Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 июля 2016 г.

Kartell. История, рождённая пластиком

Каждое произведение искусства, в том числе дизайнерское, начинается с идеи, которую рождает вдохновение, выраженное множеством чувств: любовью, радостью, восторгом, горем и даже отчаянием и безысходностью. Порой у творца уходят годы на создание и усовершенствование того или иного произведения. Но помимо образования, таланта и счастливого случая любому мастеру невозможно добиться успеха, если он не обладает чувством материала и знанием технологии. Как раз этими качествами отличается маэстро Джулио Кастелли, создатель пластиковой империи по имени KARTELL. У него не было художественного диплома, напротив, он получил профессию инженера-химика и прошёл стажировку под руководством выдающегося нобелевского лауреата в области изучения высокомолекулярных полимеров Джулио Ната.

1949 год стал для Кастелли звёздным часом. Он не только заслужил учёную степень за исследования и эксперименты с пластиком, но и в качестве собственного бизнеса основал фабрику Kartell. Его жена – Анна Кастелли Ферьерри, талантливый архитектор, выпускница Миланского университета дизайна – позже присоединилась к его работе и впоследствии стала ведущим дизайнером компании.

Фабрика начала своё производство с выпуска аксессуаров для автомобилей, а именно, с пластмассовых держателей для лыж.

Однако продажи шли не так хорошо, как хотелось бы, и сам Джулио Кастелли всё время думал о том, что при таких обстоятельствах дело далеко не пойдёт, а уникальный искусственный материал способен на большее. Первые изделия компании были далеки от совершенства. Пластмасса была грубой и толстой, а также неустойчивой к высокой температуре. Однако дизайнерам Kartell удалось создать множество бытовых предметов для кухни, таких как, пищевые контейнеры, кружки, сушилки для зелёного салата. В 1955 году дизайнер Джино Коломбини создал свой знаменитый объект: ведро с крышкой, за которое фабрика, к всеобщей неожиданности для всех, получила свою первую награду «Compasso d'Oro».

В те же годы по дизайну братьев Кастильони Kartell создал модели первых светильников из пластика и лабораторное оборудование для больниц, выпускаемые до сих пор.

Эксперименты с новым материалом продолжались, Kartell удалось усовершенствовать этот материал и создать новый синтетический сплав – полимерный пластик, который мог переносить перепады температуры и влажности, а также, благодаря своему уникальному покрытию, был устойчив к внешним повреждениям.

В 1964 году дизайнерами Марко Занусо и Ричардом Сеппером был разработан первый пластиковый стул для детей, создание которого ознаменовало открытие новой эпохи не только истории бренда, но и в сознании людей.

Это событие совпало с мировым «пластиковым безумием» 1960-х, когда все повально были увлечены искусственными материалами. Началась эпоха создания мебели из пластика. Именно тогда Kartell принял решение подразделить производство фабрики на два отдела: Habitat, которое будет посвящено целиком созданию мебели и аксессуаров для дома, и Labware, которое должно было заниматься только решением промышленных помещений. Изделия компании постепенно зарабатывали статус лучших дизайнерских объектов. Не за горами было и международное признание, которое бренд завоевал после получения нескольких международных наград. В 1972 году Kartell участвует в выставке «Italy: The New Domestic Landscape», проводившейся музеем MOMA в Нью-Йорке. Дизайнеры Гаи Ауленти, Этторе Соттсасс, Марко Занусо экспонировали три предмета мебели, по окончанию мероприятия вошедшие в постоянную экспозицию музея. Таким образом, изделия компании Kartell становятся уже признанными шедеврами и рассматриваются как уникальные произведения современного дизайна.

В 1984 владельцем компании становится Клаудио Лути, много лет проработавший в модном доме Версаче и имеющий, казалось бы, опыт в совсем иной сфере, но, тем не менее, под чётким руководством нового хозяина Kartell продолжает работу в сфере научных исследований инновационного материала и стремительно развивается.

Работающим на фабрике инженерам и специалистам по химии удалось достигнуть невиданных результатов. Пластик не только стал блестеть, как самое чистое стекло, но у него появилась необходимая мягкость и термостойкость. Компания начала завоевывать позиции, в том числе и как производитель абсолютно безвредного для природы материала, и стала работать под девизом: «Мы в Kartell тоже любим лес», заявляя, что если бы пластик не придумали, то человечество уже давно бы погибло от вырубки всех лесов.

Но настоящий триумф и подлинно мировое признание пришло к бренду после того, как Клаудио Лути привлёк к сотрудничеству лидеров мирового дизайна, в том числе Джо Коломбо, Рона Арада, Пьеро Лиссони, Микеле де Лукки, Патрисию Уркуола и многих других.

Особую нишу занимает имя Филиппа Старка, творчество которого прочно связано с Kartell. Казалось, идеи этого художника, который даже родился в год создания Kartell, были просто созданы для того, чтобы воплотиться в различных цветах и удивительных формах материала нового поколения.

Его стул «La Marie» – первый в мире предмет мебели из прозрачного поликарбоната – в 1998 году был удостоен награды «Compasso d'Oro».

Но сама идея использования именно прозрачного пластика возникла в голове у самого владельца фабрики Клаудио Лути. Он признавался, что вдохновение на создание нового материала пришло к нему, когда он наблюдал за действиями американских полицейских, которые обороняются бесцветными пластиковыми щитами от нарушителей порядка. Именно тогда у Лути и возникла мысль попробовать применить именно прозрачный полиуретан для создания мебели. Он прекрасно будет сочетаться с яркими цветами тканей и деталей и станет отличной основой для креативных идей художников. Самый известный объект из этого материала – прозрачный стул по дизайну Филиппа Старка в стиле Людовика ХV Louis Ghost, ставший символом Kartell. В 2014 году выходит его поистине фантастический проект – диван Uncle Jack, который на данный момент является самым крупным объектом из прозрачного поликарбоната. Несколько десятков цветовых решений – от белого и чёрного до зелёного и сиреневого – позволили дизайнеру также создать целую коллекцию разноцветных стульев для известных бутиков: Moschino, Etro и др.

Список именитых мастеров работающих с Kartell по сей день постоянно пополняется.

Микеле де Лукки, итальянский архитектор и дизайнер, придумал для Kartell линейку светильников. Патрисия Уркиола, талантливая ученица Акилле Кастильоне и Вико Маджистретти, в 2006 году создала свой знаменитый резной стол T-table, обладающий уникальной светопроницаемостью. Своим бунтарским духом и умением создавать произведения искусства буквально из того, что валяется под ногами, прославился и Рон Арад, дизайнер, который объяснял своё вдохновение так: «Я просто боюсь скуки..». Уж что-что, а креативная философия Kartell безусловно оказалась сродни его идеям. Одна из самых известных сенсационных работ мастера – это полка «Книжный червь», изначально созданная им из стали для Миланской выставки 1993 года. Арад бросил вызов традициям, и результат превзошёл ожидания. Благодаря уникальной конструкции полке можно придать любую форму.

Увидев это чудо дизайна, Kartell не смог остаться равнодушным и предложил художнику переиграть её в пластике. В новом она получила гораздо более высокую оценку потребителей.

Ещё одной знаковой моделью компании является система Mobil маэстро Антонио Читтерио, фигура которого относится ещё к поколению тех мастеров, составивших основу итальянского дизайна. Сын мебельного столяра, он проектирует вещи, которые, по его словам, просто были бы удобны для него самого. Он бесконечно восхищается творчеством Чарльза и Рей Эймс и ценит талант Вико Маджистретти. Язык Читтерио – это язык эргономики и одновременно бесконечной элегантности, понятный как классическим интерьерам, так и современности. Система хранения Mobil была создана совместно с немецким дизайнером Гленом Оливером в 1995 году, и она также стала феноменальным лидером продаж и призёром «Compasso d'Oro».

Постоянный поиск форм и материалов и эксперименты с новыми технологиями производства являются сегодня основой для разработки новых продуктов Kartell. Это не только мебель для детей и взрослых, аксессуары для дома и офиса, посуда, лабораторное оборудование, светильники, детские игрушки, но и наборы для косметики.

Одной из икон дизайна ХХ века стала также настольная лампа Bourgie, спроектированная Ферруччо Лавиани в 2004 году. Её особая структура позволяет регулировать высоту, и, таким образом, светильник может служить как напольной, так и настольной лампой. Bourgie состоит из трёх плавно перетекающих друг в друга слоёв, а декор плиссированного абажура рисует причудливые цветные орнаменты на стенах. В 2014 году, по случаю юбилея лампы, среди дизайнеров прошёл конкурс на ретроспективу воссоздания этого выдающегося объекта.

Kartelli_istoriya_brenda_berlogos_16

В 2008 году компания запустила также проект, напрямую связанный с модой, который успешно продолжается по сей день. Известные модные дома Lacroix и Moschino создают линию обуви и полиэтиленовых пакетов для Kartell. Карл Лагерфельд, которому удалось создать несколько коллекций для бренда, подчёркивал в своих интервью, что все вещи Kartell отличает особая лёгкость и непритязательность, но между тем каждый предмет становится легендой.

Год назад Kartell представил новую серию продуктов Kartell by Laufen, полный дизайн для ванных комнат, разработанный дуэтом архитекторов Людовикой и Роберто Паломба. Ассортимент их дизайнерских решений просто поражает – от шкафов и полочек до полотенцедержателей и светильников. Все эти вещи позволяют сделать пространство максимально функциональным, что даёт большую возможность раскрытию идей для декора.

Красота, форма, индивидуальность, удобство, гармония – это эпитеты, подходящие к словосочетанию «хороший дизайн». Есть также понятие времени, которое, как известно, или стирает, или, наоборот, сохраняет для нас то, что посчитает нужным. И если рассматривать с этой точки зрения, то, начавшись просто как экономический проект, фабрика Kartell при жизни стала подлинной легендой, продолжая и сейчас нести в себе идеи чего-то нового, воздушного и вечного.

Сегодня изделия фабрики украшают престижные офисы, кафе и модные бары во всех уголках мира и экспортируются в 96 стран мира, что составляет 75% от общего объёма продаж компании. Объекты бренда завоёвывают самые знаменитые премии и представлены во многих мировых музеях. Эффективная система производства, вместе с самыми современными технологиями, позволила Kartell получить Международный Сертификат Качества ИСО: 9001.

В 2008 году издательство Tashen публикует монографию «Kartell. The Culture of Plastic». Вся 60-летняя история бренда была описана на 400 страницах. Редкие фотографии и рисунки, заботливо собранные и структурированные авторами издания, рассказывают историю компании, которая совершила подлинный переворот в мировом дизайне. Параллельно этой работе также постоянно обновляется и экспозиция музея Kartell, который был создан в 1999 году Клаудио Лути.


Текст: Калмыкова Евгения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта