Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 июня 2015 г.

Фанера: гибкость мышления в архитектуре

Фанера: гибкость мышления в архитектуре
 

Слабое звено между цельной древесиной и ДСП или новый стиль жизни?


В Европе начале XX века несгибаемые в своих прогрессивных взглядах дизайнеры гнули фанеру в модернистские шедевры. А в России предательски тонкие фанерные перегородки коммуналок служили олицетворением девиза «Нам нечего скрывать от коллектива!». Не способная притворяться дорогими материалами, откровенная в своей звукопроницаемости и беззащитная в своей относительной хрупкости, фанера долгое время была приметой воинствующей скромности существования.

Да и как такому «травоядному» материалу стать своим среди чужих, когда человек столетиями утверждал свое мнимое величие, затевая размашистое и беспощадное строительство «на века». Гигантоманские здания в стиле «все умрут, а мы останемся» и по сей день продолжают забивать коронарные сосуды городов, а фанере, кажется, так и суждено существовать лишь в минималистских дизайнерских объектах и редкой пока еще отделке. Тотально пустить в свой дом фанеру – все равно что поселить у себя агитатора от «зеленых» и буддистского учителя в одном лице. Фанера – безобидный и по-своему трогательный материал – делает обычное для людей отрицание бренности, конечности земной жизни смехотворным. Ведь, по своей сути, фанера – это о том, как жить настоящим, копить впечатления, а не вещи, с легкостью сниматься с насиженных мест и ничего не принимать всерьез.

Представляя фанеру, вписанную в интерьер, сложно удержаться от образа вынужденного аскетизма садового сарайчика. А ведь этот материал этот годен и для изощренного декора. Спросите хоть архитекторов ирландской студии NOJI Architects, которые раскрыли тему фанеры полностью. Их проект дома Scale of PLY в Дублине буквально держится на фанере, из которой составлена впечатляющая система склеенных ламинированных лучей, сборной сетки и скошенной решетки. Каждая составляющая выполняет свою собственную функцию, одновременно практическую и декоративную. Единственный стальной компонент во всей конструкции – колонна, поддерживающая два фанерных «луча» в точке их соединения.



Главный архитектор Джон Монахэн (John Monahan) проекта сказал: «Мы использовали фанеру и как первичный, и как вторичный структурный материал. А также в качестве внутренней оболочки». Геометризм и деликатная ритмичность потолочных и стенных модулей как художественно заданные линии подсказывают, что в жизни все сложится наилучшим образом.



Фанера кажется предсказуемой, во что ее не трансформируй, и присущая ей скандинавская бледность будет лишь понижать градус всего интерьера. А вот у японского архитектора Казуясу Кочи (Kazuyasu Kochi) иное мнение. Переконструированный им типичный двухуровневый апарт-хаус получился колористичным и вызывающе фанерным. Разделяя приватные и общественные зоны и властвуя над всей конструкцией, архитектор смело отбросил все лишнее в центре структуры-пазла, обеспечив новые, порою неожиданные углы обзора.



Каждая плоская складка из листов фанеры окрашена в разные цвета, что поддерживает идею ненавязчивого абстракционизма. Казуясу Кочи оптимистично утверждает, что в будущем, в связи с быстрой депопуляцией страны, японские семьи смогут занимать больше жизненного пространства и будут жить именно в таких домах-коллажах с измененным пространственно-временным континуумом. Так что фраза: «Дети, тише! У мамы уже голова квадратная!» больше не покажется преувеличением.



Уют и комфорт не чужды такому, на первый взгляд, прямолинейному материалу как фанера. Но при правильном применении она может аккумулировать тепло и быть центром притяжения. Таким, как павильон-яйцо Fire Shelter 01 из листов гибкой фанеры, с открытым огнем внутри, разместившийся в парке Копенгагена.



Придуманный и построенный датской студией SHJWorks, этот приют для отбившихся от группы туристов и одичавших натуралистов совершенен по своей форме, конструкции и, конечно же, использованным материалам. Крыша с отверстием для дыма остроумно прошита полосами белого прозрачного поликарбоната так, чтобы проходящий сквозь них свет от огня ночью превращал приют в готовящийся к взлету частный космолет. Никакого фундамента или противовесов для баланса. В случае чего, можно свернуть павильон, как коврик для йоги, и отправиться искать более гостеприимную планету.



И уж если говорить о межгалактическом применении фанеры, то вряд ли кто сможет представить ее в таком свете ярче, чем это сделали лондонские студенты-архитекторы, придумавшие павильон для фестиваля Burning Man в пустыне Невады. Взяв за основу дизайн, базирующийся на алгоритмах, они придумали Reflection из фанерных экранов, испещренных замысловатыми перфорациями.





Граненая форма основана на экспериментах с оригами и свойствами спиралевидных сторон. Получилась то ли футуристическая кабинка для исповеди, то ли будка для звонков Высшему разуму. Авторы проекта называют Reflection идеальным местом для «обмена историями, признаниями и откровениями, который можно совершать либо сидя лицом к лицу, либо через полуприватные экраны».



И все же от фанеры хочется добиться если не взаимности, то, по крайней мере, предельной утилитарности. Но даже в таком случае этот материал способен удивлять – как случилось у архитекторов итальянской студии Modus. Задумали обновить штаб-квартиру местной строительной компании, создали фасадную систему из вертикальных фанерных ребер, как бы завернув здание привычной кубической формы в плиссированную упаковку, – и получили эффектный динамический перевертыш, давая возможность всем проезжающим мимо встрепенуться и ошеломленно воскликнуть: «Что это было?!». Да так, просто фанера.





Риса Бойер, архитектор (Портленд, США):
– Мы привыкли видеть многослойную фанерную мебель и находим ее весьма элегантной. Но, что касается включения фанеры в оформление интерьеров, многие находят ее очень уж простецкой. И это забавно, ведь заказчики чаще всего ратуют за бюджетный вариант проекта, но предложи им такой материал как фанера, они сочтут его слишком дешевым. Так что подобные интерьеры не то чтобы редки, они буквально-таки исключение. А ведь фанера, при ее очевидной функциональности и универсальности, – очень красивый и, я бы сказала, харизматичный материал. Натуральное дерево – довольно сильно «взрослящий» материал, и в домах молодых людей или просто жизнерадостных натур оно может выглядеть чересчур серьезным. А фанера, сохраняя всю «деревянность» и живую теплоту, делает интерьер оптимистичным и легким. Нужно лишь сместить фокус зрения, отбросить стереотипы, и увидите, как фанера способна украсить, улучшить и задать новое, неожиданное направление.


Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта