Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 сентября 2010 г.

Конструктивизм: функция минус декор

Конструктивизм – движение в искусстве России, возникшее после революции 1917 года. Спустя пять лет термин был официально обозначен в книге Алексея Гана, которая так и называлась – «Конструктивизм». Этот советский авангардистский метод в архитектуре, живописи, фотографии и декоративно-прикладном искусстве 20 – 30-х годов основан на выявлении оптимальной функциональной связи элементов композиции и точном математическом расчете.


Формула конструктивизма «функция минус декор» нашла воплощение в динамике лаконичных форм, строгом геометризме, минимизации пространства и монолитности внешнего облика. Конструктивисты, проповедующие абсолютное подчинение искусства производственному процессу, заложили основы явления, известного сегодня во всем мире как «дизайн».

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

"ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ С ГОРДОСТЬЮ ПИСАЛ: "ВПЕРВЫЕ НЕ ИЗ ФРАНЦИИ, А ИЗ РОССИИ ПРИЛЕТЕЛО НОВОЕ СЛОВО ИСКУССТВА - КОНСТРУКТИВИЗМ, ПОНИМАЮЩИЙ ФОРМАЛЬНУЮ РАБОТУ ХУДОЖНИКА ТОЛЬКО КАК ИНЖЕНЕРНУЮ, НУЖНУЮ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ВСЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ".

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::


Задавшись целью создать новое жизненное пространство для нового человека, он отказался от всех традиций прошлого. Стремясь смоделировать будущее в гармонии ясных геометрических форм, заменил уникальность универсальностью, вдохновение – жестким рациональным расчетом, а дом превратил в «машину для жилья», определив этим суть своей эстетики.

Советские конструктивисты – братья Веснины, Михаил Гинзбург, Иван Леонидов, Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин – отрицали традиционный художественно-образный подход к формообразованию, считая, что современные вещи должны быть лишены «балласта изобразительности».

Вслед за ними эстетику «чистой конструкции» начали разрабатывать в Европе. Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус и школа «Баухаус», Марсель Брёйер, Ээро Сааринен и Алвар Аалто создали шедевры последовательного конструктивизма, из которого вырос европейский функционализм.

Архитектура конструктивизма отдавала предпочтение стеклу, металлу и бетону, а в дизайне хитом стали металлические трубки. У дизайнеров мебели образцом  для подражания был и остается по сей день знаменитый шезлонг Корбюзье. Архитектор и дизайнер Мис ван дер Роэ, превращая трубки в стулья и кресла, всякий раз решал форму очередного стула как математическое уравнение.

И все же ставка на диктат рационализма оказалась утопической: обнажая конструктивную суть вещи, дизайнеры зачастую делали ее не только неудобной, но вообще малопригодной с практической точки зрения. Придумывая новый предметный мир, конструктивизм стремился приспособить к нему человека. Но человек – «мера всех вещей» – не смог или не захотел приспособиться.

Многие вещи, лишенные всякого антропоморфизма, так и остались воплощением конструктивистских идей. Но эти идеи питали дизайнерскую мысль на протяжении всего ХХ века. Современный индустриальный дизайн и архитектура тому свидетельство: здания в стиле конструктивизма органично вписываются в природный ландшафт, а любое жилище невозможно представить без практичного стола-трансформера или стеллажа, которые когда-то были смелым дизайнерским экспериментом.


КОММЕНТАРИЙ











Архитектор Алла Козорез:


- Конструктивизм мне интересен, прежде всего, с точки зрения архитектуры. Его принципы моделирования пространства, пластика фасадов и планировка ложатся в основу создания гармоничной, сомасштабной человеку среды, в которой он чувствует себя комфортно.

Конструктивизм для меня – это красота и рациональность архитектурных ансамблей, с которыми нашему городу особенно повезло: соцгород Уралмаш, медгородок на Репина, городок чекистов. Каждый из них представляет собой законченную систему, которая функциональна, красива и органично связана с городским контекстом.

Вместе с тем, сегодня строить по конструктивистским канонам нет смысла, он все же в прошлом, как всякий исторический стиль.  Но современные поиски в этом направлении очень ценны. И архитекторы берут из конструктивизма каждый свое, переработав его основные принципы – лаконичность образного решения, выразительное сочетание простых объемов, четкую планировочную структуру.

Из всего богатого наследия конструктивистской архитектуры Екатеринбурга лично мне интересны многие памятники, например жилые дома Госпромурала на Ленина 52-54, в которых мне не раз приходилось бывать. В них отметила своеобразные планировочные решения, отвечающие потребностям советского общества 30-х годов.

Сегодня нечасто приходится делать интерьеры в зданиях тех лет, потому что требования к жилью сильно изменились, а менять существующие планировки не всегда возможно и оправданно. А вот разрабатывая интерьер шоу-рума «Агора», я опиралась на лаконизм форм и приоритет функциональности, столь характерные для эстетики конструктивизма.



Интерьер салона "Агора", дизайнер Алла Козорез




















Интерьер салона "Агора", дизайнер Алла Козорез










Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта