Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 апреля 2016 г.

Исторические и художественные мотивы витражных композиций

Витраж  ( vitrage или vitrum – остекление, стекло) – это выполненная композиция, базирующаяся на декоративном искусстве изобразительного или орнаментального направления  из цветного стекла или иной основы, подверженная специальной обработке и имеющая пропускную световую особенность, необходимую для наполнения проёмов, зачастую оконных, в определённом архитектурном возведении.

Ранее художественные витражи употреблялись для  декора различных церковных сооружений, на сегодняшний же день они уже пронизывают здания жилого и общественного назначения.

Рынок, Сан-Паулу, Бразилия

Витражи в интерьере

Действительно, в современном мире очень часто встречается, как и в прежние времена, прозрачный витраж, но сегодня он может выполнять и другие функции, а также наполнять интерьер многих представительств, банков, сооружений под офис, да и просто частных домов. Видимо, он  также вечен, как и архитектура, подтверждением тому являют собой практические бессмертные витражи, имеющиеся во многих Российских городах, которые когда-то были под влиянием модерна. Они бесценны и их очень берегут.

Возможно, сейчас ставшие более динамичными и декоративными современные геометрические и растительные узоры и композиции витражей  помогут ещё лучше освоить на сегодняшний день архитектурную среду.

Начало пути исторического развития витражных композиций 

В период Средневековья витражи, представляющие священное творенье и милость, сыграли важную роль в обрядах религиозного характера. В связи с этим они повсюду находили своё применение в художественном оформлении готических и романских храмов. По имеющемуся мировоззрению того времени, свет, который изливается с неба и идет от Бога, насыщен богатством всей цветовой гаммы. И именно свет, воплощаясь на земле в виде витражей средневековых храмов – настоящего произведения искусства, – торжествует своим разнообразием цвета и световой насыщенностью.

Сущностью витражей средневекового периода является их некая двойственность. С наружной стороны витражи абсолютно не имеют цвета и выглядят неброской композицией, которая просто сливается со стенками храмов, а  изнутри открываются настоящее великолепие и непередаваемая словами красота, особенная духовность цветного остекления храмов Средневековья.

Начало использования витражного искусства уходит корнями в первое тысячелетие нашей эры. Само остекление тогда  было бесцветным и непрозрачным. А уже в пятом тысячелетии нашего времени витражные композиции эпохи раннего христианства исполнялись в виде кусочков цветного стекла, которые крепились между собой специальным раствором, таким образом, украшая храмы Галлии, а позднее – Англии и Германии.

Мотивы исполнения средневековых витражных композиций были представлены некой игрой божественного света солнечных лучей на разноцветном остеклении, что подразумевало проявление святой любви и могущества свыше.

В храмах Франции и Германии раскрыли себя витражи сюжетного характера. Огромных размеров различных цветов и форм витражи, которые скреплялись между собой перемычками из свинца стали особенностью готических храмов. На таких витражах изображались сцены религиозного и бытового характера.

Наличие витражных композиций в Российских храмовых интерьерах было явлением единичным из-за суровых климатических условий, другой архитектуры, а также отсутствия традиций писаний на стекле икон в то время.

А вот уже в XVII веке можно было столкнуться с художественными витражными композициями, когда в рамы вставлялось цветное остекление, или оконный переплёт был выполнен в виде рисунка православного креста.

Возрождение витражного искусства в Европе повлекло за собой и развитие витражей в России.

Примеры художественных мотивов витражных композиций 

Витражи стали довольно-таки распространённым видом наглядного рассказа. Профессионалы своего дела старались облегчить понимание Священной истории, показывая своих кумиров в действии на основе алого или синего цвета и оставляя на витражах свои росписи.

В.Ч.  Рагин отметил, что для каждого святого была дана характеристика с основными сюжетными элементами:

– Воскрешение из мёртвых;

– Исцеление заболевших людей;

– Изгнание бесовщины;

– Смерть мучеников.

Основной линией сюжета, конечно же, была Библия.

Витражные композиции собора  в Шартре

Целая серия вертикально расположенных окон семиметровой высоты представлены изображенными на них персонажами Священной истории, в нижних частях которых присутствуют повествовательные сценки, дополненные светскими мотивами.

Витражные композиции аббатства Сен – Дени

Описываемые витражи были представлены сценами из жизни заступников храмов, тем самым иллюстрировавшие события исторического характера. Именно аббатством Сен – Дени были представлены сценки из крестового похода.

Может быть, на сегодняшний день некоторые приёмы и расширяют технические возможности витражного искусства, но они ничего не привносят в художественном плане, возможно, из-за потери духовного смысла этого искусства, которое осталось в прошлом.

Но настоящее витражное искусство сравнимо с книжкой, которую хочется читать множество раз и находить всё новые моменты. Поэтому старинные витражи благодаря усердию историков и работников музеев потихоньку возвращаются к нам из небытия и, подвергаясь реставрации, радуют своим благолепием любителей и ценителей искусства.

329
Текст: Фирсова Кристина

Комментарии (1)

  • 01.11.2017 | 00:07

    Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет. продвижение групп в контакте логин скайпа SEO2000 оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта