Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 июля 2016 г.

Французские теплицы

Эстетики бывают разными, и одна из самых редких, которую архитекторы используют сознательно, – это эстетика бедного. Она хорошо знакома русскому глазу, а потому редко приходится ему по душе. 

Подражание вернакулярной архитектуре – т.е. архитектуре национальной и одновременно народной, той, которая строится в определённой точке земного шара без участия архитекторов и появляется благодаря использованию подручных средств, очень сложная задача, которая требует большой наблюдательности и тонкости исполнения. 

Французское бюро Lacaton & Vassal за пятнадцать лет своего существования доказало, что в результате использования металлического каркаса, поликарбоната и фанеры может появиться архитектурный объект, который следует духу самостройной архитектуры и в то же время имеет несомненные эстетические качества. 

Один из самых знаменитых проектов бюро – жилой дом семейства Лятапи (Latapie) во французском городе Флорак (Floirac), построенный в 1993 году. Конструктивный остов здания составляют металлические рамы, которые по-разному обшиты со стороны улицы и внутреннего двора. Выходящая на улицу половина покрыта листами волокнистого цемента и фанеры, а та половина конструкций, которая выходит в сад, обшита листами поликарбоната, в результате чего во дворе возникает нечто вроде большой теплицы, которая служит верандой и зимним садом для обитателей дома и не отапливается в зимнее время. Благодаря такому делению дом имеет градацию от полной непроницаемости и интимности до абсолютной открытости и прозрачности. 

Ещё одно знаменитое здание бюро – дом в фермерском местечке Кутра (Coutras), появившийся в 2000 году. Дом состоит из двух вытянутых теплиц, которые соединены по длинной стороне. Площадь каждой из теплиц составляет 150 кв. м. Как и в предыдущем проекте, теплицы сделаны из металлических рам, обшитых поликарбонатом. Внутри одна из теплиц имеет непрозрачные стены из фанеры, оснащённые раздвижными дверями: благодаря раздвижным конструкциям эта часть может открываться на 50 % или быть полностью закрытой. Именно в ней расположены основные помещения дома. Микроклимат внутри теплиц регулируется с помощью специального оборудования: вентиляционные панели на крыше меняют положение в зависимости от температуры в помещении, а также автоматически закрываются при дожде и сильном ветре. 

Бюро, основанное Анн Лакатон и Жаном Филиппом Вассалем, специализируется не только на технологичной и недорогой по европейским меркам архитектуре, которая нередко выглядит как замысловатый сарай. Низкозатратный дизайн – лишь один из жанров, в котором работает бюро. Среди проектов Lacaton & Vassal можно встретить и объекты иного рода: например такие, как многоквартирный жилой дом в Мюлуз (Mulhouse), построенный в 2014 году. Дом состоит из 59 апартаментов, сдающихся на условиях социального найма. В этом проекте бюро решало задачу баланса между компактным расселением и достаточной площадью в каждой квартире, а также работало с публичными пространствами для будущих жильцов. Дом собран из предварительно изготовленных металлических и железобетонных конструктивных элементов. Всего архитекторами было разработано пять типов квартир, среди которых есть одно- и двухэтажные помещения.  

Значимым и заметным объектом бюро считается здание музея в порту Дюнкерк на севере Франции. Рядом с существующим зданием-эллингом по проекту бюро в 2013 году было построено ещё одно сооружение, соединённое с первым вплотную. Новый объект повторяет форму и габариты существующего склада, но отличается от него материалами. Остроумное дублирование подчёркивает значимость старой постройки. Оба здания служат музеем современного искусства, в котором национальный фонд Frac экспонирует объекты современного искусства, принадлежащие региону Па-де-Кале. 

Принцип сочетания прозрачной поликарбонатной оболочки и глухих объёмов за ней используется бюро и в этом проекте и позволяет решить вопрос с хранением музейных экспонатов. Благодаря прозрачному фасаду большая часть здания служит ещё и смотровой площадкой, с которой открывается вид на порт. 

Проект также предусматривает пешеходный мост, подходящий вплотную к фасаду: он поднят над землей и как бы превращается в отдельную улицу, ведущую к новой части. Кстати, это не единственный вход: с противоположной стороны в музей можно попасть через здание склада. 

Эстетику Lacaton & Vassal сложно охарактеризовать только как эстетику бедного: скорее, это эстетика незамысловатого. Теплицы, которые превращаются в жилые дома, и музеи со стенами-окнами далеки от глянцевых картинок и люкса. Французские архитекторы из Бордо лишь задают своими проектами оболочку для человеческого существования – с наполнением же обитатели могут обращаться очень вольно.

Читайте также интервью с архитекторами, вдохновлёнными эстетикой Lacaton & Vassal 


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта