Живые крыши: от мала до велика
Фирмини-Верт
Среди многочисленных построек Ле Корбюзье, настоящее, неархитектурное имя которого было Шарль Эдуард Жаннере, есть комплекс зданий, разработанный для небольшого французского городка Фирмини в 50–60-х гг.
Фирмини в то время был шахтёрским городом, прозванным в народе «чёрным» из-за тяжелых условий проживания. В рамках плана «Зелёного Фирмини» («Firminy-Vert») Ле Корбюзье разработал несколько зданий для развития центра города – Дом Культуры, Стадион и церковь, а также одну из своих Жилых единиц.
Первым в 1956 году был построен Дом Культуры, типология которого кажется немного абсурдной для французской действительности: всё становится на свои места, если вспомнить, что Корбюзье, как и многие другие функционалисты, придерживался социалистических взглядов.
Затем появилась Жилая единица, во многом похожая на своих сестёр из Марселя и Берлина.
Жилая единица, Фермини
Жилая единица, Марсель
Жилая единица, Берлин
В 1965 году появился стадион, отвечающий умонастроениям Корбюзье-бруталиста.
Но самый интересный объект этого комплекса – это церковь, строительство которой завершилось совсем недавно. Проект церкви Сент-Пьер-де-Фирмини был разработан в 1962–1963 гг., строительство началось только в 1970, уже после смерти архитектора, но было заморожено, пока в 2003 году ученик Корбюзье, Хосе Убрерье, не начал собирать средства на окончание строительства. В результате здание было завершено к 2003 году.
Высота церкви была изменена с планировавшихся 40 м до 34, 2 м, в результате чего её пропорции существенно изменились.
Здание состоит из квадратного основания и неправильного круга на вершине. Одна форма переходит в другую через треугольные и трапецевидные поверхности. В результате получается усечённый конус со скошенным верхним основанием, где каждый из четырёх фасадов имеет разный наклон.
Переход квадрата в круг, сама связь этих простых форм, по-видимому, очень занимали Ле Корбюзье и нашли воплощение в этом проекте. Технически это стало возможным благодаря использованию железобетона.
При общей монументальности здание имеет многочисленные детали, которые превращают его в пластическую композицию, одинаково интересную с близких и удалённых расстояний.
Самое важное, что происходит в здании, – движение света, которое превращается в отдельное событие. Свет попадает внутрь сквозь отверстия разного размера, поверхность которых окрашена в разные цвета. Отверстия распложены в разных частях церкви и имеют разный масштаб. В результате свет становится цветным и падает на фактурную внутреннюю поверхность. Так в помещении возникает сложная динамическая композиция, которая меняется в течение дня. При этом большая часть конуса не доступна человеку: он не может там находиться, но может наблюдать за тем, как свет попадает в два небольших окулюса – круглый и квадратный, и распределяется по внутренней поверхности наклонных стен.
Резко-бруталистский характер церкви был сохранён современными архитекторами – если присмотреться, можно увидеть внутри и снаружи здания следы опалубки. Однако использование современного бетона позволило постройке иметь светлый оттенок, который несколько размывает привычные представления о характере этого материала.
Сегодня здание не функционирует как церковь: оно служит культурным центром небольшого города, что, в общем, отвечает задачам сооружения. Замысел этой церкви принадлежит светскому, а не религиозному человеку, но несмотря на это, эффект сакрального в ней очень велик: находясь внутри, человек оказывается подчинённым природным силам и чувствует себя очень небольшим по отношению к окружающему пространству.
Читайте также:
Ле Корбюзье: «господин Воронов» вчера и сегодня
Комментарии