Живые крыши: от мала до велика
Концепт кокона: вещь в себе
Лаконично, гладко и обтекаемо об архитектуре в форме кокона.
Даже самые фантастические объекты дизайна и архитектуры всегда вдохновлены природой и миром вокруг нас, и эту связь еще никому не удалось нарушить. Колонны-стволы, дома-муравейники, шопинг-моллы-айсберги, отели-соты, офисы-змеиные гнезда, апартаменты-берлоги... Но, пожалуй, один объект живой природы архитекторы копируют с особым трепетом. Это кокон. Метафора материнской утробы, экзистенциональной пещеры подсознания. Кокон – символ трансформации одной формы жизни в другую. Что-то вроде кабинки на пляже – вошел человек одетый, а вышел обнаженный, беззащитный, готовый к тому, чтобы «сия пучина поглотила ея». Бесконечный цикл превращений, заключенный в один предмет, минималистичный до абсолюта.
И, несмотря на триумфальное существование таких гигантов архитектурной мысли, как небескреб-кокон Mode Gakuen Cocoon Tower в Токио или полные замысловатых пустот офисы-коконы в Цюрихе, этот концепт наиболее близок нам в его немноголюдном, персональном прочтении. Все же кокон – вещь интимная, туда и гостей неловко приглашать. Индивидуализм в самом красивом его понимании.
Гигантский плетеный кокон, обвивший деревья в парке Hooke британского Дорсета, – не то чтобы гимн, но песнь неспешному созерцанию красоты окружающего мира. Он был построен студентами Школы архитектурной ассоциации в Лондоне (Architectural Association School of Architecture) как возможность уникального опыта видения и чувствования. Нарезанные на тонкие полоски полотна фанеры из кедра сплетены без всякого стремления к совершенству и закреплены над землей на специальной системе подвесов. Дневной свет, проникающий внутрь кокона через множество щелей, превращает The Cocoon в аморфный объект, готовый раствориться в окружающей среде вместе с сидящим внутри человеком.
Как известно, если человек не идет на природу, природа сама идет к человеку. Решительным ответом экологически недружелюбной урбанизации острова Тайвань стал бамбуковый кокон в самом центре шумного Тайбэя. Финский архитектор Марко Касагранде (Marco Casagrande) сконструировал предельно простой по форме и многозначительный по смыслу павильон Cicada. Заявленное как «городская акупунктура», это сооружение, словно росток, пробивающийся сквозь бетон, разрушает окружающую индустриальную серость. Внутри Cicada – обломки скал, площадка для открытого огня, окруженная металлическими скамьями. Безмятежная обстановка превращается почти в ритуальную, когда дым от костра поднимается к своду в форме эллипса и выходит наружу, сигнализируя городу, что в каменных джунглях есть жизнь.
Но кокон может нести идею простоты и органики в массы и одновременно быть роскошной деталью люкс-класса. Дизайнеры стамбульской архитектурной студии Autoban внедрили в интерьер нового терминала международного аэропорта в Баку 16 коконов-стручков, готовых стать торговыми киосками, кафе, салонами красоты и детскими игровыми комнатами. Выполненные в форме то ли бриллианта, то ли традиционного восточного пирожка, эти деревянные коконы с покрытием из дуба выразительны как вполне самостоятельная скульптурная группа и при этом остаются уютными предполетными гнездами.
Кокон на службе у человека очарователен и, бесспорно, полезен. Как пример – канадский город Виннипег. Там, по неписаным правилам подледного лова, рыбак обязан сидеть примерзшим ко льду, дабы не спугнуть дичь. Но резвиться на льду при температуре минус сорок – несколько утомительно. Поэтому заботливые местные власти профинансировали проект «флотилии» временных домиков-коконов, свернутых из двухслойной фанеры. Угол наклона домиков различен, и, собранные вместе, они защищают друг друга от ветра и солнца. Издалека кластер этих коконов выглядит, словно компания пингвинов или полярников.
Молодой корейский дизайнер Ханг Ким (Hang Kim) интерпретировал концепцию кокона, безапелляционно обнажая реалии общества. Без излишней поэтики он создал нужный предмет – портативный картонный кокон для бездомных. Это убежище, складывающееся по заданным линиям, легкое на подъем и удобное для перемещения. Вот она, чистая идея кокона: существование живого существа, каким бы уродливым оно ни было, всегда может быть трансформировано в нечто лучшее.
София Калбазова, дизайнер (Краснодар):
– Соглашусь, кокон служит вдохновением всем, кто имеет дело с созданием форм объектного мира. Если говорить об утилитарном применении кокона, допустим, в декоре помещения, то это, прежде всего, замкнутость линий, выпуклость деталей, плавность и законченность. Не обязательно вводить в интерьер космического вида мебель или делать сложные потолки. Мягкий монохромный цвет, зонирование или расстановка мебели по кругу, эффект глубины, создаваемый картинами или фотографиями, культовые предметы мебели как смысловой центр комнаты, такие, например, как кресло-яйцо Арне Якобсона или кресло-пузырь Ээро Аарнио. И, конечно же, освещение. Ровное, приглушенное, варьируемое по высоте, создающее эфемерный, но ощутимый контур кокона. Текстиль – чистый хлопок и фактурный шелк-сырец. И не забудьте наполнить ваш кокон энергией любви и покоя.
Комментарии