Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
2 июля 2015 г.

Дом, который построил свет

Дом, который построил свет
 

Об удивительном и вечном союзе архитектуры и электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом.


«Да будет свет!» – слова главного архитектора всего сущего выбиты на страницах учебников, в руководствах и методичках как на скрижалях. Но свет уже не сакральная и непостижимая граница, отделяющая нас от хаоса и тьмы. Светом манипулируют, его моделируют и разворачивают его движение вспять, чтобы добыть энергию, которую не способна излучать обычная жилая коробка с отверстиями-окнами. Вопреки субординации, свет переведен на должность подсобного рабочего, хотя в его власти быть могущественным и никогда не повторяющимся в своих творениях зодчим.

От «появления на свет» до «света в конце туннеля» любому мыслящему носителю живых клеток нужно обособиться и по возможности комфортно и безопасно устроиться на отведенном ему клочке суши. И тогда свет вновь начинает играть свою блистательную роль. В любом архитектурном сооружении, где души чуть больше, чем утилитарности, естественное освещение выступает в авангарде, меняя архитектонику, пропорции, характер эмоционального воздействия, наконец. Чем был бы Парфенон без точного скальпеля острых солнечных лучей, взрезающего пространство между колоннами? Лишь сооружением маниакального геометра. Малокровный, словно растушеванный, свет Лондона лишает любое помещение принадлежности к какой-либо определенной эпохе, растворяя его во времени. А дождливо-стальной с розовой подкладкой свет Парижа, попадая в артистические ателье, превращается в соавтора создаваемых в нем предметов искусства. Свет – это и материал для созидания, и прочный каркас, на котором будет держаться весь проект.

Вывести в свет можно и самое «реликтовое», неподъемное для воздушных перестроек здание. Как это, к примеру, сделали в турецкой студии Alatas Architecture & Consulting, с помощью смелой стеклянной облатки превратив темный и тесный стамбульский дом XIX века во впечатляющее офисное пространство, полное воздуха и света. Окна от пола до потолка, стеклянная крыша – сбалансированные люминесцентные акценты, работающие по всей длине здания, «включили» дневной свет внутри дома на всю мощь. Раздвинуть стены без всякого конструктивного вмешательства помог зеркальный и ярко-белый финишинг. Получился дом-обманка, внутренние помещения которого теперь кажутся несоизмеримо больше его первичного фасада.



Дневной свет – строгий цензор. Попадая внутрь помещения, он безжалостно вымарывает любые жеманно прикрытые полумраком излишества. Как пыль всего виднее в луче солнца, так и промахи дизайнера будут как на освещенной сцене. Ровная тишина форм и объемов – идеальная площадка для игры со светом. Это знают в токийской студии mA-style Architects, архитекторы которой «процедили» свет через сквозные балочные потолки и графично «заштриховали» им внутренние комнаты жилого здания Light walls house. Каждое утро на пол и стены ложатся совершенные и простые световые фигуры, словно скроенные по лекалам японских кутюрье.




Не довольствуясь обычными проемами в несущих перекрытиях, архитекторы иногда устраивают для дневного света крупнокалиберные ловушки. Дом C3 в Сиднее, названный построившей его практикой Campbell Architecture «жилым световым ящиком», вбирает в себя естественное освещение с почти неестественной интенсивностью. А все благодаря размашисто вырезанной овальной скважине в крыше. Антипод черных дыр, это отверстие затягивает заглянувший в нее солнечный и лунный свет, меняет им обстановку и геометрию комнат и оставляет его на стенах как бесценное и недолговечное произведение искусства.




Но что если жизнь проходит в стиле детей подземелья и вместо солнца над головой гудят лампы дневного света? Даже в этом случае свет сможет превратиться в главный материал для перестройки стен и сознания. Шанхайская студия AIM Architecture словно Прометей-фокусник принесла работникам офиса Soho China свет, заключенный в зеркала. Облицованный белым глянцем коридор, где полосы отраженного света превращают его в пугающий своей холодностью сетчатый куб, стал идеально сконструированной иллюзией бесконечности и безвременья. Хотя, утром понедельника этот эффект может быть слишком реальным.





Множеством способов дневной свет можно сделать полновластным хозяином помещения, а можно – приглашенной звездой. Свет может стать миссионером, обволакивающим и зыбким, а может – бестелесным, но сильным стражем, хранящий ваш дом от сумрака.


Линн Трин, дизайнер интерьеров (Сан-Франциско, США):
– Мне очень нравится, что даже далекие от архитектуры люди теперь воспринимают свет как элемент, создающий форму, очертания помещения. Я довольно часто слышу от своих заказчиков вполне профессиональные вопросы о возможностях изменить соотношение искусственного освещения и дневного в пользу последнего. Это сложная, но захватывающая игра, требующая знаний и вдохновения – наполнять светом помещение. Направленный, приглушенный, рассеянный, резкий и даже агрессивный, свет – дело очень и очень интимное, потому что влияет и на физиологию, и на психику человека. Это все же не расчет балки, здесь невозможно быть принципиальным и сугубо рациональным. Конечно, в квартирах заданной планировки ресурсы дневного света ограничены, и непросто воссоздать его «сверх нормы». Но даже такой простой прием как расчистка пространства от лишней мебели, тяжеловесной отделки, неоправданного оконного декора, откроет дом свету и всерьез его изменит. В каждом случае эффект будет разный, порой неожиданный, но всегда воодушевляющий.


Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта