Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
8 ноября 2016 г.

Идите в баню! История легендарных Сандунов

Баня испокон веков считалась не только местом для бытовых нужд, но также имела сакральное значение. Там одновременно господствовало четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. Они очищали человека не только духовно, но и физически. Одним из таких мест в Москве являлись знаменитые Сандуны.

Куда как не в бани после балов или «Англицкого клуба» устремлялась вся знать пушкинского века! Там назначались деловые встречи, а порой, в душных парных и кабинетах для отдыха решались карьеры и даже чьи-то судьбы.

А начиналась история знаменитых Сандунов с одной любовной драмы, которая могла бы стать даже трагедией, если бы не счастливый случай. Дело было так. Молодой талантливый московский актер Сила Сандунов был без памяти влюблён в певицу и актрису, любимицу Екатерины II, Елизавету Уранову, блиставшую на подмостках петербургских театров. Она отвечала ему взаимностью. Однажды он попросил её руки, но её навязчивый поклонник граф Безбородко попытался помешать этому и  избавиться от соперника. Друзья Силы Сандунова помогли ему перевестись в театр Херсона.

Тогда Елизавета кинулась в ноги императрице и рассказала ей свою историю разлуки  с женихом. Справедливость была восстановлена, а счастливым влюблённым императрица дала благословление на брак и подарила шкатулку с драгоценностями. Молодые переехали в Москву и на эти деньги купилидом рядом с рекой Неглинкой. Тогда эти места считались очень грязными, болотистыми, и селились там дворники и звонари. Кто бы мог подумать, что через много лет именно соседство «поганой речки» принесёт этому месту славу и сделает его буквально золотым.

Недолго думая, Сила решает вложиться и построить тамобщественные бани. Именно этих заведений тогда очень не хватало в Москве. Но речь шла не о простых банях, а, по задумке Сандунова, лучших в городе, которые предназначались бы для дворян. Для этого Сила даже выкупает несколько соседних домов, чтобы присоединить их кбудущему банному комплексу.  Строительство шло очень быстрыми темпами, и скоро уже были открыты первые отделения. Для дворян здесь были созданы все условия для релаксации: уютные номера с дорогой мебелью и банными принадлежностями из серебра, отличные парилки, умелые банщики. И что самое главное,  в Сандунах уже существовало  разделение мужского и женского помещений, чего не было ещё заведено в банях Российской империи. Входить в женское отделение мужчинам строго запрещалось. Это право имели лишь врачи и художники. Слава о Сандунах шла по всей Москве. Однако вскоре грянули события войны 1812 года. Эта часть города близ Неглинкисильно пострадала, но бани,хоть и обгорели после пожара,  не были полностью уничтожены. За довольно короткий срок они подверглись восстановлению. Несмотря на прежнюю популярность бань, ожидаемых высоких доходов Сандуны не принесли. Владельцы принимают решение сдавать бани в аренду, а потом продать их. Несколько раз Сандуныпереходят из рук в руки, а в 1890 году их покупает миллионер Иван Григорьевич Фирсанов. Этому человеку В. Гиляровский посвятит несколько страниц своей известной книги. За свою скупость миллионер получил в Москве прозвище «костяная яичница».

Его дочери, Вере Федоровне Фирсановой, после его смерти,достаются по наследству Сандуновские бани.

Расставшись с первым мужем, за которого она вышла замуж не по любви, и, уплатив ему миллион рублей откупа, она вышла замуж повторно за красивого статного офицера Алексея Ганецкого, сына начальника Петропавловской крепости. Своему супругу Вера Федоровна передаёт управление Сандуновскими банями и легкомысленно открывает для него счёт в банке, чтобы ему проще было вести дела. Семейство предпринимает несколько поездок в Европу, чтобы посмотреть, как устроено банное дело заграницей,и позаимствовать знания.

Вернувшись, Ганецкий решает сломать комплекс старых бань и развернутьновое грандиозное строительство. По его задумке, на этом месте должен был вырасти в скором времени настоящий «банный дворец» для людей различных сословий: от самых простых до самых высших чинов.Ганецкий приглашает известного архитектора Бориса Фрейденберга,который делает проект бань.Не вынеся  вздорного характера заказчика и  его требований,  архитектор вскоре покидает Москву. Его коллеги С.М.Калугин и В.И.Чагин завершают начатое им строительство. Всего два года длится постройка грандиозного комплекса,состоявшего из семи зданий. Бани  заняли почти половину квартала рядом с улицей Неглинной, Сандуновским и Звонаревым переулком. Помимо самих бань на территории расположились также электрическая и насосная станции, котельная, прачечная, магазин, контора и гостиница.

Самой важной проблемой,вставшей на первом этапе строительства, стало обеспечение бань водой. Инженеры подсчитали, что для того, чтобы бани нормально функционировали, необходимо 20000 вёдер в час. Однако этот объём составлял третью часть всего запаса привозимой в город воды. Хитроумная Вера Федоровна Фирсанова принимает новаторское по тем временам решение –построить собственный водопровод, который бы протянулся по улице Волхонка до Охотного ряда и далее от Малого театра по Неглинке, выходилбы прямо к Сандуновскому переулку. Решение было одобрено городскими властями. Построенный в короткие сроки подземный комплекс водопровода, представлял собой целую магистраль, испещрённую лабиринтами, в которых скрывались краны, отводы и предохранитель. Водопровод снабжался водой, забирая её из Бабьегородской плотины, а уже на территории комплекса вода очищалась через американские фильтры. Обогрев воды осуществлялся при помощи мазута. 

Все нечистоты сливались через трубы коллектора Неглинки. Вера Федоровна Фирсанова приказала также построить при банном комплексе собственную электростанцию, которая, к слову сказать, очень помогла  при коронационных торжествах Николая II в Москве, так как электроэнергии от существующих двух московских станций могло не хватить. (В будущем, когда у Фирсановой наступят тяжелые времена и полностью разорённая мужем, она останется без средств к существованию,император отплатит ей щедрой благодарностью за эту безвозмездную помощь с её стороны).

Во всех помещения банного комплекса были предусмотрены строгие санитарные нормы, что выгодно отличало Сандуны от других московских бань. Тщательно продуманная вентиляция, обработка в течение дня всех помещений горячим паром и даже мельхиоровая и серебряная банная утварь,– всё это говорило о том, что о своих посетителях и прекрасной репутации бань владельцы очень заботились. 

Фасады и интерьеры всех зданий Сандунов были оформлены в стиле эклектики, соединившей в себе оттенки разных архитектурных стилей: барокко, ренессанса, классицизма, рококо, мавританского стиля и даже фабричного стиля второй половины XIX века. Центральный ризалит с аркой был украшен мифологическими скульптурамимужчины, трубящего в рог,и фигуркой женщины,играющей на лире. Возможно, это символическаядань благодарности создателям бань, бывшим актёрам Силе Сандунову и Елизавете Урановой. Потолки и мебель в залах для отдыха были созданы краснодеревщиками из морёной сосны, стены  украшены лепниной, живописью, скульптурой и восточным орнаментом. Лестницы, ограждения и светильники были отлиты из чугуна и бронзы.

В парилках бань работало около 400 банщиков, которые квартировали тут же, при банях. В отделке помещений парилок и душевых были использованы европейские материалы: кафельная плитка из Германии, норвежский и итальянский мрамор, австрийская медь.

Бани делились по уровню и разрядам. Самыми  дорогими помещениями бань были номерные отделения. В них вёл вход через двор и ворота в мавританском стиле. Вход туда стоил 60 копеек. 

Раздевальня для высшего сословия была оформлена в неоготическом стиле и украшена экзотическими растениями. Кожаные сидения имели маленькие серебряные гвозди, на которые каждый вечер надевались белые чехлы. На полу лежали восточные ковры, которые тщательным образом вычищались. Чистота там царила почти стерильная.Что удивительно, при раздевальне имелась даже библиотека. 

К ней примыкала мавританская гостиная для отдыха. 

В парилках были устроены русская и ирландская бани. Рядом располагался огромный бассейн в помпейском стиле с настоящим стеклянным потолком, считавшийся чудом инженерной мысли.Душевые помещения имели мраморные ложа и медные краны. Среди простолюдинов в Москве даже ходили легенды, что краны в Сандунах из «настоящего золота». На самом же деле они, действительно, имели тончайший слой позолоты, но при этом их очень тщательно натирали. На небольшом постаменте в душевом помещении возвышались две английские эмалированные ванны. В те времена они считались большой редкостью и говорили о достатке владельцев. В отличие от мраморных, они быстрее нагревались и не требовали такого тщательного ухода. 

Помимо парилок бани имели также и уютные кабинеты-цирюльникак в мужском,так и в  женском отделениях. В них можно было подстричься, уложить прическу, сделать маникюр и просто отдохнуть.В женские отделения дамы могли приходить со своими собачками, которых также по желанию могли подвергнуть стрижке или укладке. 

Бани для простых сословий располагались в соседних корпусах. Вход туда стоил от 5-30 копеек, в зависимости от разряда. Надо сказать, что они по убранству мало отличались от дорогихотделений, предназначенных для высоких сословий.  Единственное отличие было в отсутствии дорогой мебели. Её  заменяли недорогие гарнитуры. Техническое оснащение таких недорогих отделений было также «на высоте». Для дам в таких помещениях за 30 копеек была создана раздевальня в стиле Людовика ХIV, украшенная плафонами работы художника Августа Томашки. Рядом находиласьмыльная комната с мраморными скамейками, в которой располагался бассейн,отделанный фарфором. Вход оттуда вёл в парилку и душевую.

На территории комплекса работали уже упоминаемые выше ресторан, гостиница и даже прачечная, в которой можно было сдать одежду и получить её через час абсолютно чистой.

Бани очень любили посещать знаменитости: Ф.Шаляпин, В.Гиляровский, С.Эйзенштейн, В. Маяковский. Последний очень не любил, когда садились на его мраморное ложе в парилке и попросил даже сделать именную табличку. Она до сих пор находится там. 

Сандуны часто становились съёмочной площадкой для многих фильмов. Сергей Эйзенштейн, например, снимал в бассейне шторм Чёрного моря для фильма «Броненосец Потемкин», а Эльдар Рязанов снимал сцену к фильму «Ирония судьбы или с лёгким паром!». 

После революции 1917 года Сандуны хотели закрыть.К счастью, администрация бань собрала целую демонстрацию и отстояла право на их существование. В советское время бани продолжали работать и считались, по-прежнему, лучшими в Москве.

Во время Великой Отечественной войны бани были очень важным пунктом, в котором работало электричество, и находилась в большом количестве горячая вода. Громадные очереди выстраивались сюда, чтобы постирать бельё или помыться.

Интересно то, что первый крупный ремонт в банях был произведён лишь в 1944 году. Настолько качественным и долговечным было наследие, которое оставили нам создатели знаменитых Сандунов.

В 1991 году правительство Москвы сделало, наконец, легендарные бани памятником архитектуры, и начались крупномасштабные работы по восстановлению.Большую помощь оказали европейские производители мебели, фарфора и керамики, в том числе фирма Villeroy&Boch.

Сейчас интерьеры почти полностью реконструированы, конечно, то, что было возможно..То, что утрачено, останется в памяти старожилов и в старинных путеводителях по Москве. 

Сейчас, проходя по Сандуновскому переулку, уже издалека чувствуешь приятный запах веников и ароматного мыла и при мысли о тёплой парилке, особенно в такое осеннее ненастье, начинаешь приятно ёжиться.

Идите в Баню, Господа! 

196
Текст: Калмыкова Евгения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта