Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
8 декабря 2017 г.

Конкурс «Российский светодизайн». Итоги 2017

Зачастую подобные мероприятия проходят слишком официально. Но не в этот раз. Церемония награждения победителей конкурса «Российский светодизайн», состоявшаяся 7 ноября 2017 года в Москве, больше походила на дружескую встречу, где все друг друга знают, все увлечены одним делом и каждый лично заинтересован в происходящем. Это было видно и по тому, что говорилось со сцены, и по реакции аудитории. Выступления членов жюри, экспертов и конкурсантов отличались неформальностью и превращали официальное событие в живой разговор о судьбах российского дизайна.

«Российский светодизайн» — это Всероссийский конкурс дизайна освещения и осветительных приборов, имеющий 17-летнюю историю. Впервые был организован в 2001 году. Является неотъемлемой частью ежегодной выставки Interlight Moscow powered by Light+Building, в рамках которой на образовательной площадке Interlight Design Academy объявляются результаты конкурса.

Организаторами выступают:

- Всероссийский научно-исследовательский светотехнический институт (ВНИСИ) им. С.И. Вавилова;

- Союз дизайнеров России;

- компания Messe Frankfurt RUS;

- Экспертный совет выставки.

Проект задуман с целью выявления и поощрения талантливых дизайнеров и перспективных компаний, предоставления разным участникам рынка возможностей к взаимодействию. Участие в конкурсе бесплатное.

Уже ставшие традиционными категории и номинации выглядят следующим образом:

Категория «РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ»:

- номинация «Дизайн наружного освещения»;

- номинация «Дизайн внутреннего освещения»;

- номинация «Дизайн светового прибора».

Категория «СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»:

- номинация «Дизайн-проект наружного освещения»;

- номинация «Дизайн-проект внутреннего освещения»;

- номинация «Дизайн-проект светового прибора».

Нововведение 2017 года — категория YOUNG DESIGN с номинацией «Промышленный дизайн светильника».

Церемонию объявления и награждения победителей и призёров открыл координатор Оргкомитета конкурса, руководитель группы по международному сотрудничеству ВНИСИ, Павел Федорищев.

Он пригласил на сцену председателя Оргкомитета конкурса, Генерального директора ВНИСИ Анну Шахпарунянц, которая рассказала об истории становления профессии светодизайнера. «Я помню первый год конкурса, — поделилась Анна, — когда речь шла о том, что такое вообще светодизайн, можно ли считать занятие им профессией. Сейчас таких вопросов не возникает ни у кого. Понятно, что это профессия, и она международно признана».

Как пример Анна привела событие, произошедшее в октябре на Генеральной ассамблее Международной комиссии по освещению: в качестве спикера наряду с видными учёными и специалистами туда был приглашён световой дизайнер. Этот факт говорит о том, что даже учёный мир сегодня признаёт светодизайн самостоятельной профессией.

Говоря о конкурсе, Анна отметила, что за последние годы серьёзно расширился состав жюри, в котором присутствуют и российские, и европейские эксперты. В дальнейшем планируется и дальше расширять состав, в том числе победителями конкурса.

Для награждения победителей в номинации «Дизайн наружного освещения» категории «РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ» Павел пригласил на сцену члена жюри конкурса Ирину Цветкову, главного специалиста ГБУ «ГлавАПУ» Москомархитектуры, члена Союза дизайнеров России. Ирина отметила, что профессиональный уровень работ, участвующих в выставке, заметно повышается год от года, и выбрать лучших становится всё труднее. «Скрепя сердце пришлось выбирать победителей на фоне таких же или почти равных работ», — сказала она.

III место в номинации «Дизайн наружного освещения» категории «Реализованный проект» занял «Дворец искусств "Нефтяник", г. Сургут». Авторы проекта: консультант по освещению — Василий Тарасенко, светодизайн — Наталья Копцева, Надежда Белых, программно-аппаратный комплекс — Павел Васильев.

II место досталось проекту «Освещение Мурманских портальных кранов». Дизайн-проект, поставка и монтаж оборудования — светотехническая компания «МТ Электро», оборудование — компания «Интеллект».

Победителем, занявшим I место, стал проект «Освещение торгово-развлекательного центра «Хорошо!»». Авторы: Эрик Валеев (архитектурное бюро IQ studio) и Эдуард Жегалин (ООО «МДМ-Лайт»).

Освещение торгово-развлекательного центра «Хорошо!». Авторы: Эрик Валеев и Эдуард Жегалин

Спонсором первого места в этой номинации выступила компания «Палантир», руководитель которой Михаил Пожилов лично вручил приз победителям. Загадочная белая упаковка оказалась светильником известной итальянской марки.

Чтобы объявить имена победителей в номинации «Дизайн внутреннего освещения» категории «РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ», Павел Федорищев пригласил светодизайнера, основателя и руководителя известной школы светодизайна LiDS Сергея Сизого.

Сергей поделился, что в начале своего творческого пути он тоже участвовал в конкурсе «Российский светодизайн», и пожелал победителям не останавливаться на достигнутом, а остальным участникам продолжать развиваться и заявлять о себе новыми проектами.

III место занял проект «Освещение Каслинского павильона Екатеринбургского музея изобразительных искусств». Дизайн-проект, поставка и монтаж оборудования — светотехническая компания «МТ Электро».

II место получил «Офис компании BORK-Технопарк». Авторы: компания L1 GROUP (Генеральный директор — Иван Федянин, ведущий светодизайнер — Олег Вишневский).

Победителем стал проект «Освещение офиса компании ABB». Авторы: Александр Баймиев (архитектурное бюро MAD Architects) и Эдуард Жегалин (ООО «МДМ-Лайт»).

Освещение офиса компании ABB. Авторы: Александр Баймиев и Эдуард Жегалин

Спонсором номинации выступила компания «Механика света». Её руководитель Михаил Пожилов вручил победителям приз — светильник собственного производства LED Zeppelin.

В прошлом году «МДМ-Лайт» заняла первое место в номинации «Дизайн светового прибора» категории «РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ» со светильником KRIVDA, поэтому ведущий попросил Эдуарда Жегалина объявить победителя 2017 в этой номинации. Оргкомитет присудил только одно место, III и II места не было.

Оказалось, что жюри и на этот раз выбрало проект авторства Эдуарда — «Светодиодный светильник TAURA (БЕЛЫМ БЕЛО®)», так что получилось, что он объявил сам себя, чем доставил немало удовольствия зрителям.

Светодиодный гипсокомпозитный светильник TAURA (БЕЛЫМ БЕЛО®). Автор: Эдуард Жегалин

В следующей категории «СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» можно было увидеть будущее российского светодизайна — в тех же трёх номинациях, что и в предыдущей.

Для вручения памятных грамот и небольших денежных призов, предоставленных организаторами выставки Interlight Moscow, на сцену пригласили светодизайнера, члена Международной Ассоциации световых дизайнеров Ивана Василева, который отметил высокое качество работ студентов-участников и особую новизну их подхода к проектированию.

В номинации «Дизайн-проект наружного освещения» III место занял «Набор световых решений для городской остановки общественного транспорта», выполненный группой студентов АНО ВО «Национальный институт дизайна» под руководством доцента кафедры «Дизайн среды и интерьера» С.Б. Герасимовой.

II место досталось «Эскизному проекту витрины ювелирного магазина "ОБСИДИАН"». Автор: студентка АНО ВО «Национальный институт дизайна» Иванна Ткачук, руководители: А.В. Сойфер и Л.С. Комиссарова.

На I месте оказался проект «Архитектурно-художественное освещение набережной Спортивной гавани и набережной Цесаревича в г. Владивостоке». Автор: Оксана Шлыкова, кафедра проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы Дальневосточного федерального университета, руководители: В.Е. Карпенко и В.В. Чиртик.

В номинации «Дизайн-проект внутреннего освещения» Оргкомитет конкурса решил присудить только одно призовое место. Победителем стал «Проект драматического театра на площади Ильича в Москве». Автор: Максим Матвеев, студент магистратуры МАРХИ, руководитель: В.П. Юдинцев.

В номинации «Дизайн-проект светового прибора» в «студенческой» категории места распределились следующим образом.

III место — Светильник Lever scales, автор: Елена Васильева, кафедра лазерной и световой техники, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, преподаватель: К.П. Толкачева.

На II месте — Коллекция настольных светильников EFFORT, автор: Альберт Рахимжанов, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, руководители: Галина Бренькова и Евгений Батурин.

Коллекция настольных светильников EFFORT. Автор: Альберт Рахимжанов

I место заняла Серия светильников Cocoon, автор: Денис Тарасов, АНО ВО «Национальный институт дизайна», руководитель: Евгений Шелудяков.

Серия светильников Cocoon. Автор: Денис Тарасов

Новая категория YOUNG DESIGN с номинацией «Промышленный дизайн светильника» была введена впервые в этом году благодаря инициативе Татьяны Хомчик, эксклюзивного партнёра по продажам в России и СНГ Messe Frankfurt. Татьяна рассказала о том, что послужило причиной этого нововведения и какие у него практические цели и конкретные перспективы.

«Во время проведения выставки Interlight Moscow, беседуя с представителями как российских, так и иностранных компаний, мы обратили внимание на то, что многие из них находятся в активном поиске талантливых дизайнеров для проектирования своих коллекций, — поделилась Татьяна. — Эта связь «талантливый дизайнер и производитель» у нас в России пока реализуется с большим трудом. Поэтому мы решили помимо конкурса организовать на нашей выставке отдельное мероприятие, на котором лучшие дизайнеры, получившие призы, а также все участники — их порядка 20-ти — смогут проводить переговоры с производителями на предмет сотрудничества».

Татьяна отметила, что в последнее время отечественные дизайнеры очень продвинулись в профессиональном плане, что они создают замечательные, конкурентоспособные вещи, которые обязательно должны быть продемонстрированы российским и зарубежным производителям. Посредством создания площадок на постоянной основе для такого двустороннего общения промышленные дизайнеры смогут состояться в профессии, получат прекрасные возможности для развития карьеры, а русские светильники смогут стать такими же узнаваемыми и востребованными, как итальянские.

«Я думаю, это принесёт реальный успех молодым специалистам, — сказала Татьяна. — Поэтому мы и решили ввести на нашей выставке особую номинацию для выявления талантов в области дизайна светильников и надеемся, что это поможет промышленным дизайнерам крепко встать на ноги».

В качестве приза победитель 2017 года в номинации «Промышленный дизайн светильника» получил оплачиваемую поездку во Франкфурт и возможность бесплатного участия в Международной выставке светотехники Light+Building 2018, которая пройдёт в марте следующего года. Автор представит свой проект профессиональному сообществу на стенде Young Design Area наряду с лучшими начинающими дизайнерами со всего мира.

Для оглашения результатов на сцену поднялся Юрий Назаров, президент Союза дизайнеров России и член совета жюри конкурса.

III место занял социально значимый проект под названием TRAFFIC LIGHT SYSTEM, автор: Евгений Аринин.

В своём презентационном ролике Евгений так рассказывает об этой работе: «Мой проект — это по сути целая система дорожной навигации, заключённая в один объект. Мы внедрили OLED-дисплеи, которые позволяют наглядно иллюстрировать направление движения для автомобиля. <...> Мне всегда были интересны объекты, которыми люди пользуются каждый день. Мне не хочется делать абстракции без утилитарности и для избранных, мне хочется делать красиво для обычных людей».

Проект TRAFFIC LIGHT SYSTEM. Автор: Евгений Аринин

Принимая поздравления, Евгений поблагодарил организаторов конкурса и поделился своими наблюдениями: молодые таланты в современной России наконец по-настоящему «поверили в свои силы и стали не просто повторять зарубежный опыт, а создавать совершенно новое, поднимая отечественный дизайн на качественно иной уровень».

Светильник Umbrella of the light занял II место. Его автор — Евгения Дымкина. Во время награждения Юрий Назаров поинтересовался у Евгении, пользуется ли она зонтиком во время дождя. Евгения ответила, что очень редко. Тогда последовал вопрос: «А почему же Вы выбрали темой вдохновения зонт?..»

«Мне кажется, — ответила дизайнер, — что всё уже давно придумано, и если посмотреть вокруг, то мы увидим много потенциала для творчества. Увидим в обычном нечто новое. Так получилось и у меня».

Светильник Umbrella of the light. Автор: Евгения Дымкина

И, наконец, I место жюри присудило светильнику «Муннари» авторства Константина Дельтаурова, которому Юрий сразу посоветовал поскорее оформить шенгенскую визу для поездки во Франкфурт.

Многофункциональный светильник «Муннари». Автор: Константин Дельтауров

Лампа «Муннари» (Moonnary) при своих внушительных габаритах и абсолютной утилитарности имеет почти невидимое строение. Она мультифункциональна: может быть торшером в гостиной, прикроватным светильником или настольной лампой. Широкий охват поверхности рабочего стола делает свет равномерным по всей площади и избавляет от теней, отбрасываемых рукой или каким-либо предметом.

Когда в завершение встречи участники собрались все вместе для коллективной фотографии, Юрий Назаров пошутил: «В следующий раз мы выучим какую-нибудь песню и хором её споём! Пусть это будет гимн нашего конкурса».

Что ж, с таким положительным настроем, перспективами развития и дружественной атмосферой идея не такая уж и фантастическая.

Статья выходит в рамках проекта «Современный российский дизайн» — серии публикаций BERLOGOS о предметном и интерьерном дизайне в современной России, инициированного Дарьей Филипповой.


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта