Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 октября 2016 г.

Духи Евгения Асса

Архитектор-минималист, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс любит простоту в творчестве, мечтает построить сельскую школу и совсем не принимает «новодел» и гламур, считая их чем-то, что всегда будет чужим. Смысловой центр его архитектуры − жизнь человека как окончательная и единственная ценность со своей непрерывной историей и культурными традициями, пренебрежение которыми Асс считает преступлением.

«Намерения архитектора, как и врача, по своей природе гуманистичны. Всё, что он делает, − только для того, чтобы людям было хорошо жить. Но ни в одной другой сфере человеческой деятельности, пожалуй, не возникает порой такого ощутимого разрыва между добрыми намерениями и результатами, как в архитектуре. Мы можем только восхищаться гением пионеров современной архитектуры, ничуть не сомневаясь в искренности их гуманистических идеалов. В их воображении миллионы счастливых жителей Земли населяли лучезарные города, полные воздуха и света. Они были убеждены в том, что им открылась абсолютная истина архитектуры, логически вытекающая из «духа времени». Она зиждилась на непререкаемом научно-техническом рационализме и демократическом пафосе эпохи. Обладание истиной придавало им убеждённость в своей миссии демиурга, призванной облагодетельствовать человечество. Для достижения этой цели мир должен быть тотально упорядочен. В прекрасном новом мире нет места хаосу исторических городов с их извилистыми улицами: путаным «дорогам ослов» будут противопоставлены прямые, целеустремленные «дороги людей» (Ле Корбюзье). В архитектуре зданий нет места «дикарским украшениям», недостойным цивилизованного человека (А. Лоос). В этом мире царит свет человеческого разума, покорившего пространство и время. В рационализированном пространстве господствует прямой угол, торжествует платонова геометрия. Картезианство, просвещение, революционный дух, демократизм, технический прогресс, новая эстетика – все составные этой архитектурной концепции были обращены непосредственно к человеку, человеку разумному, человеку новой эры. Воодушевленные волнующими образами разумно организованного будущего, архитекторы во всём мире спрямляли старинные улицы, расширяли площади, возводили монументы эпохи, увековечивая в их бесхитростной геометрии идеалы технической цивилизации, застраивали новые города строгими рядами скромных, достойных современного человека прямоугольных брусочков, оставляя между ними пространства, «наполненные светом и радостью». Архитектура превращалась в штамп, в разменную монету. Настало будущее. И то, что когда-то внушало доверие, стало вызывать сначала иронию, потом беспокойство, а затем и раздражение».

Проект реконструкции площади перед театром в Перми 

«Ценой огромных духовных и физических утрат далось архитекторам открытие «естественного города», непрерывного в истории и культуре. Города, складывающегося и развивающегося не по произволу единой воли, а в живом процессе накопления ценностей. Естественный город целиком принадлежит и прошлому, и настоящему, и будущему. А если это так, то что вообще значит для архитектуры быть современной? Вот в окружении панельных (современных) башен стоят особняки XIX века. В одном сегодня музей, в другом – библиотека, в третьем – учреждение. Они живут полноценной сегодняшней жизнью, они – наши современники, хоть и гораздо старше своих соседей, зато насколько привлекательнее! В чём же тогда заключён «дух времени»? Я полагаю, что сегодня он и не в огульном отрицании истории, и не в безоговорочном преклонении перед ней. Сегодня речь идёт о соотношении настоящего с прошедшим».

Центр современного искусства в здании Арсенала в Нижнем Новгороде

«То, что сегодня мы называем «утратой своеобразия», − неизбежная расплата за пренебрежение архитекторами «духом места». В отличие от трудноуловимой, ускользающей абстракции романтического «духа времени» «дух места» в высшей степени конкретен. Его определяют не только практические резоны – такие, как геология, климат, строительные материалы, но и факторы более высокого порядка – национальные представления о мире и человеке, склад характера, бытовые традиции и т. п. Конечно, сегодняшний мир и быт стремительно унифицируются. И тем не менее никакие блага современной цивилизации, никакие межнациональные информационные лавины не смогли поколебать устоявшиеся фундаменты национального пространственного чувства и общественного уклада. И задача не в том, чтобы вернуться к «национальному по форме…», тем более в виде аппликаций орнамента, а в том, чтобы поселить в архитектуре «дух места», совершенно конкретного, всегда уникального».

Офис компании «Экология» в Челобитьево

«Архитектура предстаёт как развёрнутый художественный текст, построенный на сценарной основе с использованием разнообразных выразительных средств – метафор, гипербол, цитат и намёков».

Галерея «Наши художники» в Борках


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта