Живые крыши: от мала до велика
Kartell. История, рождённая пластиком
Каждое произведение искусства, в том числе дизайнерское, начинается с идеи, которую рождает вдохновение, выраженное множеством чувств: любовью, радостью, восторгом, горем и даже отчаянием и безысходностью. Порой у творца уходят годы на создание и усовершенствование того или иного произведения. Но помимо образования, таланта и счастливого случая любому мастеру невозможно добиться успеха, если он не обладает чувством материала и знанием технологии. Как раз этими качествами отличается маэстро Джулио Кастелли, создатель пластиковой империи по имени KARTELL. У него не было художественного диплома, напротив, он получил профессию инженера-химика и прошёл стажировку под руководством выдающегося нобелевского лауреата в области изучения высокомолекулярных полимеров Джулио Ната.
1949 год стал для Кастелли звёздным часом. Он не только заслужил учёную степень за исследования и эксперименты с пластиком, но и в качестве собственного бизнеса основал фабрику Kartell. Его жена – Анна Кастелли Ферьерри, талантливый архитектор, выпускница Миланского университета дизайна – позже присоединилась к его работе и впоследствии стала ведущим дизайнером компании.
Фабрика начала своё производство с выпуска аксессуаров для автомобилей, а именно, с пластмассовых держателей для лыж.
Однако продажи шли не так хорошо, как хотелось бы, и сам Джулио Кастелли всё время думал о том, что при таких обстоятельствах дело далеко не пойдёт, а уникальный искусственный материал способен на большее. Первые изделия компании были далеки от совершенства. Пластмасса была грубой и толстой, а также неустойчивой к высокой температуре. Однако дизайнерам Kartell удалось создать множество бытовых предметов для кухни, таких как, пищевые контейнеры, кружки, сушилки для зелёного салата. В 1955 году дизайнер Джино Коломбини создал свой знаменитый объект: ведро с крышкой, за которое фабрика, к всеобщей неожиданности для всех, получила свою первую награду «Compasso d'Oro».
В те же годы по дизайну братьев Кастильони Kartell создал модели первых светильников из пластика и лабораторное оборудование для больниц, выпускаемые до сих пор.
Эксперименты с новым материалом продолжались, Kartell удалось усовершенствовать этот материал и создать новый синтетический сплав – полимерный пластик, который мог переносить перепады температуры и влажности, а также, благодаря своему уникальному покрытию, был устойчив к внешним повреждениям.
В 1964 году дизайнерами Марко Занусо и Ричардом Сеппером был разработан первый пластиковый стул для детей, создание которого ознаменовало открытие новой эпохи не только истории бренда, но и в сознании людей.
Это событие совпало с мировым «пластиковым безумием» 1960-х, когда все повально были увлечены искусственными материалами. Началась эпоха создания мебели из пластика. Именно тогда Kartell принял решение подразделить производство фабрики на два отдела: Habitat, которое будет посвящено целиком созданию мебели и аксессуаров для дома, и Labware, которое должно было заниматься только решением промышленных помещений. Изделия компании постепенно зарабатывали статус лучших дизайнерских объектов. Не за горами было и международное признание, которое бренд завоевал после получения нескольких международных наград. В 1972 году Kartell участвует в выставке «Italy: The New Domestic Landscape», проводившейся музеем MOMA в Нью-Йорке. Дизайнеры Гаи Ауленти, Этторе Соттсасс, Марко Занусо экспонировали три предмета мебели, по окончанию мероприятия вошедшие в постоянную экспозицию музея. Таким образом, изделия компании Kartell становятся уже признанными шедеврами и рассматриваются как уникальные произведения современного дизайна.
В 1984 владельцем компании становится Клаудио Лути, много лет проработавший в модном доме Версаче и имеющий, казалось бы, опыт в совсем иной сфере, но, тем не менее, под чётким руководством нового хозяина Kartell продолжает работу в сфере научных исследований инновационного материала и стремительно развивается.
Работающим на фабрике инженерам и специалистам по химии удалось достигнуть невиданных результатов. Пластик не только стал блестеть, как самое чистое стекло, но у него появилась необходимая мягкость и термостойкость. Компания начала завоевывать позиции, в том числе и как производитель абсолютно безвредного для природы материала, и стала работать под девизом: «Мы в Kartell тоже любим лес», заявляя, что если бы пластик не придумали, то человечество уже давно бы погибло от вырубки всех лесов.
Но настоящий триумф и подлинно мировое признание пришло к бренду после того, как Клаудио Лути привлёк к сотрудничеству лидеров мирового дизайна, в том числе Джо Коломбо, Рона Арада, Пьеро Лиссони, Микеле де Лукки, Патрисию Уркуола и многих других.
Особую нишу занимает имя Филиппа Старка, творчество которого прочно связано с Kartell. Казалось, идеи этого художника, который даже родился в год создания Kartell, были просто созданы для того, чтобы воплотиться в различных цветах и удивительных формах материала нового поколения.
Его стул «La Marie» – первый в мире предмет мебели из прозрачного поликарбоната – в 1998 году был удостоен награды «Compasso d'Oro».
Но сама идея использования именно прозрачного пластика возникла в голове у самого владельца фабрики Клаудио Лути. Он признавался, что вдохновение на создание нового материала пришло к нему, когда он наблюдал за действиями американских полицейских, которые обороняются бесцветными пластиковыми щитами от нарушителей порядка. Именно тогда у Лути и возникла мысль попробовать применить именно прозрачный полиуретан для создания мебели. Он прекрасно будет сочетаться с яркими цветами тканей и деталей и станет отличной основой для креативных идей художников. Самый известный объект из этого материала – прозрачный стул по дизайну Филиппа Старка в стиле Людовика ХV Louis Ghost, ставший символом Kartell. В 2014 году выходит его поистине фантастический проект – диван Uncle Jack, который на данный момент является самым крупным объектом из прозрачного поликарбоната. Несколько десятков цветовых решений – от белого и чёрного до зелёного и сиреневого – позволили дизайнеру также создать целую коллекцию разноцветных стульев для известных бутиков: Moschino, Etro и др.
Список именитых мастеров работающих с Kartell по сей день постоянно пополняется.
Микеле де Лукки, итальянский архитектор и дизайнер, придумал для Kartell линейку светильников. Патрисия Уркиола, талантливая ученица Акилле Кастильоне и Вико Маджистретти, в 2006 году создала свой знаменитый резной стол T-table, обладающий уникальной светопроницаемостью. Своим бунтарским духом и умением создавать произведения искусства буквально из того, что валяется под ногами, прославился и Рон Арад, дизайнер, который объяснял своё вдохновение так: «Я просто боюсь скуки..». Уж что-что, а креативная философия Kartell безусловно оказалась сродни его идеям. Одна из самых известных сенсационных работ мастера – это полка «Книжный червь», изначально созданная им из стали для Миланской выставки 1993 года. Арад бросил вызов традициям, и результат превзошёл ожидания. Благодаря уникальной конструкции полке можно придать любую форму.
Увидев это чудо дизайна, Kartell не смог остаться равнодушным и предложил художнику переиграть её в пластике. В новом она получила гораздо более высокую оценку потребителей.
Ещё одной знаковой моделью компании является система Mobil маэстро Антонио Читтерио, фигура которого относится ещё к поколению тех мастеров, составивших основу итальянского дизайна. Сын мебельного столяра, он проектирует вещи, которые, по его словам, просто были бы удобны для него самого. Он бесконечно восхищается творчеством Чарльза и Рей Эймс и ценит талант Вико Маджистретти. Язык Читтерио – это язык эргономики и одновременно бесконечной элегантности, понятный как классическим интерьерам, так и современности. Система хранения Mobil была создана совместно с немецким дизайнером Гленом Оливером в 1995 году, и она также стала феноменальным лидером продаж и призёром «Compasso d'Oro».
Постоянный поиск форм и материалов и эксперименты с новыми технологиями производства являются сегодня основой для разработки новых продуктов Kartell. Это не только мебель для детей и взрослых, аксессуары для дома и офиса, посуда, лабораторное оборудование, светильники, детские игрушки, но и наборы для косметики.
Одной из икон дизайна ХХ века стала также настольная лампа Bourgie, спроектированная Ферруччо Лавиани в 2004 году. Её особая структура позволяет регулировать высоту, и, таким образом, светильник может служить как напольной, так и настольной лампой. Bourgie состоит из трёх плавно перетекающих друг в друга слоёв, а декор плиссированного абажура рисует причудливые цветные орнаменты на стенах. В 2014 году, по случаю юбилея лампы, среди дизайнеров прошёл конкурс на ретроспективу воссоздания этого выдающегося объекта.
Kartelli_istoriya_brenda_berlogos_16
В 2008 году компания запустила также проект, напрямую связанный с модой, который успешно продолжается по сей день. Известные модные дома Lacroix и Moschino создают линию обуви и полиэтиленовых пакетов для Kartell. Карл Лагерфельд, которому удалось создать несколько коллекций для бренда, подчёркивал в своих интервью, что все вещи Kartell отличает особая лёгкость и непритязательность, но между тем каждый предмет становится легендой.
Год назад Kartell представил новую серию продуктов Kartell by Laufen, полный дизайн для ванных комнат, разработанный дуэтом архитекторов Людовикой и Роберто Паломба. Ассортимент их дизайнерских решений просто поражает – от шкафов и полочек до полотенцедержателей и светильников. Все эти вещи позволяют сделать пространство максимально функциональным, что даёт большую возможность раскрытию идей для декора.
Красота, форма, индивидуальность, удобство, гармония – это эпитеты, подходящие к словосочетанию «хороший дизайн». Есть также понятие времени, которое, как известно, или стирает, или, наоборот, сохраняет для нас то, что посчитает нужным. И если рассматривать с этой точки зрения, то, начавшись просто как экономический проект, фабрика Kartell при жизни стала подлинной легендой, продолжая и сейчас нести в себе идеи чего-то нового, воздушного и вечного.
Сегодня изделия фабрики украшают престижные офисы, кафе и модные бары во всех уголках мира и экспортируются в 96 стран мира, что составляет 75% от общего объёма продаж компании. Объекты бренда завоёвывают самые знаменитые премии и представлены во многих мировых музеях. Эффективная система производства, вместе с самыми современными технологиями, позволила Kartell получить Международный Сертификат Качества ИСО: 9001.
В 2008 году издательство Tashen публикует монографию «Kartell. The Culture of Plastic». Вся 60-летняя история бренда была описана на 400 страницах. Редкие фотографии и рисунки, заботливо собранные и структурированные авторами издания, рассказывают историю компании, которая совершила подлинный переворот в мировом дизайне. Параллельно этой работе также постоянно обновляется и экспозиция музея Kartell, который был создан в 1999 году Клаудио Лути.
Комментарии