Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 января 2018 г.

Йозеф Хоффман – архитектор, опередивший время

Время – безжалостный игрок, который ни с чем не считается. Тенденции и стили в архитектуре и дизайне сменяют друг друга, как карты на зелёном сукне. Кажется, Йозеф Хоффман играл со своим противником по правилам, но видел на несколько ходов вперёд, благодаря чему удивительным образом его работы сохраняют актуальность спустя десятилетия. На выставках дизайна, в отелях, офисах и простых мебельных магазинах можно увидеть стиль, формы и даже точное цитирование предметов интерьера, которые были разработаны Йозефом Хоффманом в начале XX века.

Йозеф Хоффман (1870 – 1956) – австрийский архитектор, дизайнер и художник своего времени. Его творческий путь начался с ар-нуво и объединения художников Венский Сецессион. Но уже в самом начале XX века работы Сецессиона, в частности Хоффмана, стали приобретать угловатость и стремиться к бескомпромиссному геометризму.

Став одним из основателей творческого и ремесленного объединения Венские мастерские (1903 – 1932), Хоффман изменил правила игры, повлияв на становление арт-деко, развития дизайна и архитектуры в целом. Искание нового выражения привело к отказу от излишеств, привнеся в искусство чистые и строгие линии, напоминающие нотный стан Стравинского. Традиции Бидермайера заиграли совершенно по-иному в исполнении Хоффмана. Он взял только основу, убрав всё лишнее. Излюбленной формой мастера был куб, а цветовая гамма предпочиталась тёмных природных оттенков.

Музей Венских мастерских

Софа, 1903 год

Стул Cabaret Fledermus, 1905

Хоффман хотел создать новую моду, которая бы затрагивала каждый аспект проявления индивидуальности человека. Проектирование зданий, интерьера, мебели, украшений, столовых приборов и ткани – Хоффман занимался всем, не влияя на эстетику, но творя её.

Брошь, 1908

Ваза, 1911 год

Текстиль

Новшество, которое он ввёл, касается не только формы, но и технических решений – эстетика кубизма вошла в полное взаимодействие с ортопедическими особенностями. Яркое тому подтверждение – диван Club, который является прекрасно сочетает дизайн и удобство. Благодаря этому модель до сих пор остаётся эталоном среди качественной и дорогой мебели.

Диван Club, 1910 год

Кресло Club, 1910 год

Эти же технологии применялись для создания знаменитого кресла кресло Kubus, название которого отражает содержание. Кресло словно составлено из многочисленных кубов, которые не лишают очертания плавности. Глядя на эти предметы, сложно поверить, что они существовали ещё в 1910 году, хотя это именно так. Если тогда они были новаторскими, то теперь стали классикой. А классика вечна. Возможно, именно поэтому мебель Хоффмана идеально вписывается в современный интерьер. Каждый гений опережает свою эпоху, так и Хоффман предугадал упрощение форм и популярность минимализма.

Кресло Kubus, 1910

Диван Kubus в современном интерьере

Йозеф Хоффман никогда не стремился поставить своё творчество на поток. «Если мы не можем работать для всех, давайте работать для тех, кто может себе это позволить», – говорил мастер. Нельзя сказать, что это искусство ради искусства: стиль Хоффмана, его проекты были не для широкой аудитории, но всё же для людей.

Кресло Sitzmaschine, 1920-е

Современную архитектуру, как и современный дизайн, нельзя представить без колоссального вклада Йозефа Хоффмана. Одна из первых и значимых его работ в архитектуре – санаторий в Пуркерсдорфе (1904 – 1906). Чистая и безжалостная геометрия – так можно описать это строение. Редукция его формы создаёт движение изнутри, благодаря кубическому фасаду и строгому силуэту. Интерьер, разработанный мастером, сочетается с образом здания: различные вариации куба присутствуют в каждой детали – от плитки пола до столиков и кресел.

Санаторий в Пуркерсдорфе

В 1905 году Хоффман взялся за проект дома, который стал вершиной его творчества и самой знаменитой работой. Дворец Стокле в Брюсселе (1905 – 1911) – совершенно уникальное строение, воплотившее в себе все амбиции и стремления автора.

Дворец Стокле в Брюсселе

Дворец так же, как и санаторий в Пуркерсдорфе, наделён движением извне, но в этом случае оно не ограничивается одним направлением, а захватывает всё пространство вокруг. Ансамбль кубических фигур подчёркивается отделкой фасада – прямоугольными пилястрами, скрадывающими объём. А полукруглые элементы и башенка наверху придают дому долю загадочной драматичности.

Интерьер характеризуется точностью и созвучием линий, благородством цвета и материала. Особую изюминку привносят мозаики на стенах, разработанные Густавом Климтом. Их плавность и контраст довершает композиционную постановку. Легендарный дворец действительно стал загадкой, поскольку он до сих пор скрыт от посторонних глаз, несмотря на то что является архитектурным памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во второй половине своего творчества Хоффман вернулся к неоклассицистическим мотивам, оставаясь при этом преданным пуризму. Но именно те творческие искания, парадокс рациональности, тот прямой и немного трогательный стиль оказал колоссальное влияние на развитие архитектуры и формирование эстетических вкусов в последующем веке.

Музей Хоффмана

В настоящее время многие студии дизайна изготавливают мебель в стиле Хоффмана как в Европе, так и в России. Оригинальные работы мастера находятся в частных и музейных коллекциях. Увидеть их можно на выставках Австрийского музея прикладных искусств в Вене, в музее искусств д’Орсе в Париже и доме-музее Хоффмана в Бртнице, Чехия. Наследие венского архитектора, не тронутое временем, всё так же украшает города и улицы Австрии. Несмотря на разнообразие и пестроту современной архитектуры, здания, спроектированные Хоффманом, по-прежнему притягивают к себе внимание, излучая магическое очарование.


Текст: Куликова Диана

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта