Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
10 июля 2017 г.

Гаэтано Пеше: первооткрыватель «эмоционального дизайна»

Улыбаться во весь рот, глядя на стул… Что это – психиатрический диагноз или признак чрезмерного оптимизма? «Высший пилотаж» – быть дизайнером, который создал тот самый стул, которому улыбаются люди. Что же нужно сделать с мебелью, чтобы она вызывала такую реакцию? Быть гением «эмоционального дизайна», как Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce).

Гаэтано Пеше продолжает мысль Филиппа Старка о том, что юмор делает дизайн человечным. Он говорит, что дизайн превратился в развлечение и способ выразить себя. Популярность мебели Пеше заключается в задорной детской непосредственности, которую люди утрачивают с годами. Дизайнер создаёт кресла с очертаниями женского тела, кресла-мантии и кресла-корсеты. В его коллекции есть вазы в виде оплавленных венецианских масок, столы-водоёмы и диваны-полянки. Функциональные предметы интерьера в его руках становятся ещё и чем-то вроде игрушек. Например, пуфик от кресла Up5 (1969) легко трансформируется в мячик, края кресла Feltri (1987) можно отгибать по собственному вкусу и даже заворачиваться в них, как в кокон.

Up 5

Feltri 

Столы из серии Waterscape Tables можно рассматривать вместо географической карты и воображать себя отважным лётчиком, ведь их поверхность точно скопирована с водоёмов, сфотографированных с высоты 10 тысяч метров.

Диван в форме горных вершин способен без усилий перенести взрослого человека в мысленное путешествие по крутым подъёмам и ущельям, а детям добавить новую площадку для игр.

Кажется, что фантазия дизайнера безгранична. Когда Гаэтано Пеше спрашивают: «А чем вы занимаетесь?» Он скромно отвечает: «Проектирую мебель». «А какого рода мебель вы проектируете?» − слышится в ответ. «Моего рода».

В самом начале своей карьеры Гаэтано практично решил, что для проектирования домов требуются внушительные средства, и что создавать мебель значительно проще и интереснее. Если в архитектуре есть жёсткие рамки и правила, то в вопросе с мебелью можно довольно экономично экспериментировать с самыми разными материалами и формами, не опасаясь при этом получить космический счёт за расходы.

«Каждое время должно иметь свои материалы», − считает Гаэтано Пеше. В этом контексте нельзя вновь не вспомнить Филиппа Старка, поклонника новых материалов. Старк восхищается пластиком, называя его современным, удобным и главное – доступным. А в 60-е годы прошлого столетия Гаэтано Пеше восхищался пенополиуретаном, который принёс ему колоссальную известность. Кресло Up 5, сделанное из этого материала, словно Энди Уорхол, стало символом эпохи поп-арта и легендой 60-х.

Что особенного было в этом кресле? Анатомическая форма, провокационный дизайн, красивая легенда о пленённой женщине (кресло по идее символизирует женщину-пленницу) и, конечно, интересная упаковка. Все взрослые обожают стильно завёрнутые «конфеты». Пенополиуретан позволял творить волшебство не выходя из дома. Так как он на 90% состоит из воздуха, то при правильном обращении с ним можно «показывать фокусы». Гаэтано Пеше придумал трюк: откачать весь воздух из изделия, поместить его в плоскую вакуумную упаковку и доставлять заказчикам в таком виде. Представляете, вы заказали большое кресло, а вам доставили тонкую плоскую коробочку и утверждают, что кресло находится внутри неё. Эффект был оправдан: в течение часа прямо на глазах восхищённых зрителей кресло приобретало форму и объём. Конечно, Up 5 было не только «красочным шоу», но и ещё невероятно удобным «сидением», с практичным пуфиком-подставкой. Для тех, кто не смог оценить его достоинства в 60-е, компания B&B Italia сделала подарок: выкупила права и выпустила на рынок обновлённую версию под названием Up 5 2000. Кстати, кресло и в XX, и в XXI веке продавалось в комплекте с ещё 4-мя удобными предметами: пуфиками и диванчиком.

Дизайнер говорит, что в проекте Up 5 смог выразить свой взгляд на женщину. Впрочем, Пеше не заставляет людей разгадывать смысл его метафор. «Меня не волнует, понимают ли люди идею, которой я наделил стол, стоящий у них в гостиной. Главное, чтобы он им нравился», − сказал он однажды. Предметы интерьера должны улучшать жизнь, добавлять чувств и эмоций, считает дизайнер. Кстати, он не любит покупать мебель. В его нью-йоркской квартире, например, её очень мало − там стоят лишь несколько изделий, которые мастер спроектировал сам.

Дизайнер позволяет своей мебели быть несовершенной, с изъянами, неподходящими цветами. Он даже выпустил отдельную коллекцию Nobody’s Perfect (2002) с неидеальной, но дорогой дизайнерской мебелью. Такой подход заставляет покупателей переосмыслить модный сейчас перфекционизм и завышенные требования к себе. Мебель Пеше будто живая – со своими «шероховатостями», изюминкой, характером и стилем. Эмоциональный дизайн в чистом виде!

NobodyPerfect 

Читайте также:

Рон Арад: всё дело в шляпе

Мартино Гампер: «Дизайн – это состояние души»

Марсель Вандерс: человек и бренд 

169
Текст: Екатерина Мостяева

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта