Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 июня 2017 г.

Кто эти люди? Притцкеровская премия 2017

Притцкеровская премия 2017 года, которая была вручена испанскому бюро RCR Arquitectes в марте, вызвала бурную реакцию всей профессиональной общественности. Одни изумились, откуда взялись лауреаты, проекты которых до вручения премии даже англоязычный Google знал через один, другие с восторгом восприняли это: новые имена и окончательное движение прочь от звёздной архитектуры. 

Накануне премии англоязычные блоги об архитектуре почти повсеместно проводили голосование, кто же получит престижную награду в этом году. Среди кандидатов не было испанского трио (название бюро – это аббревиатура из имён трёх его основателей: Рафаэль Аранда, Карме Пигем, Рамон Вилальта). Зато были Дэвид Чипперфильд, Бьярке Ингельс, Су Фудзимото, Массимилиано и Дориана Фуксас, Стивен Холл, Смильян Радич, Дэвид Аджайе, Дьебедо Франсис Кере и многие другие.

Что же случилось? Притцкеровская премия долгое время вручалась именитым архитекторам, карьера которых шла по нарастающей, содержала очевидные вау-эффекты и для которых эта награда была как бы естественным дополнением к их международной известности – Фрэнк Гери, Заха Хадид, Томас Мейн. Сложно сказать, что у этого процесса есть какая-то дата начала: Гери получил свою премию в 1989, Херцог и Де Мёрон в 2001, Заха – в 2004. И всё же первое десятилетие 2000-х было отмечено подъёмом интереса к звёздным архитекторам: несколько фигур попало в поле зрения всего мира, в том числе и людей, совершенно далёких от архитектуры. 

Stararchitects, получившие Прицкеровскую премию: Фрэнк Гери (1989), Заха Хадид (2004), Том Мейн (2005) 

И вдруг эта тенденция начала сходить на нет: в 2009 году Притцкеровскую премию присудили Петеру Цумтору, мастеру маленьких швейцарских домиков и больших нюансов.

Дальше – больше: в 2010 японцы Кадзуо Седзима и Рю Нисадзава получили своего коллективного Притцкера – тогда премия впервые была вручена двум людям, в 2014 году премию получил Шигеру Бан за буквально бумажную архитектуру, разработанную для разных точек Земли, пострадавших от стихийных бедствий. В 2015 лауреатом стал Ван Шу – китайский архитектор, который строит свои здания из материалов от снесённых зданий. Затем в 2016 премию получил Алехандро Аравена, и социальная архитектура стала безусловным трендом, который, однако, несколько дискредитировал себя после последней биеннале и нескольких скандалов, связанных со строительством зданий в отдалённых уголках Земного шара. 

Лауреаты Притцкера разных лет: Кадзуо Седзима и Рю Нисадзава, SANAA (2010), Ван Шу (2015), Алехандро Аравена (2016) 

RCR Arquitectes появились на сцене неожиданно ещё и потому, что сегодня существует несколько крупных архитекторов, не удостоенных этой большой награды, но весьма заметных в мировой архитектуре – именно их имена попадают в опросники международных сайтов уже который год. Почему же именно испанская команда из Каталонии, проектирующая исключительно в своём регионе, получила высокую награду? 

Навес для ресторана LeCols, Олот, провинция Жирона. RCR Arquitectes, 2011 

Можно было бы предположить, что Притцкеровские премии последних лет так отличаются друг от друга, потому что жюри ищет значимые архитектурные повестки, вместо того, чтобы награждать и без того титулованных архитекторов. Однако разговор только об одной, магистральной  архитектурной повестке в условиях современного мира кажется странным и немного абсурдным, потому что действительность всё усложняется, а значит и архитектурных сюжетов в ней становится всё больше. 

Детский сад Elpetitcomte, Безалу, провинция Жирона. RCR Arquitectes, 2010 

RCR Arquitectes занимаются именно архитектурой: работой с материалом, конструкцией, светом, ритмом. В их работах нет горячего социального активизма, как у Аравены – но, как и любая подлинная архитектура, их работы связаны с социальным контекстом. Это бюро – не архитекторы международного уровня: они тридцать лет проектируют в родной Каталонии, в основном в Жироне. Эта архитектура – очень современная и в то же время очень контекстуальная: решения RCR Arquitectes достаточно скромные, сомасштабные задачам – ресторан, детский сад, частный дом, и в то же время каждое из этих решений детально обдумано и проработано, в каждом случае найдены умные и изящные решения, которые и не сразу можно заметить. Традиционная для испанцев техническая подкованность находит своё отражение в том, как умело бюро сочетает технологические приёмы с художественным высказыванием. 

Театр Lalira, Риполь, провинция Жирона. RCR Arquitectes, 2012. 

После присуждения Притцкера об RCR Arquitectes часто говорят как о команде, работающей со ржавым металлом, однако круг материалов, который они используют, гораздо шире – здесь есть и стекло, и дерево, и металл без ржавчины.

Притцкер 2017 года – неожиданный и интересный выбор. Многие считают, что жюри незаслуженно присудило эту награду европейскому бюро средней руки, чтобы ускользнуть от сложностей и не выбирать победителя ни среди звёздных архитекторов, ни среди социальных активистов. Однако этот выбор можно рассматривать и иначе: престижной мировой наградой могут быть отмечены не только сверхгромкие проекты, но и просто качественная архитектура. 

Библиотека имени Жоана Оливера, Барселона, провинция Жирона. RCR Arquitectes, 2007 

Интересна в награде этого года и ещё одна тенденция: от персонального приза, присуждаемого одному архитектору-демиургу, за которым, однако, всегда стоит мощная команда, Притцкеровская премия превращается в премию коллективную, командную – RCR Arquitectes впервые получили этот приз как команда, в которой больше 2-х человек. До этого премию давали только дуэтам: Жак Херцог и Пьер дю Мёрон в 2001 году впервые получили её вдвоем, следующим дуэтом стали Седзима и Нисадзава, и это было существенной переменой – в 1991 году Притцкера получил только Роберт Вентури, хотя вся его практика (в том числе и литературная) велась вместе с женой Дениз Скотт-Браун. Тогда, несмотря на бурные протесты профессионального сообщества, премию так и не присудили им двоим.    

Жилой дом Casa Rural, Ла-Ван-де-Бианья, провинция Жирона. RCR Arquitectes, 2007

264
Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта