Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
31 марта 2016 г.

Хлопковые склады Манчестера как искусство

Складские помещения в центре Манчестера, построенные в период промышленного переворота и связанные с хлопковой и текстильной промышленностью, стали символом финансового величия города в XIX веке и ярким примером торгового центра Викторианской эпохи. Рассмотрим несколько интересных примеров многофункциональных складов, которые появились в этом английском городе в середине XIX века – на заре становления «хлопковой столицы». 

Промышленный город Манчестер в XIX веке – это международный центр производства и торговли хлопком. Благодаря своему географическому расположению на северо-западе Англии и отсутствию каких-либо ограничений на передвижение капитала город сосредоточил в себе главные хлопчатобумажные фабрики Великобритании тех лет. И если Белфаст назывался в XIX веке Linenopolis («столица льняного полотна»), то Манчестер получил прозвище Cottonopolis («хлопковая столица»). 

Огромные торговые склады, возводившиеся на протяжении всего XIX века преимущественно в центре, давно стали символом Манчестера. Квадратная миля «города складов» считается, пожалуй, ярчайшим примером британского торгового центра, сложившегося в Викторианскую эпоху. Многие дома внесены в списки особо охраняемых национальных памятников (так называемые Grade I и Grade II) и в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Harvest House – первый склад в Манчестере, построенный в стиле итальянского палаццо в коммерческом квартале города. Он был возведен в конце одной из центральных улиц – Мозли-стрит, что недалеко от Пикадилли – для крупного фабриканта и политика Ричарда Кобдена. Именно благодаря нему молодой архитектор Эдвард Уолтерс получил первый серьезный заказ, а впоследствии спроектировал ряд знаковых построек в Манчестере: складские помещения Brown & Son's (1851–52); Зал свободной торговли (1853–56); Charlotte House (1857); Каслфилдскую Конгрегационалистскую церковь (1858). 

Мозли-стрит

Склад Harvest House был построен в 1839 году из красного кирпича методом фламандской кладки и песчаника. На заднем фасаде применена более простая ложковая перевязка, а не фламандская. Третий этаж – piano nobile, «парадный» – выделен наличниками и замковыми камнями неспроста: именно здесь располагалась контора Ричарда Кобдена. «Торговые принцы» XIX века, которые строили свои неоренессансные рабочие владения, подражали итальянцев во всем, в том числе в том, что размещали свои «парадные» помещения не на первом, а на верхних этажах, в данном случае – на третьем. Не с руки было начальству находиться на первом этаже, где был слышен шум мощеной мостовой. 

Здание построено в 1830-е годы – во время начала строительного бума в центре Манчестера. Как отмечал сам Кобден, если еще пять лет назад дом продавался за 4500 гиней, то сейчас за него просили почти в два раза больше, и многие постройки перепродавались и перестраивались в складские помещения. 

Иоганна Шопенгауэр, мать всемирно известного философа, писала в 1830 году, что в Манчестере «работа, прибыль и жадность, кажется, являются единственными мыслями населения», а «грохот хлопчатобумажных фабрик и ткацких станков можно услышать везде». Город был «темным и задымленным из-за паров угля» и напоминал «огромную кузницу или мастерскую». На этом унылом сером фоне склады (где обычно размещались также конторы фабрикантов), выполненные в неостилях, преимущественно в ренессансном, становились местными достопримечательностями и радовали глаз. Немецкий географ Иоганн Георг Коль, побывавший в Манчестере в 1844 году, отмечал, что на Маркет-стрит (Торговой улице), Мозли-стрит и Купер-стрит находятся самые масштабные пяти и шестиэтажные склады – «крупные, внушительные, некоторые из них величавые и элегантные, а в ночное время ярко освещенные сверху вниз». 

Во время правления королевы Виктории эклектизм набирал свою силу в архитектуре Англии. Разнообразие стилей можно найти в сооружении дуэта местных архитекторов Генри Трэвиса (Henry Travis) и Уильяма Мэгналла (William Mangnall). Waldorf House, построенный для масонов на Купер-стрит в 1863 году, обладает как классическими, так и романскими элементами (бифории), при этом поэтажный ордер (пилястры и полуколонны) играет здесь основную роль. 

Другой проект Трэвиса и Мэгналла – Watts Warehouse (склад Уоттса) – возведен в 1850-х годах на Портленд-стрит, где в это время появлялись все новые и новые склады, как грибы после дождя. Если на момент начала строительства объекта в 1855 году в юго-западной части улицы насчитывалось 7 складов, то к моменту окончания стройки появились еще четыре новых объекта складского типа. В итоге здание Уоттса стало самым огромным на тот момент складом Манчестера. Сейчас здесь располагается отель Britannia Hotel на 363 номера. 

При отделке фасада использован облицовочный песчаник из Дербишира, часть цокольного этажа – из гранита. Примечательно, что задний фасад выполнен из неокрашенного красного кирпича, который не виден обывателю, подходившему или подъезжавшему к зданию по главной улице – Портленд-стрит, а значит, на этом можно было сэкономить. Так разумно посчитал заказчик проекта – Джеймс Уоттс, который был self-made человеком своей эпохи и хотел, чтобы его здание было лучшим и самым большим в Манчестере. И без того ушло много средств на материалы. Общая площадь всех помещений – около 12 000 кв. м; на строительство было потрачено 73 000 кубических футов камня, еще 40 000 – дерева и 27 000 – стекла, а также 700 тонн железа. 

Самое интересное – внутри и на главном и боковом фасадах. Склад Уоттса имеет вид венецианского палаццо и по внешнему облику является реминисценцией Fondaco de' Turchi и при этом остается, пожалуй, самым эклектичным зданием своего времени, поскольку каждый из пяти этажей выполнен в определенном стиле. 1, 3 и 5 этажи – итальянский ренессанс, 2-ой – елизаветинский стиль, 4-ый – французский ренессанс. А четыре огромных павильона на крыше имеют окна-розы – отголоски французских готических соборов, словно подчеркивая роль здания как истинного «собора коммерции». 

Реминисценции Венеции есть и в интерьере: главная лестница из кованого железа и с чугунными колоннами отдаленно напоминает мост Риальто. Здание – многофункционально: четыре внутренних колодца с системами циркуляции воздуха разграничивают пространство для начальства, посетителей и 600 сотрудников, продававших различные товары оптом. На первом этаже – отдел трикотажа, белья и тканей; на втором – в основном шерсть; на третьем – зонтики, портмоне, сумки, обувь и т.д. и т.п. Прайс-лист компании размещался на 384 страницах. 

Профильный журнал Builder отмечал в 1868 году, что примечательные склады, спроектированные даровитыми архитекторами, стали быстро появляться в центре Манчестера с середины 1850-х годов. «Возникла новая школа архитекторов, многие из которых – еще молодые люди. В значительной степени это заслуга торговцев города, что они стали обращаться за проектами к архитекторам, но в то же время это и заслуга самих архитекторов, что они стали отвечать на эти запросы почти универсально и наилучшим способом». 

Среди сохранившихся до наших дней построек 1850-х годов можно выделить компактный 4-этажный склад на Джордж-стрит. Рустовка углов и первого этажа, игра с оконными проемами (венецианские окна на четвертом этаже, полуциркульные окна – на первом), классический карниз с дентикулами, балюстрада на крыше – в итоге архитектор мастерски приютил неоренессансное палаццо в промышленном городе. Авторство проекта 1857 года приписывают Эдварду Уолтерсу, пожалуй, самому выдающему провинциальному архитектору Англии тех лет. 

Манчестер разрастался и активно застраивался во второй половине XIX века и в начале XX века. Многие здания – и не только склады – стали символами «столицы хлопка»: это и биржа, и зал свободной торговли, и банки, и ратуша. Стили были разнообразны: от неоренессансных банков и неоготических административных зданий до упаковочных складов и офисов в стиле эдвардианского барокко. И это уже другая история, которая ждет своего исследователя. 

Читайте также: 

Брутализм оказался крайним

Английский архитектурный ар-деко

Великий долгострой англиканцев. Часть 1

Великий долгострой англиканцев. Часть 2

Идеальный город Говарда 

251
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта