Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 августа 2016 г.

Истории о дизайне. История №2. Воронцовский дворец в Алупке: английский стиль для крымского дворянина

Отправившись за новыми впечатлениями в Крым, мы – авторы проекта «Истории о дизайне», журналист Наталья Ханова и дизайнер Ольга Герасимова, – не могли не побывать в Воронцовском дворце. 

С постройки и до наших дней 

Дворец раскинулся у подножия горы Ай-Петри. По задумке английского архитектора Эдварда Блора, который,  между прочим, никогда не бывал в Крыму, а делал проект дворца по эскизам местности, присланным ему из России, сооружение возведено из местного камня – диабаза. 

Камин из диабаза 

Блор выбрал диабаз для постройки дворца неслучайно: этим он хотел подчеркнуть единство здания и окружающей природы. Дворец как будто вписан в горный рельеф местности. А вот камень, образованный из вулканической магмы, добавил строителям много трудностей. Диабаз твёрже гранита, а потому трудно подвергается обработке. Одно неверное движение камнетёса – и камень оказывался негодным для строительства.  Воронцовский дворец является единственным сооружением в мире, построенным из диабаза. 

Строилось здание 20 лет (с 1820 по 1840 гг.) как родовое гнездо для семьи графа Михаила Семёновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Впрочем, в 1920 году потомкам графа пришлось навсегда покинуть Воронцовский дворец в связи с падением царского режима. 

Морёный дуб и краска «под дерево» 

Мы с Олей перешагнули порог Воронцовского дворца в северной его части и оказались в длинном и тёмном, словно тоннель, коридоре. Коридор соединяет  библиотеку и центральную часть Дворца. И эта комната, и большинство помещений здания отделаны морёным дубом, который специально для прочности несколько лет держали под водой, благодаря чему этот дорогой отделочный материал приобретал твёрдость железа. 

Коридор 

На стенах – старинные гравюры, изображающие различные стадии возведения дворца, лучших строителей из числа крепостных, и, конечно, портрет архитектора Блора. Одна из стен коридора – это скрытые дверцы шкафов. 

Блор Эдвард, архитектор Дворца

Скрытые дверцы шкафов в стенах коридора 

Интересно освещение коридора: свет попадает сюда через узкие, высокие окна и поддерживается лампами, встроенными в цоколи бра в виде факелов. Оказывается, эти бра сохранились со времён графа Воронцова. До того как во дворец было проведено электричество в начале XX века, он освещался этими самыми факелами, а также «слуховыми» окнами, расположенными на потолке. 

Окна в коридоре 

Воронцовский дворец – классический пример английского замка, правда, с добавлением пышных элементов восточных построек в южной части здания. Во время путешествия по дворцу дизайнер Оля Герасимова то и дело указывала мне на чопорность и сдержанность интерьеров, присущих англичанам. Она же и тяжело вздыхала, когда видела, что реставрация дворца проведена некачественно или даже вопреки здравому смыслу. 

– Посмотри, – говорила Оля, когда мы покидали длинный коридор. – Видишь, как варварски обошлись с этим морёным дубом? Его попросту покрасили масляной краской, которая полностью перекрывает его природную текстуру и цвет. Это преступление и против исторической ценности интерьера, и против современных музейных технологий. 

Мне же особенно запомнилось Олино сравнение ритма помещений дворца с ритмом сердца. Она сказала: «Когда мы заходим в это здание, то и сердце начинается биться упорядоченно. Всё потому, что английские постройки всегда понятны и симметричны, отличаются фундаментальностью. Посмотри, какие тут толстые стены, широкие подоконники, какая симметрия в каждой детали. Мы, конечно, не можем судить, как жилось хозяевам дворца в таком интерьере, но то, что они подчёркивали этим свой статус и основательность, очевидно». 

Дамская и мужская половины

Нам удалось побывать только на первом этаже дворца, где расположены парадная зала, зимний сад, столовая, бильярдная, голубая гостиная, кабинеты, ожидальня и вестибюль. 

Кабинет хозяина отделан бумажными обоями – точной копией обоев времён графа. Сейчас трудно в это поверить, но тогда бумажные обои являлись предметом роскоши, поскольку каждый рисунок на них выполнялся мастером вручную. 

Кабинет М.С.Воронцова 

– А вот типичная деталь английского интерьера, – кивнула Оля мне на камин, выполненный, как и большинство каминов дворца, из диабаза. – Интересно, а они рабочие? 

Как будто услышав шёпот моей подруги, экскурсовод строго сказала «рабочие» и добавила, что обычно супруги Воронцовы возвращались в своё имение к осени, а потому все помещения отапливались этими самыми каминами. 

На стенах кабинета Михаила Семеновича – портреты участников Отечественной войны 1812 года, героем которой являлся сам Воронцов. В эркере поместились крытый зелёным сукном стол и два кресла. 

Мебель в кабинете Воронцова 

После кабинета Михаила Семеновича мы попали в ожидальню, т.е. маленькую комнатку без окон, зажатую между двумя кабинетами хозяев. Стены ожидальни обшиты ситцем. Здесь неуместно смотрится громоздкий диван. Кажется, что он вот-вот выйдет за пределы комнаты. 

Ожидальня с громоздким диваном 

Из ожидальни мы шагнули в личный кабинет Елизаветы Ксавельевны. Каждая деталь обстановки этой комнаты шептала, что она когда-то принадлежала изысканной даме. Стены кабинета обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, а вся мебель украшена узорами в восточном стиле. Самыми ценными достопримечательностями комнаты являются два шкафчика. Один из них – китайский, выполненный по сложнейшей технологии из чёрного дерева. Процесс изготовления шкафчика насчитывал десятилетия. Он был настолько дорог, что его везли в Россию по морю только в штиль. В общем, пока шкафчик оказался в доме Воронцовых, он был уже весьма состаренный и насчитывал лет 30–40. Второй шкафчик семье презентовала сама императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I. Именно поэтому шкафчик считался одной из самых ценных семейных реликвий.   

Кабинет Е.К.Воронцовой

Шкафчик из чёрного дерева в кабинете Е.К.Воронцовой

Потолок в кабинете Е.К.Воронцовой 

Следующим пунктом путешествия по дворцу стал домашний театр Воронцовых, который получил ласковое название – голубая гостиная. Это самое светлое и нарядное помещение дворца, по светло-голубым стенам которого вьётся тонкий лепной орнамент, в котором каждый цветок неповторим. 

Голубая гостиная – домашний театр Воронцовых

Лепной орнамент стен голубой гостиной, Роман Фортунов, крепостной лепщик 

Комната разделена на две половины. В одной – сцена, в другой – места для зрителей. Между этими половинами – выезжающий деревянный занавес. Кстати, голубая гостиная – единственная комната во дворце с массивными деревянными полами, оставшимися со времён его постройки. В остальных помещениях пол «неродной», заменённый на художественный паркет. «Это тот случай, когда безвкусная роскошь проигрывает природной красоте материалов», – шепнула мой эксперт Оля. 

Голубая гостиная

Выезжающий деревянный занавес

Родной массивный деревянный пол сохранился только в междверных проёмах и Голубой гостиной

Неродной пол во дворце, художественный паркет 

Зимний сад и бильярдная-колодец 

Если бы я оказалась во дворце одна, то услышала бы о нём только заученный рассказ экскурсовода. А вместе с Олей я будто приняла участие в своеобразном дизайнерском расследовании. 

Вот мы заходим в зимний сад, и экскурсовод начинает вещать о том, что зимний сад – типичная часть дворца в английском стиле. Всё это время Оля с подозрительностью осматривала помещение. Её взгляд сквозил по стенам, потолку из стекла и был словно направлен мимо скульптур, бюстов и двухсотлетнего фикуса. 

Зимний сад 

– Оля, разве тебе не интересно слушать про зимний сад?

– Ты знаешь, я уверена, что это помещение не было предусмотрено под сад – слишком оно нетипично для этого назначения. 

Тогда я подумала, что Оля – сумасшедшая с дурацкими дизайнерскими фантазиями. Пожала плечами и пошла послушно вслед за экскурсоводом. Мы оказались в парадной столовой, плавно переходящей в бильярдную. 

Девушка принялась снова твердить свой заученный текст. И снова моя спутница ходила по периметру помещения и что-то высматривала. 

– Посмотри, как искажено пространство, – сказала Оля. – Это помещение – колодец. Хоть здесь высота потолков и 8 м, комната кажется маленькой и совсем непригодной для бильярда. Слишком мало места. 

Бильярдная-колодец с галереей портретов 

С интересом слушая размышления Оли, экскурсовод сказала: «Вы правы, это помещение не предназначалось первоначально для этих целей. Бильярдную должны были сделать из того помещения, где сейчас находится зимний сад. Но позднее решено было сделать в бильярдной  зимний сад, а бильярдную устроить в парадной столовой. Отсюда и ощущение, что бильярдная маловата по своим размерам». 

Развлекайтесь, господа 

– Мы находимся с вами в самой большой комнате дворца – парадной столовой, – продолжала экскурсовод. – Площадь этого помещения составляет 160 кв. м. Стены отделаны деревянными панелями с встроенными панно. В парадной зале установлены два камина и фонтан, все три выполнены из диабаза, а фонтан в центре зала отделан итальянской майоликовой плиткой. В жаркое время года фонтан освежал залу прохладной водой, поступавшей в дворцовые резервуары из подземных источников. В центре залы установлен огромный стол из цельного куска красного дерева. Ножки стола и стульев выполнены в виде львиных лап – ещё одна английская мебельная традиция, подчеркивающая могущество владельцев замков. 

Парадная зала

Французский сервант – подарок М.С.Воронцова сыну на свадьбу

Камин в парадной зале. Над ними – панно Робера Гюбера 

Олю стол очень заинтересовал.  Для его рассматривания она приняла странную позу: стала почти параллельно горизонтальной плоскости столешницы. 

Стол в парадной из цельного спила красного дерева 

– Оля, что ты на этот раз заметила, – нервно теребила я подругу, взглядом извиняясь за неё перед остальными посетителями и экскурсоводом.

– Ты только посмотри, как искусно обработана столешница. На ней идеально сохранён природный рисунок спила дерева, видны даже ходы, которые проделывали жучки, когда дерево ещё было живым. Я всё время пытаюсь найти стыки, соединяющие разные куски красного дерева в одну столешницу, но таковых нет. Неужели можно было найти такой гигантский спил этого дерева? 

Слушая Олины слова, многие посетители приняли схожую с ней позу, стали искать стыки и удивлённо перешептываться. Правда, Оля этого не заметила, она переключилась на двери. 

– О-о-о… Какие прекрасные филёнки, они сделаны выпуклыми, что сейчас очень актуально. Удивительно, как интерьерная мода движется по спирали. Модно было 180 лет назад, и сейчас снова на пике популярности. Ну посмотри же на филёнки. Разве они не вызывают у тебя восторг? 

Двери с выпуклыми филёнками 

Я пыталась изобразить восторг, но не смогла, а только строчила за Олей её замечания и мысленно готовилась к посещению другого дворца – Ливадийского. Но это уже совсем другая история, которую мы расскажем читателям BERLOGOS на следующей неделе.

 

Фото: Ольга Герасимова


Текст: Ханова Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта