Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 апреля 2016 г.

Исторические и художественные мотивы витражных композиций

Витраж  ( vitrage или vitrum – остекление, стекло) – это выполненная композиция, базирующаяся на декоративном искусстве изобразительного или орнаментального направления  из цветного стекла или иной основы, подверженная специальной обработке и имеющая пропускную световую особенность, необходимую для наполнения проёмов, зачастую оконных, в определённом архитектурном возведении.

Ранее художественные витражи употреблялись для  декора различных церковных сооружений, на сегодняшний же день они уже пронизывают здания жилого и общественного назначения.

Рынок, Сан-Паулу, Бразилия

Витражи в интерьере

Действительно, в современном мире очень часто встречается, как и в прежние времена, прозрачный витраж, но сегодня он может выполнять и другие функции, а также наполнять интерьер многих представительств, банков, сооружений под офис, да и просто частных домов. Видимо, он  также вечен, как и архитектура, подтверждением тому являют собой практические бессмертные витражи, имеющиеся во многих Российских городах, которые когда-то были под влиянием модерна. Они бесценны и их очень берегут.

Возможно, сейчас ставшие более динамичными и декоративными современные геометрические и растительные узоры и композиции витражей  помогут ещё лучше освоить на сегодняшний день архитектурную среду.

Начало пути исторического развития витражных композиций 

В период Средневековья витражи, представляющие священное творенье и милость, сыграли важную роль в обрядах религиозного характера. В связи с этим они повсюду находили своё применение в художественном оформлении готических и романских храмов. По имеющемуся мировоззрению того времени, свет, который изливается с неба и идет от Бога, насыщен богатством всей цветовой гаммы. И именно свет, воплощаясь на земле в виде витражей средневековых храмов – настоящего произведения искусства, – торжествует своим разнообразием цвета и световой насыщенностью.

Сущностью витражей средневекового периода является их некая двойственность. С наружной стороны витражи абсолютно не имеют цвета и выглядят неброской композицией, которая просто сливается со стенками храмов, а  изнутри открываются настоящее великолепие и непередаваемая словами красота, особенная духовность цветного остекления храмов Средневековья.

Начало использования витражного искусства уходит корнями в первое тысячелетие нашей эры. Само остекление тогда  было бесцветным и непрозрачным. А уже в пятом тысячелетии нашего времени витражные композиции эпохи раннего христианства исполнялись в виде кусочков цветного стекла, которые крепились между собой специальным раствором, таким образом, украшая храмы Галлии, а позднее – Англии и Германии.

Мотивы исполнения средневековых витражных композиций были представлены некой игрой божественного света солнечных лучей на разноцветном остеклении, что подразумевало проявление святой любви и могущества свыше.

В храмах Франции и Германии раскрыли себя витражи сюжетного характера. Огромных размеров различных цветов и форм витражи, которые скреплялись между собой перемычками из свинца стали особенностью готических храмов. На таких витражах изображались сцены религиозного и бытового характера.

Наличие витражных композиций в Российских храмовых интерьерах было явлением единичным из-за суровых климатических условий, другой архитектуры, а также отсутствия традиций писаний на стекле икон в то время.

А вот уже в XVII веке можно было столкнуться с художественными витражными композициями, когда в рамы вставлялось цветное остекление, или оконный переплёт был выполнен в виде рисунка православного креста.

Возрождение витражного искусства в Европе повлекло за собой и развитие витражей в России.

Примеры художественных мотивов витражных композиций 

Витражи стали довольно-таки распространённым видом наглядного рассказа. Профессионалы своего дела старались облегчить понимание Священной истории, показывая своих кумиров в действии на основе алого или синего цвета и оставляя на витражах свои росписи.

В.Ч.  Рагин отметил, что для каждого святого была дана характеристика с основными сюжетными элементами:

– Воскрешение из мёртвых;

– Исцеление заболевших людей;

– Изгнание бесовщины;

– Смерть мучеников.

Основной линией сюжета, конечно же, была Библия.

Витражные композиции собора  в Шартре

Целая серия вертикально расположенных окон семиметровой высоты представлены изображенными на них персонажами Священной истории, в нижних частях которых присутствуют повествовательные сценки, дополненные светскими мотивами.

Витражные композиции аббатства Сен – Дени

Описываемые витражи были представлены сценами из жизни заступников храмов, тем самым иллюстрировавшие события исторического характера. Именно аббатством Сен – Дени были представлены сценки из крестового похода.

Может быть, на сегодняшний день некоторые приёмы и расширяют технические возможности витражного искусства, но они ничего не привносят в художественном плане, возможно, из-за потери духовного смысла этого искусства, которое осталось в прошлом.

Но настоящее витражное искусство сравнимо с книжкой, которую хочется читать множество раз и находить всё новые моменты. Поэтому старинные витражи благодаря усердию историков и работников музеев потихоньку возвращаются к нам из небытия и, подвергаясь реставрации, радуют своим благолепием любителей и ценителей искусства.


Текст: Фирсова Кристина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта