Живые крыши: от мала до велика
Конструктивизм: функция минус декор
Эскиз ткани, Варвара Степанова
Мебель Геррита Риттвельда
Мавзолей Ленина, архитектор А.В.Щусев
Здание Баухауса, Германия
Знаменитый шезлонг Ле Корбюзье
Гостиница Исеть, Свердловск
Здание Главпочтамта, Свердловск
Белая башня, Екатеринбург
Интерьер квартиры 50, дом Корбюзье в Марселе, дизайн братьев Буруллеков
Конструктивизм – движение в искусстве России, возникшее после революции 1917 года. Спустя пять лет термин был официально обозначен в книге Алексея Гана, которая так и называлась – «Конструктивизм». Этот советский авангардистский метод в архитектуре, живописи, фотографии и декоративно-прикладном искусстве 20 – 30-х годов основан на выявлении оптимальной функциональной связи элементов композиции и точном математическом расчете.
Формула конструктивизма
«функция минус декор»
нашла воплощение в динамике лаконичных форм, строгом геометризме, минимизации пространства и монолитности внешнего облика. Конструктивисты, проповедующие абсолютное подчинение искусства производственному процессу, заложили основы явления, известного сегодня во всем мире как «дизайн».
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
"ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ С ГОРДОСТЬЮ ПИСАЛ: "ВПЕРВЫЕ НЕ ИЗ ФРАНЦИИ, А ИЗ РОССИИ ПРИЛЕТЕЛО НОВОЕ СЛОВО ИСКУССТВА - КОНСТРУКТИВИЗМ, ПОНИМАЮЩИЙ ФОРМАЛЬНУЮ РАБОТУ ХУДОЖНИКА ТОЛЬКО КАК ИНЖЕНЕРНУЮ, НУЖНУЮ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ВСЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ".
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Задавшись целью создать новое жизненное пространство для нового человека, он отказался от всех традиций прошлого. Стремясь смоделировать будущее в гармонии ясных геометрических форм, заменил уникальность универсальностью, вдохновение – жестким рациональным расчетом, а дом превратил в «машину для жилья», определив этим суть своей эстетики.
Советские конструктивисты – братья Веснины, Михаил Гинзбург, Иван Леонидов, Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин – отрицали традиционный художественно-образный подход к формообразованию, считая, что современные вещи должны быть лишены «балласта изобразительности».
Вслед за ними эстетику «чистой конструкции» начали разрабатывать в Европе. Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус и школа «Баухаус», Марсель Брёйер, Ээро Сааринен и Алвар Аалто создали шедевры последовательного конструктивизма, из которого вырос европейский функционализм.
Архитектура конструктивизма отдавала предпочтение стеклу, металлу и бетону, а в дизайне хитом стали металлические трубки. У дизайнеров мебели образцом для подражания был и остается по сей день знаменитый шезлонг Корбюзье. Архитектор и дизайнер Мис ван дер Роэ, превращая трубки в стулья и кресла, всякий раз решал форму очередного стула как математическое уравнение.
И все же ставка на диктат рационализма оказалась утопической: обнажая конструктивную суть вещи, дизайнеры зачастую делали ее не только неудобной, но вообще малопригодной с практической точки зрения. Придумывая новый предметный мир, конструктивизм стремился приспособить к нему человека. Но человек – «мера всех вещей» – не смог или не захотел приспособиться.
Многие вещи, лишенные всякого антропоморфизма, так и остались воплощением конструктивистских идей. Но эти идеи питали дизайнерскую мысль на протяжении всего ХХ века. Современный индустриальный дизайн и архитектура тому свидетельство: здания в стиле конструктивизма органично вписываются в природный ландшафт, а любое жилище невозможно представить без практичного стола-трансформера или стеллажа, которые когда-то были смелым дизайнерским экспериментом.
КОММЕНТАРИЙ
Архитектор Алла Козорез:
- Конструктивизм мне интересен, прежде всего, с точки зрения архитектуры. Его принципы моделирования пространства, пластика фасадов и планировка ложатся в основу создания гармоничной, сомасштабной человеку среды, в которой он чувствует себя комфортно.
Конструктивизм для меня – это красота и рациональность архитектурных ансамблей, с которыми нашему городу особенно повезло: соцгород Уралмаш, медгородок на Репина, городок чекистов. Каждый из них представляет собой законченную систему, которая функциональна, красива и органично связана с городским контекстом.
Вместе с тем, сегодня строить по конструктивистским канонам нет смысла, он все же в прошлом, как всякий исторический стиль. Но современные поиски в этом направлении очень ценны. И архитекторы берут из конструктивизма каждый свое, переработав его основные принципы – лаконичность образного решения, выразительное сочетание простых объемов, четкую планировочную структуру.
Из всего богатого наследия конструктивистской архитектуры Екатеринбурга лично мне интересны многие памятники, например жилые дома Госпромурала на Ленина 52-54, в которых мне не раз приходилось бывать. В них отметила своеобразные планировочные решения, отвечающие потребностям советского общества 30-х годов.
Сегодня нечасто приходится делать интерьеры в зданиях тех лет, потому что требования к жилью сильно изменились, а менять существующие планировки не всегда возможно и оправданно. А вот разрабатывая интерьер шоу-рума «Агора», я опиралась на лаконизм форм и приоритет функциональности, столь характерные для эстетики конструктивизма.
Интерьер салона "Агора", дизайнер Алла Козорез
Интерьер салона "Агора", дизайнер Алла Козорез
Комментарии