Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
10 июля 2017 г.

Гаэтано Пеше: первооткрыватель «эмоционального дизайна»

Улыбаться во весь рот, глядя на стул… Что это – психиатрический диагноз или признак чрезмерного оптимизма? «Высший пилотаж» – быть дизайнером, который создал тот самый стул, которому улыбаются люди. Что же нужно сделать с мебелью, чтобы она вызывала такую реакцию? Быть гением «эмоционального дизайна», как Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce).

Гаэтано Пеше продолжает мысль Филиппа Старка о том, что юмор делает дизайн человечным. Он говорит, что дизайн превратился в развлечение и способ выразить себя. Популярность мебели Пеше заключается в задорной детской непосредственности, которую люди утрачивают с годами. Дизайнер создаёт кресла с очертаниями женского тела, кресла-мантии и кресла-корсеты. В его коллекции есть вазы в виде оплавленных венецианских масок, столы-водоёмы и диваны-полянки. Функциональные предметы интерьера в его руках становятся ещё и чем-то вроде игрушек. Например, пуфик от кресла Up5 (1969) легко трансформируется в мячик, края кресла Feltri (1987) можно отгибать по собственному вкусу и даже заворачиваться в них, как в кокон.

Up 5

Feltri 

Столы из серии Waterscape Tables можно рассматривать вместо географической карты и воображать себя отважным лётчиком, ведь их поверхность точно скопирована с водоёмов, сфотографированных с высоты 10 тысяч метров.

Диван в форме горных вершин способен без усилий перенести взрослого человека в мысленное путешествие по крутым подъёмам и ущельям, а детям добавить новую площадку для игр.

Кажется, что фантазия дизайнера безгранична. Когда Гаэтано Пеше спрашивают: «А чем вы занимаетесь?» Он скромно отвечает: «Проектирую мебель». «А какого рода мебель вы проектируете?» − слышится в ответ. «Моего рода».

В самом начале своей карьеры Гаэтано практично решил, что для проектирования домов требуются внушительные средства, и что создавать мебель значительно проще и интереснее. Если в архитектуре есть жёсткие рамки и правила, то в вопросе с мебелью можно довольно экономично экспериментировать с самыми разными материалами и формами, не опасаясь при этом получить космический счёт за расходы.

«Каждое время должно иметь свои материалы», − считает Гаэтано Пеше. В этом контексте нельзя вновь не вспомнить Филиппа Старка, поклонника новых материалов. Старк восхищается пластиком, называя его современным, удобным и главное – доступным. А в 60-е годы прошлого столетия Гаэтано Пеше восхищался пенополиуретаном, который принёс ему колоссальную известность. Кресло Up 5, сделанное из этого материала, словно Энди Уорхол, стало символом эпохи поп-арта и легендой 60-х.

Что особенного было в этом кресле? Анатомическая форма, провокационный дизайн, красивая легенда о пленённой женщине (кресло по идее символизирует женщину-пленницу) и, конечно, интересная упаковка. Все взрослые обожают стильно завёрнутые «конфеты». Пенополиуретан позволял творить волшебство не выходя из дома. Так как он на 90% состоит из воздуха, то при правильном обращении с ним можно «показывать фокусы». Гаэтано Пеше придумал трюк: откачать весь воздух из изделия, поместить его в плоскую вакуумную упаковку и доставлять заказчикам в таком виде. Представляете, вы заказали большое кресло, а вам доставили тонкую плоскую коробочку и утверждают, что кресло находится внутри неё. Эффект был оправдан: в течение часа прямо на глазах восхищённых зрителей кресло приобретало форму и объём. Конечно, Up 5 было не только «красочным шоу», но и ещё невероятно удобным «сидением», с практичным пуфиком-подставкой. Для тех, кто не смог оценить его достоинства в 60-е, компания B&B Italia сделала подарок: выкупила права и выпустила на рынок обновлённую версию под названием Up 5 2000. Кстати, кресло и в XX, и в XXI веке продавалось в комплекте с ещё 4-мя удобными предметами: пуфиками и диванчиком.

Дизайнер говорит, что в проекте Up 5 смог выразить свой взгляд на женщину. Впрочем, Пеше не заставляет людей разгадывать смысл его метафор. «Меня не волнует, понимают ли люди идею, которой я наделил стол, стоящий у них в гостиной. Главное, чтобы он им нравился», − сказал он однажды. Предметы интерьера должны улучшать жизнь, добавлять чувств и эмоций, считает дизайнер. Кстати, он не любит покупать мебель. В его нью-йоркской квартире, например, её очень мало − там стоят лишь несколько изделий, которые мастер спроектировал сам.

Дизайнер позволяет своей мебели быть несовершенной, с изъянами, неподходящими цветами. Он даже выпустил отдельную коллекцию Nobody’s Perfect (2002) с неидеальной, но дорогой дизайнерской мебелью. Такой подход заставляет покупателей переосмыслить модный сейчас перфекционизм и завышенные требования к себе. Мебель Пеше будто живая – со своими «шероховатостями», изюминкой, характером и стилем. Эмоциональный дизайн в чистом виде!

NobodyPerfect 

Читайте также:

Рон Арад: всё дело в шляпе

Мартино Гампер: «Дизайн – это состояние души»

Марсель Вандерс: человек и бренд 


Текст: Екатерина Мостяева

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта