Живые крыши: от мала до велика
Ээро Аарнио: дизайн космической эры
«Дизайн – это обновление, поиск новых горизонтов и постоянная эволюция» – это кредо финского дизайнера Ээро Аарнио, которому в этом году исполняется 85 лет. Известный как один из представителей Space Age Design – направления в архитектуре, моде и дизайне 60-х годов, а также поп-культуры, Аарнио создал несколько настоящих икон мебели второй половины XX века.
Ээро Аарнио в самом начале своей карьеры стал экспериментировать с яркими цветам и, особенно, формами, порвав со многими предшествующими дизайнерскими концепциями. И именно в формах его произведений проявились две основные парадигмы дизайна Space Age: выбор чистых геометрических форм, таких как сфера и куб, и стремление преобразовать их в динамичные и извивающиеся, органические, близкие к природе. Именно так появились кресла, которые заняли достойное место на террасах и в домах знаменитостей, а также на обложках журналов.
«Это был 1962 год, я был фрилансером без работы, с женой и двумя детьми и решил создать большое, вместительное и простое кресло. Я раздумывал и делал эскизы, постепенно это кресло приобрело форму, немного похожую на сферу, и тогда я спросил себя – почему бы не абсолютно сферическое кресло?» – так рассказал о своём первом произведении дизайнер в интервью журналу Blue Wings в 2001 году.
Кресло Globe стояло на самом видном месте в доме Аарнио, когда к нему в гости пришёл представитель компании Asko. Кресло Globe из жёлтого спрессованного стекловолокна в виде большое полой сферы, на алюминиевой ножке и обитое чёрным бархатом внутри, с подушками на сиденье и спинке, выглядело впечатляюще. Огромную популярность оно завоевало в 1965 году, после мебельной выставки в Кёльне. В эпоху космической гонки, гениальное изобретение Аарнио быстро завоевало своё место на орбите финского и мирового дизайна мебели.
В то же время, дизайнер одним из первых начал работать со стеклопластиком, который тогда использовался только для строительства лодок, а также с полипропиленом и акрилом. В 60-е годы именно эти материалы дали ему возможность изменить традиционное видение дизайна мебели.
Так, в 1968 году Ээро Аарнио создал кресло Bubble, которое быстро стало классикой индустриального дизайна благодаря использованию всё тех же передовых материалов – акрила на стальной раме для корпуса и полиуретана для подушек. Это подвесное кресло, парящее в воздухе как мыльный пузырь, стало героем огромного количества фотосъёмок. Сферическая форма Bubble представляет собой природное начало, ещё и потому что кресло было создано с помощью классической технологии выдувания стекла.
«Это характерная черта многих людей – свернуться калачиком и спрятаться, так же, как и заложенное в человеческой природе желание качаться на качелях и веселиться» – так объясняет популярность этих кресел их создатель.
Более сложными и футуристичными формами обладает кресло Pastilli из оранжевого спрессованного стекловолокна с добавлением полиэстера. Спинка, сиденье и подлокотники были созданы благодаря «сплющиванию» сферической формы.
Похожей формой обладает и знаменитое кресло Formula, на создание которого Аарнио был вдохновлён победой гонщика Мики Хаккинена.
Источниками вдохновения дизайнера также стал животный мир – реальный и фантастический, привидения – для дизайна ламп, болты – для журнального столика. Такие объекты, как динозавр Dino, пингвин Pingy, щенок Nuusku, и лошадка Pony, созданные для детей, стали знаковыми для поп- культуры.
При этом дизайнер всегда придерживался и придерживается классических принципов работы, творческий процесс начинается с бумаги и карандаша, и все рисунки создаются в масштабе 1:1, будь то кофейная кружка или зелёный динозавр Дино. Прорисовка последнего была невероятно сложной, Аарнио представил изображение в трёх аспектах – сверху, сбоку и спереди.
Если описать историю дизайна интерьеров ХХ века в двадцати объектах, то среди них обязательно окажутся кресла Ээро Аарнио, который благодаря своим разработками заслужил звание инноватора и пионера задолго до того, как эти слова стали модными.
Читайте также:
Ничего не вижу, ничего не слышу или мебель для интровертов
Комментарии