Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 июля 2015 г.

Эпоха тотального дизайна

Эпоха тотального дизайна
 

Господство дизайна в нашей жизни становится все более очевидным. Но почему и как именно дизайн влияет на медиакультуру?


Мы живем в эпоху информационного бума, тотальной визуализации, маркетинга. Взаимное удовлетворение с извлечением выгоды – вот она, та самая пресловутая «Теория Всего». Прибавьте к этому тот факт, что одной из важнейших частей экономики стала медиаиндустрия. В итоге получаем два по цене одного: культуру и маркетинг как неразлучные понятия. Но каков результат этого влияния, точнее сказать, слияния? Какие области искусства стали доминировать в современной культуре?

Чтобы ответить на вопрос, достаточно оглянуться вокруг себя: нас окружает тотальный, всепоглощающий культ дизайна. Мы живем в мире, где, из-за усиления конкуренции на переполненном рынке, обложка по значимости становится равной содержимому, порой превосходя его. В итоге художественное конструирование, a.k.a. дизайн, обретает невероятную ценность. Дизайн превращается из инструмента в самостоятельную индустрию. Этот феномен настолько гибок и емок, что включает в себя абсолютно все, от произведений искусства до образа жизни. Это образ мысли.

Элитарная прослойка общества какое-то время испытывала презрение к массовой культуре, пока в конце XX века не свершился «тектонический сдвиг», благодаря которому представители элиты стали лучше разбираться в массовой и коммерческой культуре. Произошла эта перестановка акцентов благодаря развитию и экспансии дизайна, сделавшего из массовой культуры источник статуса, доступный для всех классов. Дизайн стал лицом и сердцем коммерческой культуры, и в этой своей роли получил беспредельную власть над нашей эпохой, которую прозвали «эпохой тотального дизайна».

И, как ни странно, первую скрипку в нашем дизайнерском мире стала играть архитектура – многозадачное, монументальное воплощение дизайнерской задумки, моделирующее внешний вид нашей цивилизации. Это та область, в которой дизайн, как вид искусства, как образ мышления современного человека, греется в лучах славы и овациях, всеобщей любви и признании.

«На сегодняшний день архитектуре отведена центральная роль в культурном дискурсе», – пишет Хэл Фостер в своей книге «Дизайн и преступление». Произведения вроде Музея Гуггенхайма в Бильбао – «здание-аттракцион», как назвал его Григорий Ревзин, – и все ему подобные, вызывают повсеместную эйфорию, как дизайнерская феерия в гигантских масштабах.

 
Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания

Музей Гуггенхайма в Бильбао или концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе – эти знаковые постройки, заимствующие пластическую эстетику скульптуры, становятся своего рода маркетинговым ходом, логотипом. Скульптура стала вдохновлять архитекторов пост-постмодернистской эпохи, живущих в век компьютеров и дигитализации, когда даже поп-артистская эстетика выглядит уже старомодной.

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США

«Скульптурный стиль» Фрэнка Гери очень востребован, и причина здесь, возможно, кроется в том, каким образом эти здания и их пластика, собственно, проектируются. С тех пор как архитекторы получили доступ к программам вроде CATIA, то есть к интерактивному трехмерному компьютерному моделированию, оболочка и общий вид внешнего пространства, оказывающие так называемый вау-эффект на зрителей, схожий с диджитал-спецэффектами голливудских фильмов, стали преобладать во всей архитектурной концепции. Яркий пример тому – «Золотая Рыба» в Барселоне, одно из первых зданий, построенных Фрэнком Гери в начале 90-х годов благодаря подобным технологиям.



«Золотая Рыба» в Барселоне, Испания

«Золотая Рыба» – важный пункт в нашем скромном исследовании, так как эта постройка не имеет никакой практической функции и является объектом дизайна в архитектурном масштабе. В последние годы архитекторы направили свое внимание именно на обустройство общественного пространства. Родились такие дизайнерские объекты, как Метрополь Парасоль в Севилье 2011 года – огромный деревянный настил над площадью в виде зонтиков, поверхность которых напоминает пчелиные соты. Важнейшими участниками архитектурного процесса стали садоводы, светодизайнеры и прочие деятели урбанистического дизайна. Появляются новые концепции дома с собственной инфраструктурой и прихотливым внешним видом, разработанные Фрэнком Гери.


Метрополь Парасоль в Севилье, Испания

«Скульптурный» стиль Фрэнка Гери и ему подобных авторов далеко не единственный образец так называемой «дизайнерской» архитектуры. Давайте посмотрим на вопрос с другой, более очевидной стороны. Где еще можно встретить здания-аттракционы, как не в городе развлечений Лас-Вегасе?


Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США


Отель-казино MGM Grand в Лас-Вегасе, США

Здесь в глаза бросается абсолютная победа коммерческой архитектуры над архитектурой формы и идеи. Полная свобода самовыражения с целью продать побольше – эта изумляющая своей прямолинейностью и простодушием концепция беспощадно вводит зрителей в культурный шок. Смешение стилей, вульгарность рекламы и вывесок, иллюминация, весь этот шик и блеск архитектуры прямо противоположен прозрачности и функциональности модернисткой структуры. Недаром книгу «Уроки Лас-Вегаса», исследующую вопрос архитектурного феномена этого города, назвали манифестом постмодернизма.
Именно благодаря тотальному дизайну мы живем в век изобилия и эстетики. Сегодня существуют многочисленные объединения архитекторов, например, такие как японская студия SANAA Architects, создающие свой имидж благодаря узнаваемым архитектурным объектам и собственному стилю.


Здание магазина Christian Dior в Токио, Япония. Проект студии SANAA Architects


Культурный центр TCC Garden в Тайчжуне, Тайвань. Проект студии SANAA Architects


Учебный центр Rolex Федеральной политехнической школы в Лозанне, Швейцария. Проект студии SANAA Architects

В итоге мы приходим к пониманию того, что дизайн как феномен и как образ мышления доминирует в современном обществе информационного и коммерческого культа. Архитектура все активнее синтезируется с дизайном и превращается в дизайнерский объект. Можно конечно спорить о том, хорошо это или плохо, и куда мы движемся: вниз, вверх, вбок или по прямой. А стакан, как обычно, то ли наполовину пустой, то ли наполовину полный… Но неизменным остается то, что именно дизайн и архитектура, эти динамичные, прикладные и рациональные воплощения искусства, взаимодействуя друг с другом, ведут за собой современную культуру и являются стержнем медиаиндустрии.


Текст: Горожанцева Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта