Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 сентября 2016 г.

Искусство градостроительства. Гамбург

Хафен Сити – вырастающий на почве старого порта современный район в центральной части Гамбурга. Как и многие немецкие города, Гамбург изрядно пострадал во время Второй мировой войны. Дальнейшая депрессия холодной войны также затормозила естественный ход развития и обновления города. Только с падением Берлинской стены, городские власти принялись за преобразование проблемных территорий. Понятно, для крупнейшего портового городанаиболее приоритетной территорией для освоениястал бывший порт, на тот момент представленный в виде старых складов, заброшенных рельсовых путей, зашарпанных заводских корпусов и пустырей. 

Взялись за порт в 1997 году, после того как Фолквин Марг исследовал потенциал территории и вынес общие соображения. Двумя годами позже, администрация Гамбурга объявила конкурс на право разработки ведущей концепции и плана застройки. Победителем стали команда архитекторов ASTOC под предводительством голландца КейсaКристиаанса. 

157 гектар площади ожидается полностью застроить к 2025 году.В ходе застройки планируется увеличить центр Гамбурга на 40%. На жилые помещения рассчитывают выделить 700 000 кв. м. для проживания 13 000 – 14 000 жителей, а на работу сюда будут приезжать до 40 000 человек, в отведённые под офисы 1 100 000 кв. м. На нижних этажах зданий будут находиться торговые помещения, кафе, рестораны, бутики, выставочные пространства. На культуру, науку и другие общественные места уйдёт 310 000 кв. м. На сегодняшний день построено 57 проектов, остальные 53 находятся на этапе строительства или планирования.

Основная доля капиталовложений приходится на частные инвестиции. В своё время городские власти создали фонд «Город и порт», куда перешли все муниципальные земли, которые затем выкупались и где формировались займы. Это позволило городу координировать застройку бывшего порта и перераспределять бюджет. В общей сложности государственные расходы не превысят 2,5 млрд. евро, в то время как доля частных инвестиций будет равняться 8,5 млрд. евро.

Если говорить об идее или концепции, по которой движется линия застройки, в частности в рамках архитектуры, то она не выходит из ряда новоевропейского принципа о соединении старого и нового, где современное не подавляет, но продолжает сложившийся архитектурный ансамбль. Кроме этого, в общем плане уделяется много внимания инфраструктуре, организации движения, системе парковок, экологическому состоянию и условиям безопасности.

Освоение старых промышленных зон движется по линии «очеловечивания» городского пространства: парки, скверы, променады, общественные пространства для культурного досуга, туризма и отдыха. Универсализм или даже эклектизм в современной европейской городской застройке базируется на основном принципе – город для человека и человек для города. Здесь смешивается и промышленное, и жилое, и деловое, и досуг, и отдых. Но всё объединяется этим принципом.

Под воздействием этого же принципа, в соответствии с современными стилевыми и технологическими особенностями, сложился и архитектурный облик Хафен Сити. Несмотря на то, что общий архитектурной ансамбль подчинялся некоторому регламенту, каждое здание отличается индивидуальностью.

Представить, что собой представляет «музей современной архитектуры Гамбурга», можно, рассмотрев наиболее характерные проекты. Но прежде немного о том, как выглядел старый порт.

Основная масса исторической архитектуры порта представлена складскими помещениями красного кирпича с элементами неоготики. Построенные на сваях и уходящие фасадами прямо в воду, они образуют сети туннелей, которые пересекает множество мостов. 

Созданием «города складов» Шпайхерштадт руководил гамбургский архитектор Андреас Мейер. Возводились они в конце XIX века, когда Гамбург вступил в немецкий Таможенный союз.  

Сегодня в бывших складских помещениях расположились многочисленные музеи и галереи современного искусства.

Много квартирной и офисной застройки растянулось вдоль набережной Эльбы, променады которой составляют 10,5 км. В стилевом отношении здесь преобладает хайтек, «утеплённый» кирпичом, который как бы вторит историческим зданиям Шпайхерштадта.

На переднем плане жилой квартирный дом, построенный в 2001 году архитектурным бюро Böge-Lindner K2 Architekten с причудливым названием Ocean’s End. 

Ассиметричный главный фасад из стекла и бетона окаймляет облицовка терракотовым кирпичом. Боковые фасады дробятся хаотично расположенными и произвольных размеров окнами.

За ним виднеется расчленённое линиями ленточных окон здание, построенное дюссельдорфской Ingenhovenund Partner Architekten. Помимо стекла, в решении фасада архитекторы использовали алюминий и керамические плиты. 

Особого внимания заслуживает проект архитектурного бюро Spengler Wiescholek Architekten под названием H2O. Если холодный стиль предыдущих проектов смягчается использованием терракотовой гаммы, то здесь, напротив, тёмный цвет кирпичной облицовки придаёт зданию брутальность и напористость. Это подчёркивается и далеко выступающими, массивными частями здания, соединёнными прозрачными галереями. 

Добавляют впечатление сложности рваные ритмы окон и несколько выступающих балконов, деструктирующих плоскость, что создаёт эффект неустойчивости. 

Ещё одно здание, которое удачно вписывается в ансамбль зданий старого фонда, – проект гамбургского бюро Loosen, Rüschoffund Winkler - Architekten und Stadtplaner. Бурый кирпич, расчленённый глянцевитыми стёклами балконов и окон.Несмотря на сложность вписанных один в другой кубических объёмов, здание не тяготит. Массивность снимается за счёт больших окон и балконов.  

Ещё один проект упомянутых уже Böge-Lindner K2 Architekten – пенсионное учреждение федерального правительства. Конструктивно здание выполнено в соответствии с потребностями пожилых людей: с врачами, аптеками, спа и пр. 

Особняком от линейной застройки стоит Marco Polo Residential Tower, созданная по проекту архитектурного бюро Гюнтера Бениша. Башня высотой 55 м акцентирует конец маршрута из внутреннего города к новым достопримечательностям, терминал круизных судов и набережной.

Плавная игра горизонтальных линий делает здание гибким, подвижным, сама башня по мере подъёма поворачивается вокруг своей оси. За счёт этого поворота планировка внутренних апартаментовни разу не повторяется. 

Наверное, самый многосложный и самый проблемный, но и самый многообещающий архитектурный проект Хафен Сити, – Эльбская филармония. Главный ориентир и главная доминанта. Главная даже не по высоте и территории, но по оригинальности, размаху и по тому шуму, что вокруг неё происходит. 10-тилетний долгострой планируют завершить к январю 2017 года. Наряду с перенесённым в ХафенСити архитектурным университетом со студенческим городком, филармония призвана, по-видимому, решить проблему оживления территории.

Стеклянная часть выполнена из 100 панелей, каждая из которых уникальна. Основой для здания служит некогда бывший склад для хранения кофе.Большой зал филармонии рассчитан на 2100 мест. Для повышения качества акустических свойств был разработан материал «Белая кожа» – панели из смеси бумаги и гипса, предназначенные для обшивки стен зала. 

Проект принадлежит известному архитектурному бюро Herzog & de Meuron Architekten.

Яркое, грандиозное, шумное здание вторит своему назначению и своему положению. Трезвая краснокирпичная основа,подчеркивающая связь с прозой торгового порта, контрастирует изгибающейся артистической стеклянной короной, которая символически венчает образ города современности. 

Хафен Сити–один из наиболее амбициозных градостроительных проектов. Главной его особенностью является тот симбиоз, сосуществование отличных друг от друга сфер общественной жизни, которые связаны благодаря градостроительному решению. Сегодня это малозаселённый район, динамика которого поддерживается за счёт сотен тысяч туристов и коммерческих отношений. Но можно быть уверенным, что такие выдающиеся произведения градостроительной политики, несмотря на дороговизну, будут умножаться и процветать. 

Фото: Владимир Громада, доцент УралГАХА

Читайте также: 

Берлин. Архитектура объединенной Германии

Дюссельдорф. Архитектурная гавань 

438
Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта