Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 ноября 2015 г.

Епископский дворец в Асторге (Леон, Испания)

Всего три творения Антонио Гауди находятся вне испанской провинции Каталония, самым монументальным из них является Епископский дворец в Асторге. Его созданию послужила случайность – пожар, уничтоживший прежнюю резиденцию знакомого с Гауди епископа (Хоан Батиста Грау и Байеспинос), который и попросил мастера взяться за создание новой резиденции.

В тот момент архитектор не мог приехать в Асторгу, так как занимался сразу несколькими постройками: дворцом Гуэля, павильонами Гуэля, колледжем Дэ Лас Тересианас и собором Святого семейства. По этой причине, чтобы не задерживать проект, Гауди попросил епископа выслать ему фотографии и необходимую информацию об участке. После окончания проекта, на строительство были выделены 168 520 песет (1012€), и строительство началось.

 Первый камень был заложен еще в 1887 году, но различные обстоятельства препятствовали продвижению строительства. В сентябре 1893 года умирает заказчик. Незадолго до этого Антонио Гауди посещает своего больного друга в Асторге. Епископ произнес следующую фразу: «Я нахожу творение (дворец) таким красивым, что меня посетила мысль о невозможности жить дальше. Он слишком красив. Все личное растворилось в нем. (…) Совершенная красота не может жить (…)». Вместе со смертью епископа, замерло и строительство здания. Гауди отозвал своих каталонских мастеров из-за разногласий с новым епископом и устранился от строительства. С тех пор сменилось несколько архитекторов, пытавшихся продолжить начатое мастером. Наконец, в 1915 году, Риккардо Гарсия Герета удается завершить стройку.

Строительство дворца в 1904 – 05 гг. и завершенное здание в 1930 г.

В результате, здание так и не стало местом резиденции священнослужителей, во время гражданской войны в нем располагались артиллерийские казармы, в период с 1943 по 1955 оно было повреждено, а впоследствии отреставрировано в 1956 под руководством нового епископа, желавшего вернуть дворцу первоначальное предназначение. Но тщетно – священник скончался раньше, а его правопреемник оставил, наконец, эту затею и приложил усилия, чтобы дворец стал музеем Дорог, посвященным паломническому пути Святого Якова.

Такая непростая судьба у дворца. Это творение относится к неоготическому периоду в творчестве Гауди (1888 – 1898), этапу, в котором он черпал вдохновение из средневекового готического искусства, интерпретируя его в свойственной ему, свободной манере, пробуя модифицировать структурные элементы.

В процессе изучения готической архитектуры он пришел к выводу, что готические конструкции были несовершенны, продуманы наполовину. В своих работах архитектор избавляется от необходимости применения контрфорсов, используя линейчатые поверхности. А в декоре избавляется от избыточного количества лепных украшений.

Для строительства был выбран белый гранит, чтобы дворец отличался от находящегося поблизости кафедрального собора. Снаружи здание напоминает замок, окруженный рвом, с окнами, похожими на бойницы. А внутри – это церковь, легкая, просторная, залитая светом.

Всего во дворце 4 этажа: подвал, первый этаж, предназначавшийся для проведения служб, второй этаж – для приемов, с просторными залами и кабинетами, и третий, разделенный на меньшие помещения, с более низкими потолками, вероятно, предназначался для спален. Этажи сообщаются посредством винтовой лестницы. Был также предусмотрен лифт, который так и не был установлен. 

Своды подвала выполнены из грубого, нешлифованного кирпича. Стены верхних этажей пронизаны вытянутыми окнами с витражами. Центральная часть первого этажа – двухсветная, стены покрыты фресками, керамикой и орнаментом.

Декор каждого этажа индивидуален и воспринимается удивительно современным в наши дни. Каминные топки лаконичны и функциональны, их можно представить себе в современном интерьере. Применен совсем иной подход к декорированию капителей колонн: гранитный блок не превращается в точную копию цветка, но растение, похоже, каменеет, обертывая собою камень. В оформлении арок строительный материал является декоративным обрамлением, и дополняет его орнамент, вырезанный в штукатурке, – прием, распространенный в некоторых районах Испании.

В подвале, казалось бы, еще живет дух римской империи, – на этой глубине в Асторге располагаются останки римских сооружений, и само помещение напоминает об эпохе исторических сражений на этой земле.

Первый этаж наиболее торжественен и наряден, красочное убранство дополняют разноцветные блики витражей, а паркет, не очень распространенный в Испании, придает этому пространству ощущение жилого помещения.

Второй этаж более сдержан в оформлении, но важнее становится роль мебели в кабинетах. А в центральной части второго этажа открывается вид на основной зал под другим углом – мы как бы находимся между сверкающим небом и плодородной землей.

Третий этаж наиболее скромен в своем убранстве, здесь на первый план выступает функциональное назначение. Помещения светлы и уютны, высота потолков значительно ниже – важно сохранить температуру – зимние ночи в провинции Кастилья и Леон достаточно холодны.

Учитывая, что Асторга находится в северной части Испании, Гауди предусмотрел систему каминов, дымоход основного из них возвышается над крышей, утягивая здание в небо.

Архитектор, завершавший строительство внес некоторые коррективы. Так, скульптуры, которые должны были увенчать сооружение, поддержав, таким образом, объем дымохода, остались стоять в саду перед входом. Это три каменных ангела, каждый из которых держит в руках епископские символы: крест, трость и митру.

Несмотря на эти изменения, епископский дворец является жемчужиной зодчества Испании. 


Текст: Андреева Оксана

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта