Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 июня 2015 г.

FIAM: магия стекла

 FIAM: магия стекла
 

История успеха по-итальянски.


В одном из интервью основатель известной итальянской фабрики FIAM Витторио Ливи (Vittorio Livi) сказал о том, что человек должен всегда тянуться к чему-то высокому, смотреть вверх, а не вниз. Эти слова удивительно точно отражают характер и мироощущение самого создателя мирового мебельного бренда.

Самобытный, харизматичный, порой немного нелепый, но неизменно улыбающийся и открытый жизни – таким видят Витторио почти все, кто с ним встречается.
Биографий, подобных Ливи, немало, и в них много схожего. Он родился в семье обычного фермера. Будучи еще ребенком, пережил тяжелые послевоенные годы, видел смерть своих братьев и сестер, знал, что такое нужда и голод.
В 14 лет ему пришлось стать кормильцем многодетной семьи. Он устроился подмастерьем на стекольную фабрику. Год спустя уже руководил целой бригадой рабочих на производстве, продолжая познавать все этапы работы со стеклом и порой сутками не выходя из мастерской. Казалось бы, все предельно ясно. Однако удивительно другое: каким образом у подростка возникла такая страсть к этому хрупкому материалу? Что это – врожденный талант или невозможность увидеть мир таким, каким он казался в детстве? Возможно, и то и другое. В результате такого синтеза родилось искусство и роман со стеклом длиною в жизнь.

В 18 лет, начав свой бизнес, Витторио завоевал один из самых высоких пьедесталов в мировой мебельной промышленности. Поначалу над ним смеялись, называли сумасшедшим – ведь есть традиции, устои, стереотипы. В конце концов, это же Италия, и этим все сказано! А он, не обращая внимания на пересуды, создавал, экспериментировал, сам не веря в успех своих творений, большинство из которых и сейчас, по прошествии многих лет, не удается повторить никому. Просто была идея, одержимость, которая правила сознанием, но мало соотносилась с действительностью. Это не был вызов архетипам, а, скорее, попытка рассказать людям, что есть другая реальность художественной фантазии, которая может прекрасно уживаться с классическими канонами, ничем не тревожа их фундаментальный покой.

Так в 1973 году на свет появился бренд FIAM – «фабрика стеклянных грез», заставившая тысячи людей замирать в восхищении перед ее искусством. Сейчас ее творения имеют множество наград и украшают собой лучшие музеи мира, являясь подлинными произведениями искусства. К примеру, стол Illusion производства 1992 года был продан на известном аукционе Philips De Pury за 50000 $ и в настоящее время входит в коллекцию музея Центр Помпиду в Париже.



А поначалу сам Витторио рекламировал свою фабрику, стоя на стеклянном пуфе Onda и доказывая всем, что тот выдержит не только испытание весом, но и напор времени и мировых модных тенденций. Для такой технологии производства FIAM необходимы были специальные печи, где под воздействием высоких температур стекло нагревалось и позволяло создавать нереальные трехмерные конструкции – мебель необычайных форм и размеров. Прототип такой печи был изначально создан самим Витторио Ливи.



Разработки FIAM были революционны. Чего только стоило создание столика Hydra , дизайн которого придумал Массимо Мороцци (Massimo Morozzi), а Витторио Ливи изобрел такое уникальное оборудование, которое разрезало стекло гидроабразивной струей со скоростью, в три раза превышающей скорость звука. Это творение, увы, не было запатентовано и подверглось плагиату.



А потом был стол Ragno 1984 года, дизайн которого придумал сам владелец FIAM. В переводе с итальянского слово «ragno» означает «паук». Внешне стол, действительно, напоминает паука, нагловато раскинувшего свои лапы с претензией на лидерство в пространстве. Объект представляет собой монолит из одного толстого листа стекла длиной почти 230 см, ножки которого являются плавным продолжением столешницы. При испытаниях стекло выдерживало удар гири весом 1,5 кг и диаметром 14 см, упавшей с пятиметровой высоты. По сей день этот предмет мебели остается самым большим стеклянным столом в мире. Казалось бы, создать подобное невозможно. Но FIAM идет дальше, невзирая на неверие, усмешки и отказы в банковских кредитах и постоянно натыкаясь на закрытые двери.



Лишь в 1987 году, когда стол Ragno завоевал главную архитектурную награду «Золотой циркуль» (Compasso d'oro), FIAM привлекает к себе внимание общественности. В это время Ливи сотрудничает с известнейшими архитекторами, скульпторами и дизайнерами, имена которых тогда вызывали трепет: Чини Боэри (Cini Boeri), Вико Маджистретти (Vico Magistretti), Дэнни Лэйн (Danny Lane), Рон Арад (Ron Arad), Филипп Старк (Philippe Starck). Именно они воплощают в жизнь то, что существует лишь в голове самого создателя фабрики. Рецепт был прост: необходимо было взять за основу теорию Старка об особом расположении атомов и относительности созданных человечеством идеалов, добавить немного сдержанной элегантности стиля Маджистретти, разбавить новыми технологиями Рона Арада и других авангардистов мирового дизайна, и получилась новая концепция роскоши по имени FIAM.



Истинным триумфом фабрики стало кресло Ghost по дизайну Чини Боэри. Оно также выполнено в стиле FIAM из единого листа хрустального стекла с небольшим вырезом, который, благодаря своему особому изгибу, образует идеальную форму спинки. Для реализации этого проекта были привлечены миллионные инвестиции.



Порой генераторами идей выступали и сами художники – например, в результате спора. Такова история создания зеркала Caadre от Филиппа Старка в 1998 году. Маэстро пришел к Витторио Ливи и заключил с ним пари, что FIAM не сможет изготовить зеркало, мысль о котором давно будоражила воображение дизайнера. В основу замысла Старка была положена легенда о Нарциссе, который бросился в воду для того, чтобы достать это таинственное зеркало с изогнутой поверхностью, в которой его подлинная красота отразилась бы без искажений.
Для FIAM этот проект был выстраданным, многое не удавалось. Но спустя полтора года зеркало все же было запущено в производство, и по сей день оно является одной из икон фабрики. Его рама изготовлена из гнутого стекла, состоящего из четырех отдельных элементов, а само зеркало покрывает тончайший слой серебряной амальгамы. Поверхность Caadre действительно можно сравнить с чистейшей, спокойной водной гладью.



Ливи не скупился на эксперименты. Пример тому – дизайнерский журнальный стол Atlas , придуманный скульптором Дэнни Лэйном специально для фабрики FIAM. Его столешница изготовлена из вогнутого прозрачного закаленного стекла, а каждая ножка состоит из 19 стеклянных пластин толщиной 20 мм, склеенных между собой невидимым клеем. Края пластин с ювелирной точностью, вручную отбиты маленьким молоточком и идеально отшлифованы.



Сейчас бренд FIAM – это уже синоним шика, философия для избранных.
На последней миланской выставке I Saloni del Mobile в апреле 2015 года фабрика представила новые необычные предметы мебели и аксессуары из стекла. Особого интереса заслуживают зеркала Christine и Phantom от Хелидона Ксикса (Helidon Xhixha), Данте Oскара Бенини (Dante Oscar Benini) и Луки Гонзо (Luca Gonzo), которые привлекли внимание многих известных людей. Все они уникальны и неповторимы. На создание зеркал мастеров вдохновило творение Гастона Леру «Призрак оперы». Phantom являет собой два лика того самого таинственного, коварного, несчастного, скрытого под маской Ангела, а Cristine – его мятежную музу. Любовь, страсть, разбитые надежды, искалеченные судьбы и вера в милосердие.




Витторио Ливи полюбил стекло за его «многогранность». Оно может быть одновременно твердым и хрупким, естественным и искусственным, практичным и просто красивым. Оно бесконечно в своих перевоплощениях. При помощи стекла, уверяет создатель FIAM, можно создать горные вершины и морские волны.

Этот материал можно даже оживить! Один из удивительных тому примеров – зеркало-телевизор Caadre TV , созданное по дизайну Филиппа Старка. Уникальность его в том, что во включенном состоянии оно работает как телевизор, а если выключить, превращается в обычное зеркало.



Витторио Ливи каким-то особым чувством удалось разглядеть всю глубину этого хрупкого материала – стекла, и по максимуму использовать его в своем производстве, ставшем популярным во всем мире. Его можно сравнить с творцом, который создал художественное полотно и отдал его другим мастерам, чтобы те дополнили и завершили работу. Это только их уникальная картина мира, который они видят сквозь стекло.

Ни для кого не секрет, что рождение стекла как материала связано с самой природой. Образовавшись из остатков раскаленной лавы миллионы лет назад, поначалу оно было мутным, почти черным. Сейчас этот первый дар природы получил название «обсидиан». Плиний оставил нам описание истории о финикийских мореплавателях, которые везли из Африки природную соду. Они высадились на берег и стали готовить пищу. А поскольку камней у них под рукой не оказалось, мореплаватели поставили котел на куски соды. При сильном нагреве песок и сода расплавились, и получилось стекло. Правдива эта легенда или нет, кто знает, но без изобретения стекла мир точно был бы другим, уверяет FIAM. Сотрудники фабрики мечтают о том, чтобы сделать этот материал доминирующим не только в сфере дизайна, но и в мировом масштабе, чтобы с годами его значимость все больше росла.



Текст: Калмыкова Евгения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта