Живые крыши: от мала до велика
Единство в троичности: готический собор и православный храм
Строительство всегда демонстрирует представление времени о модели мира. А каков был «мир» готического собора? Это был средневековый мир, мир рыцарской культуры, мир прекрасной дамы и розенкрейцеров. Чтобы приблизиться к пониманию архитектурного пути готической конструкции, его воплощения в православном храме, необходимо прочесть лексику эпохи средневековья, которая была отнюдь не тёмной, как многие полагают.
Готическая архитектура анонимна, она не имеет авторства. Иногда попадаются псевдонимы, такие как Аббат Сугерий, перестроивший церковь Сен-Дени в XII веке, но в сущности его нововведения были не такими уж и новыми. На самом деле готика безымянна. Мы видим соборы, мы заходим внутрь и диву даёмся, как там внутри всё устроено. И задаёмся вопросом: кто мог это сотворить?
Церковь Сен-Дени
В XI веке существовал цех мастеров-каменщиков, куда входили совершенно гениальные художники-архитекторы, которые предпочли остаться в тени. Стать Мастером можно было только при одном условии – сдать экзамен на звание Мастера. Для того, чтобы его сдать, требовался необыкновенно высокий уровень подготовки и, безусловно, талант. Мастер сдавал экзамен на шедевр. А шедевр – это то, что никто ни до тебя, ни после тебя создать не может.
Все соборы имеют один и тот же план – вытянутый прямоугольник. Внутри собор имеет трёхчастное деление. Это наглядно продемонстрировано в соборе Парижской Богоматери и Реймском Соборе. Нижняя часть называется «корабль», средняя – «трансепт», а верхняя – алтарная часть. Сущность готической конструкции заключается «в соединении стрельчатого свода с системой подпорок. Эта система ведёт к тому, что всё сводчатое покрытие покоится только лишь на столбах, стены не поддерживают тяжесть, так как боковое давление свода «корабля» переносится на контрфорсы».
Собор Парижской Богоматери
Собор в Реймсе
Трансепт, иногда его ещё называют «розой», – это метафизическое место встречи Бога и человека. Самая главная точка этой встречи называется «пуповина трансепта». Именно над этой точкой возводился купол. Раньше в этой части размещались исповедальни. Именно здесь человек очищался от грехов, и все его промахи выходили через эту точку пуповины.
Центральная часть собора имеет вид креста. Эта часть проецируется на «корабль», а «роза» проецируется на центр креста. Здесь образуется соединение Креста и Розы. Средокрестие – связка души и тела, мужского и женского начала. А мужское и женское в гармонии противоположностей открывают портал к духу. Мф 19:5-6: «И будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть и будет им царствие божие».
Идея любого готического собора – это идея Розенкрейцерства или рыцарского символа. Внутри собора выражалась определённая мысль – изображение розы – путь женского начала; роза, пересечённая с крестом, – символ мужского и женского соискания. Каменщики, которые строили готические соборы, определённо знали смысловой контекст данной символики. Вероятно, они входили в систему семантики розенкрейцерства.
Все готические соборы несут в себе глубочайший смысл. Каждый собор имел подле себя университет (но не в классическом современном понимании). Именно так была построена Сорбонна. Этот университет являлся источником знаний, и не простых, а тайных. У цеха каменщиков существовала целая архитектурная наука. Самым занятным местом в готическом соборе являются нервюрные своды. По сути, это небольшие колонны. Но остаётся вопрос: как будут стоять эти колонны, если все подпоры вынесены наружу? Вот тут требовался сложнейший расчёт.
Если смотреть на внешний фасад готического собора, создаётся впечатление, что он не достроен. Такой эффект производят колокольные башни, потому что они действительно не достроены. И это не случайность. Символ башни – познание. А познание всегда бесконечно. Поэтому и башня не может быть достроена, она намеренно не достраивается.
Какой замысел готики содержит православный храм? У храма есть подкупольное пространство, свой трансепт – иконостас, а также свой «корабль» и алтарь. И здесь мы наблюдаем эволюцию пространства готического трансепта в плоскость православного иконостаса. Трансепт преображается в вертикаль. Пространство иконостаса – это пространство трансового ноля. Это пространство ничейное, здесь мы не просто стоим перед иконостасом, а иконостас находится внутри нас. Здесь мы встречаем Бога.
Трёхчастность православного храма и готического собора объединены идеей Святой Троицы, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. «Корабль» отдан телу, трансепт – душе, а алтарь – духу. Тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет. Поэтому трансепт в готическом соборе и иконостас в православном храме являют открытому сознанию человека откровение, т.е. мистическую встречу с Богом. Для культуры, где исповедовалось христианство, данное единство было главным. Единство – как творческий потенциал Святого Духа. Данное высшее представление о своей христианской эпохе архитекторы выразили посредством великих соборов и храмов.
В однотипных готических соборах мы видим вытянутую базилику с трёхчастным делением и с вытянутыми апсидами. Абсолютно идентично выглядят классические православные храмы с однокупольным четырёхстолпным перекрытием. Этот уникальный тип храмовой архитектуры в России мы можем наблюдать во Владимире и Новгороде.
Успенский Владимирский Собор кажется многокупольным, но в действительности он однокупольный, т.к. остальные купола не функциональны. Купол опирается на четыре столпа и имеет три алтарных апсиды. Перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Это идея иллюзорной хрупкости. Такой же принцип символического концептуализма мы встречаем в готическом соборе.
План Успенского собора во Владимире
Успенский собор во Владимире
Единственным, не только в идейном, но и в экстерьерном аспекте, православным храмом в России, конгениальном готическому собору, является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Во внутреннем и внешнем убранстве соблюдены воззрения готических элементов: нервюрные своды, насыщенность снаружи и лаконичность внутри, ритмика средокрестия, вытянутая апсида и т.п. Архитектором храма считается В.И. Баженов, поскольку именно он был первым зачинателем русской псевдоготики, но доказательств данному факту нет.
Рассматриваемые нами храмы и готические соборы построены примерно в одно и то же время. И в одно и то же время в совершенно разных культурах возникает один объединяющий архитектурно-идейный элемент – единосущность. Архитектура, прежде всего, носит в себе мысль конструктивную, построенную на глубинном познании, к которому мы стремимся приблизиться. Наука магической архитектуры открывает нам пути прочитывания собора, как книги, страницы которой много веков хранят посыл Мастеров средневековья. Замысел триединства, интегрирования знания и соединения их вместе – это возврат к попытке осмыслить архитектуру в её первоначальном становлении через познание.
Больше о готике можно узнать здесь.
Комментарии