», которую мы даже решили привезти в Екатеринбург на следующий фестиваль, – сочетает в себе множество аллюзий на различные факты в финской культуре. В Финляндии, как и в России, отмечают праздник Ивана Купалы, только здесь он называется Juhannus. Для финнов это чуть ли не самый почитаемый праздник в году: хороводы, венки, цветущий папоротник, магические ритуалы... В работе «Полуночное солнце» художники как раз и пытаются воссоздать атмосферу такой мистической летней ночи. Этому способствует и звуковое сопровождение, которое было записано в лесу 21 июня, в ночь Juhannus – эдакое медитативное засыпание природы.
Кроме того, в инсталляции нашел отражение и известнейший карело-финский эпос «Калевала». Сам эпос совершенно не систематичный, в нем постоянно меняются персонажи, но один – Вяйнямейнен – присутствует постоянно. Он делает кантеле – музыкальный инструмент из зубов огромной щуки. Именно этот образ щучьих зубов и лег в основу инсталляции: белые, заостренные на концах стволы деревьев стоят за стеклом, а от них расходятся лучи света. Место инсталляции тоже было выбрано не случайно. Ее установили в витрине Хельсинкского Дома музыки, в котором были впервые исполнены четыре симфонические легенды Яна Сибелиуса по мотивам «Калевалы». Эта работа мне больше всех и понравилась, потому что она очень финская.



Я не знаю, как местные организаторы работают с художниками, но довольно большой процент инсталляций, которые они привозят, – это уже известные формы с мировых фестивалей света, а не новые авторские работы, о которых хотелось бы заявить. Одной из таких всемирно известных световых работ можно назвать Ovo – инсталляцию в виде огромного яйца из деревянных перекладин со светодиодами, символизирующего начало новой жизни. Люди могли заходить внутрь и наблюдать цветовую анимацию под умиротворяющие звуки музыки.




Единой темы в этом году не было, что позволило художникам представить самые странные идеи – допустим, такие, как человек из фольги или работа Вилле Мякели «Владимир», олицетворяющая протест против политической идеологии России. В последней тени от различных предметов образуют портрет Владимира Путина на фоне радужного полотна.



Из подобных инсталляций мне больше всего запомнилась «Мандала» Ишмаила Сандстроема. Молодой человек болеет диабетом и сделал инсталляцию из того, что видит каждый день: из шприцев, игл, каких-то трубочек, приборов. Все это было подсвечено светодиодами, и из-за того, что медицинские предметы прозрачные, изначально казалось, что видишь нечто красивое, но, подойдя поближе, понимаешь, что красота эта довольно зловеща.



Видео по данной теме можно посмотреть здесь .

Фото: Артём Антипин, Jussi Ratilainen, Ilkka Paloniemi

Текст: Соковнина Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта