Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 февраля 2016 г.

Два способа диалога с природой

Парковая инсталляция студии Pei-Zhu и проект Дэвида Чипперфильда. 

Сравнивая в своих стихах любимого поэта Ли Бо с Бао Чжао, Ду Фу совершал созидательный акт: сопоставлял два таланта в их целостности и неповторимости, не умаляя достоинства стихов одного тем, что искал в них черты другого. Пекинская дизайн-студия Pei-Zhu и британский архитектор Дэвид Чипперфильд создавали проекты, различные  по своему функциональному и идейному назначению. Но каждый из них достоин того, чтобы рассмотреть его как особый способ диалога человека с природой.

Пекинская дизайн-студия Pei-Zhu предложила новый дизайнерский ход – проект парковой инсталляции из блоков растений с пространством внутри на месте традиционного китайского сада с декоративным камнем и дикими зарослями вокруг. Как и свойственно динамической архитектуре, несмотря на строгую геометричность отдельных отсеков постройки, четкой и постоянной формы у сооружения нет. Зеленые блоки создают иллюзию движения и в своем ансамбле напоминают об изменчивости. В традиционном декоративном саду камни никогда не могли быть правильной формы, о человеческой воле и фантазии говорила сама композиция.

Здесь же о человеческой воле говорит абсолютно все – от четкой правильной формы блоков и многофункциональности пространства до самой идеи «оторвать деревья от земли», заставить их как бы произрастать друг из друга. Философский подтекст инсталляции трансформирует художественную идею декоративного сада: если камни в нем – символ вечности, постоянства, а вода – символ изменчивости, самого времени, то постоянство для дизайнеров Pei-Zhu – это зеленые блоки. Вода же – не что иное, как движение людей внутри и вокруг корпусов, служащих одновременно навесом от солнца и отдельными помещениями для отдыха и экологического образования и просвещения детей. 

Помимо воплощения идеи декоративной и философской, этот проект позволяет использовать то, что в связи с постройкой подлежало бы уничтожению. Таким образом, в диалоге с архитектурой и человеком природа облагораживается, конструируется и используется.

Совсем другой проект разработал британский архитектор Дэвид Чипперфильд для Национального Парка водно-болотистых угодий Кси-Кси в Ханчжоу. Это коттеджный ансамбль общей площадью 11800 кв. м, расположенный преимущественно на воде. Все интерьеры и экстерьеры предполагают диалог конкретного человека с природой, с архитектурой. Здесь все работает на создание умиротворенной, тихой обстановки и возможности прислушаться к себе и к окружающему миру, восстановить силы. 

Архитектура Чипперфильда сочетает признаки интернационализма и датского функционализма: плоская крыша, отсутствие украшений, четкие линии. Но если функционализм подразумевает идею использования пространства сугубо по назначению, то в случае с данным проектом сработал традиционный китайский принцип, не один раз озвученный архитекторами, – «Здание – это не только приют для тела». К тому же Чипперфильд – один из тех архитекторов, которые возвращают нас к необходимости видеть в сооружении, прежде всего, художественное высказывание. Внутри этого парка возможен диалог средневековой и современной архитектуры, диалог культурного наследия и современности, рукотворного и природного.

Медленно переплывая озеро на деревянной лодке в форме дракона, можно  увидеть средневековую пагоду с золотым шпилем, прикрытую горным ландшафтом.

Водоемы, искусственно создаваемые десятилетиями, контрастируют с темным, тяжелым камнем ансамбля Чипперфильда. Четкость, геометричность форм уравновешивает впечатление дикой, вечно меняющейся природы.

Для художника это один из способов постижения ее мудрости. И если ассоциировать этот архитектурный минимализм и дизайнерский аскетизм с чертами человеческого поведения, восприятия, то приходит на ум вовсе не строгость и не бесчувственность. Это задумчивость. Та задумчивость, с какой можно разглядывать мокрые пятна на ровных дорожных прямоугольниках дворика: перед дорогой нам открывается вид на болото с кувшинками.

Горизонталь технологического бетона, основного материала постройки, и выложенных дорожек контрастирует с балюстрадой балконов, ее как бы движущейся вертикалью.

Интерьеры Чепперфильда также минималистичны, в отсутствие аксессуаров и ярких пятен мы просто любуемся соотношением плоскостей, образуемых линиями. Человек, восседающий на ковре напротив распахнутого окна, как единственный центр, сливающийся с объектом своего созерцания, может смотреть на зеленые заросли по берегам озера.

Но с другого балкона он может увидеть другую постройку. И сквозь пелену утреннего тумана соседняя серо-коричневая стена будет казаться ему речной гладью.                                                     

Если у Чипперфильда человек говорит с природой как созерцатель и художник, постигающий ее законы через символы и уподобления, то парковая инсталляция в Фудзияне предполагает, хотя и менее поэтичный, но более тесный контакт с природой. В первом случае архитектурный ансамбль – это авторское высказывание. Парковая инсталляция в Фудзияне – это высказывание коллективное. В интерьере Чипперфильда человек застывает и, глядя в окно, наблюдает меняющиеся картины. По задумке студии Pei-Zhu инсталляция предназначена для большого потока людей и, чтобы сменить картинку, нужно идти самому.


Текст: Белажур Ольга

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта