Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 марта 2018 г.

Футуристический предметный дизайн Марка Ньюсона

Однажды на улице я увидела парня в футболке с принтом «The Future is now». Кому-то может показаться, что это всего лишь красивая метафора, но австралийский промышленный дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson) своими работами доказал: этот слоган реален. Глядя на произведения Марка, и впрямь чувствуешь, что то самое эффектное будущее наступило. Мебель, похожая на обстановку космического корабля из фантастических фильмов; интерьеры, словно из 22 столетия; аксессуары, достойные самой прогрессивной молодёжи. Стильно, лаконично, эпатажно,технологично – так в четырёх словах можно описать творчество Марка.

Дизайнер делает всё: от мебели до часов, от посуды и очков до мобильных телефонов. Он является старшим вице-президентом легендарной компании Apple, королевским дизайнером в Великобритании, профессором дизайна Сиднейского колледжа искусств и одним из 100 влиятельных людей 2005 года по версии журнала «Time». Его работы выставляются в музеях по всему миру, снимаются в клипах звёзд, а с самимдизайнером заключают контракты топовые бренды. Что же сделал этот человек, чтобы находиться на гребне креативной волны? Возможно, всё дело в его австралийском происхождении (что-что, а покорять волны этот народ умеет!), или  ̶  в огромном желании добавить кислотных красок в пастельную палитру повседневной жизни. «Дизайн  ̶это улучшение ситуации и стремление к будущему, продвижение технологии вперёд. Для меня, это отличная возможность улучшить то, что уже есть, упростить, украсить, технологически усовершенствовать», ̶говорит он.

Всё началось с того, что Марка Ньюсона до зубного скрежета раздражали некрасивые вещи. Вместо того чтобы злиться, он решил сделать свои: стильные, футуристические, эстетически совершенные. С плавными линиями,из высотехнологичных материалов, отвечающие концепции биоморфизма. Так в 1986 году на свет появился шезлонг Lockheed, который был номинирован на приз Австралийского Совета Ремёсел и позировал перед камерами в клипе Мадонны. Шезлонг из тонких листов чистого алюминия, стекловолокна и прорезиненной краски Марк делал собственноручно. Не так давно этот предмет ушёл с молотка и стал самым дорогим объектом, проданным на аукционе живым дизайнером. Его цена составила 3,7 млн долларов.

В 1988 году свет увидел другой эпатажный стул, в форме эмбриона и с таким же названием – Embryo. Необычный по своей форме предмет мебели состоит из трубчатой стальной основы, полиуретанового пенопласта и неопреновой оболочки (разновидность синтетического каучука), которая так напоминает гидрокостюмы австралийских сёрферов. Дизайнер утверждает, что это знаковая работа, которая определила весь его дальнейший стиль, грубо говоря – заложила его ДНК. Критики отмечают, что по сей день это произведение можно считать самым технически совершенным из всех работ Марка. Изначально он был создан в качестве экспоната для Powerhouse Museum. «Эмбрион» выпускается в трёх цветах: кислотно-розовом, салатовом и чёрно-белом. Подковообразный стул смотрится очень дерзко и стильно как в домашнем интерьере, так и в офисных помещениях, заявляя одним своим присутствием о прогрессивном вкусе своего владельца.

Пятью годами позже появилось кресло Felt Chair (1993) из полированного алюминиевого основания с усиленным стекловолоконным корпусом и пластины из войлока. Кресло выглядит так, будто на металлический штырь небрежно накинули полотно, которое теперь плавно спускается на пол. Произведение внутри полое, а снаружи имеет комфортные изгибы.

Идея полого пространства так запала Ньюсону в душу, что в том же году он выпустил следующий предмет мебели со стильными отверстиями. Orgone Chair (1993) выполнен из алюминия, по форме напоминает Embryo, а по манере исполнения  ̶ Felt Chair. На первый взгляд кажется, что кто-то сверху невзначай пролил жидкий металл, который взял и застыл в самой интересной форме. На самом видном месте дизайнер оставил полость, покрашенную в кричаще-красный цвет, будто поясняя, что не заделал эту дыру специально.

«Подсознательно я думаю, что начал оставлять дыры и пространства, потому что было стыдно скрывать очень качественное производство и отделку. (…) Мне нравится идея создания негативного пространства внутри форм» ,̶ пояснил он. Вместе со стулом Марк сделал шезлонг из того же материала и в том же цветовом варианте  ̶  для тех, кто любит гарнитуры. Шезлонг напоминает по своей форме столь любимую австралийцем доску для сёрфинга и также отсылает к легендарному Lockheed.

Кстати, в 1998 году Ньюсон выпустил пластиковую версию «оргонного стула», т.к. захотел сделать этот объект более дешёвым и доступным. Ремейк представлен в салатовом и белом цвете.

В 2013 году дизайнер спроектировал футуристическую кровать из полиуретановых пенных блоков и кожи Bumper Bed, которая одновременно напоминает и автомобильный бампер, и спасательный плот, да и просто примитивный надувной матрас. Серо-красная гамма, закруглённые углы, интересное, вдавленное внутрь, место для сна – Марк вновь подтвердил свой неординарный взгляд на предметный дизайн. Идея этого объекта заключалась в следующем: многие люди спят на надувных матрасах на полу, так почему бы не заменить их на более креативный и удобный вариант.

Стулья и кровать – это малая часть того, что делает Марк. Он не ограничивает себя рамками, создаёт то, что хотел бы видеть вокруг себя сам. Если ему не нравится дизайн чайника или тостера, он достаёт блокнот и начинает делать в нём зарисовки своих моделей, если велосипедили чемодан показалисьмастеру неэстетичными, то он рисует и их. «Я стараюсь смотреть на вещи с точки зрения потребителя. Что они могут хотеть? Чего я хочу? И список становится всё меньше»,̶  говорит он. Но, несмотря на все попытки сделать мир красивее, дизайнера до сих пор расстраивает то, что существует по-прежнему много плохо сконструированных и некрасивых вещей.

Sunbeam

Horizon

Biomega

Марка Ньюсона вдохновляют культура Японии, художники-конструктивисты, научные журналы и фильмы Кубрика. Возможно, во всём этом можно найти ключ к пониманию того, почему дизайнер создаёт такие необычные вещи. И, конечно, Ньюсон без ума от космоса (не зря его стиль можно назвать «космическим»!) Он уже разработал дизайн полусамолета-полуракеты для компании EADSAstrium, а в самых смелых мечтах планирует создать дизайн международной космической станции. Видимо, все  футуристические предметы мебели, сделанные им за творческую карьеру, ̶  подготовка к этой глобальной цели.


Текст: Екатерина Мостяева

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта