Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 июня 2015 г.

FIAM: магия стекла

 FIAM: магия стекла
 

История успеха по-итальянски.


В одном из интервью основатель известной итальянской фабрики FIAM Витторио Ливи (Vittorio Livi) сказал о том, что человек должен всегда тянуться к чему-то высокому, смотреть вверх, а не вниз. Эти слова удивительно точно отражают характер и мироощущение самого создателя мирового мебельного бренда.

Самобытный, харизматичный, порой немного нелепый, но неизменно улыбающийся и открытый жизни – таким видят Витторио почти все, кто с ним встречается.
Биографий, подобных Ливи, немало, и в них много схожего. Он родился в семье обычного фермера. Будучи еще ребенком, пережил тяжелые послевоенные годы, видел смерть своих братьев и сестер, знал, что такое нужда и голод.
В 14 лет ему пришлось стать кормильцем многодетной семьи. Он устроился подмастерьем на стекольную фабрику. Год спустя уже руководил целой бригадой рабочих на производстве, продолжая познавать все этапы работы со стеклом и порой сутками не выходя из мастерской. Казалось бы, все предельно ясно. Однако удивительно другое: каким образом у подростка возникла такая страсть к этому хрупкому материалу? Что это – врожденный талант или невозможность увидеть мир таким, каким он казался в детстве? Возможно, и то и другое. В результате такого синтеза родилось искусство и роман со стеклом длиною в жизнь.

В 18 лет, начав свой бизнес, Витторио завоевал один из самых высоких пьедесталов в мировой мебельной промышленности. Поначалу над ним смеялись, называли сумасшедшим – ведь есть традиции, устои, стереотипы. В конце концов, это же Италия, и этим все сказано! А он, не обращая внимания на пересуды, создавал, экспериментировал, сам не веря в успех своих творений, большинство из которых и сейчас, по прошествии многих лет, не удается повторить никому. Просто была идея, одержимость, которая правила сознанием, но мало соотносилась с действительностью. Это не был вызов архетипам, а, скорее, попытка рассказать людям, что есть другая реальность художественной фантазии, которая может прекрасно уживаться с классическими канонами, ничем не тревожа их фундаментальный покой.

Так в 1973 году на свет появился бренд FIAM – «фабрика стеклянных грез», заставившая тысячи людей замирать в восхищении перед ее искусством. Сейчас ее творения имеют множество наград и украшают собой лучшие музеи мира, являясь подлинными произведениями искусства. К примеру, стол Illusion производства 1992 года был продан на известном аукционе Philips De Pury за 50000 $ и в настоящее время входит в коллекцию музея Центр Помпиду в Париже.



А поначалу сам Витторио рекламировал свою фабрику, стоя на стеклянном пуфе Onda и доказывая всем, что тот выдержит не только испытание весом, но и напор времени и мировых модных тенденций. Для такой технологии производства FIAM необходимы были специальные печи, где под воздействием высоких температур стекло нагревалось и позволяло создавать нереальные трехмерные конструкции – мебель необычайных форм и размеров. Прототип такой печи был изначально создан самим Витторио Ливи.



Разработки FIAM были революционны. Чего только стоило создание столика Hydra , дизайн которого придумал Массимо Мороцци (Massimo Morozzi), а Витторио Ливи изобрел такое уникальное оборудование, которое разрезало стекло гидроабразивной струей со скоростью, в три раза превышающей скорость звука. Это творение, увы, не было запатентовано и подверглось плагиату.



А потом был стол Ragno 1984 года, дизайн которого придумал сам владелец FIAM. В переводе с итальянского слово «ragno» означает «паук». Внешне стол, действительно, напоминает паука, нагловато раскинувшего свои лапы с претензией на лидерство в пространстве. Объект представляет собой монолит из одного толстого листа стекла длиной почти 230 см, ножки которого являются плавным продолжением столешницы. При испытаниях стекло выдерживало удар гири весом 1,5 кг и диаметром 14 см, упавшей с пятиметровой высоты. По сей день этот предмет мебели остается самым большим стеклянным столом в мире. Казалось бы, создать подобное невозможно. Но FIAM идет дальше, невзирая на неверие, усмешки и отказы в банковских кредитах и постоянно натыкаясь на закрытые двери.



Лишь в 1987 году, когда стол Ragno завоевал главную архитектурную награду «Золотой циркуль» (Compasso d'oro), FIAM привлекает к себе внимание общественности. В это время Ливи сотрудничает с известнейшими архитекторами, скульпторами и дизайнерами, имена которых тогда вызывали трепет: Чини Боэри (Cini Boeri), Вико Маджистретти (Vico Magistretti), Дэнни Лэйн (Danny Lane), Рон Арад (Ron Arad), Филипп Старк (Philippe Starck). Именно они воплощают в жизнь то, что существует лишь в голове самого создателя фабрики. Рецепт был прост: необходимо было взять за основу теорию Старка об особом расположении атомов и относительности созданных человечеством идеалов, добавить немного сдержанной элегантности стиля Маджистретти, разбавить новыми технологиями Рона Арада и других авангардистов мирового дизайна, и получилась новая концепция роскоши по имени FIAM.



Истинным триумфом фабрики стало кресло Ghost по дизайну Чини Боэри. Оно также выполнено в стиле FIAM из единого листа хрустального стекла с небольшим вырезом, который, благодаря своему особому изгибу, образует идеальную форму спинки. Для реализации этого проекта были привлечены миллионные инвестиции.



Порой генераторами идей выступали и сами художники – например, в результате спора. Такова история создания зеркала Caadre от Филиппа Старка в 1998 году. Маэстро пришел к Витторио Ливи и заключил с ним пари, что FIAM не сможет изготовить зеркало, мысль о котором давно будоражила воображение дизайнера. В основу замысла Старка была положена легенда о Нарциссе, который бросился в воду для того, чтобы достать это таинственное зеркало с изогнутой поверхностью, в которой его подлинная красота отразилась бы без искажений.
Для FIAM этот проект был выстраданным, многое не удавалось. Но спустя полтора года зеркало все же было запущено в производство, и по сей день оно является одной из икон фабрики. Его рама изготовлена из гнутого стекла, состоящего из четырех отдельных элементов, а само зеркало покрывает тончайший слой серебряной амальгамы. Поверхность Caadre действительно можно сравнить с чистейшей, спокойной водной гладью.



Ливи не скупился на эксперименты. Пример тому – дизайнерский журнальный стол Atlas , придуманный скульптором Дэнни Лэйном специально для фабрики FIAM. Его столешница изготовлена из вогнутого прозрачного закаленного стекла, а каждая ножка состоит из 19 стеклянных пластин толщиной 20 мм, склеенных между собой невидимым клеем. Края пластин с ювелирной точностью, вручную отбиты маленьким молоточком и идеально отшлифованы.



Сейчас бренд FIAM – это уже синоним шика, философия для избранных.
На последней миланской выставке I Saloni del Mobile в апреле 2015 года фабрика представила новые необычные предметы мебели и аксессуары из стекла. Особого интереса заслуживают зеркала Christine и Phantom от Хелидона Ксикса (Helidon Xhixha), Данте Oскара Бенини (Dante Oscar Benini) и Луки Гонзо (Luca Gonzo), которые привлекли внимание многих известных людей. Все они уникальны и неповторимы. На создание зеркал мастеров вдохновило творение Гастона Леру «Призрак оперы». Phantom являет собой два лика того самого таинственного, коварного, несчастного, скрытого под маской Ангела, а Cristine – его мятежную музу. Любовь, страсть, разбитые надежды, искалеченные судьбы и вера в милосердие.




Витторио Ливи полюбил стекло за его «многогранность». Оно может быть одновременно твердым и хрупким, естественным и искусственным, практичным и просто красивым. Оно бесконечно в своих перевоплощениях. При помощи стекла, уверяет создатель FIAM, можно создать горные вершины и морские волны.

Этот материал можно даже оживить! Один из удивительных тому примеров – зеркало-телевизор Caadre TV , созданное по дизайну Филиппа Старка. Уникальность его в том, что во включенном состоянии оно работает как телевизор, а если выключить, превращается в обычное зеркало.



Витторио Ливи каким-то особым чувством удалось разглядеть всю глубину этого хрупкого материала – стекла, и по максимуму использовать его в своем производстве, ставшем популярным во всем мире. Его можно сравнить с творцом, который создал художественное полотно и отдал его другим мастерам, чтобы те дополнили и завершили работу. Это только их уникальная картина мира, который они видят сквозь стекло.

Ни для кого не секрет, что рождение стекла как материала связано с самой природой. Образовавшись из остатков раскаленной лавы миллионы лет назад, поначалу оно было мутным, почти черным. Сейчас этот первый дар природы получил название «обсидиан». Плиний оставил нам описание истории о финикийских мореплавателях, которые везли из Африки природную соду. Они высадились на берег и стали готовить пищу. А поскольку камней у них под рукой не оказалось, мореплаватели поставили котел на куски соды. При сильном нагреве песок и сода расплавились, и получилось стекло. Правдива эта легенда или нет, кто знает, но без изобретения стекла мир точно был бы другим, уверяет FIAM. Сотрудники фабрики мечтают о том, чтобы сделать этот материал доминирующим не только в сфере дизайна, но и в мировом масштабе, чтобы с годами его значимость все больше росла.



Текст: Калмыкова Евгения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта