Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 сентября 2018 г.

Дом без стен

Оставшись вдовой, Трюсс Шрёдер поняла, что больше не может жить в своём доме. Она обратилась к Герриту Ритвельду, чтобы тот создал для неё что-то совершенно новое – жильё без стен и бытовых стереотипов, свободное от границ и правил архитектуры. Собиравший до этого лишь мебель, мастер решил в этом проекте следовать правилу абсолютной функциональности. Трюсс же точно знала, чего она хочет: много цвета, много деталей, как на полотнах Пита Мондриана, и в то же время ясности и простоты пространства, которое освобождало, а не ограничивало её. В результате, в 1924 году в Утрехте (Нидерланды) появился знаменитый Шрёдер Хаус. Его по праву можно считать феноменом, лёгшим в основу архитектуры модернизма.

Этот небольшой дом, рассчитанный на одну семью, с его гибким пространственным расположением и визуальными качествами стал манифестом идеалов группы художников и архитекторов De Stijl. Основанное в 1917 году, движение было названо в честь журнала, который стал рупором идеалов современного искусства и архитектуры того времени в Нидерландах. Его последователи «стремились к универсальному, поскольку индивидуальность потеряла своё значение. Абстракция, точность, геометрия, стремление к художественной чистоте и аскезе…».

После смерти господина Шрёдера его жена Трюсс почувствовала необходимость переехать в другое жилище. Среди архитекторов она выбрала Геррита Ритвельда. Он к тому моменту не построил ещё ни одного дома, а занимался дизайном мебели, однако и миссис Шрёдер, и Ритвельд поддерживали прогрессивные идеалы, которые включали ожесточённую приверженность новой открытости отношениям в своих семьях и истине в их эмоциональной жизни. Буржуазные представления о респектабельности и приличии с их акцентом на дисциплину, иерархию и сдержанность должны были разрушиться с помощью архитектурного проекта, который противодействовал каждому из этих аспектов.

Трюсс представляла дом, который был свободен от ассоциаций и мог создать связь между внутренней и внешней средой. Едва ли можно было найти другого такого бескомпромиссного заказчика. Госпожа Шрёдер сразу установила свои требования: каждая комната должна иметь водоснабжение и канализацию, кровать должна вмещаться в неё не менее, чем в двух разных положениях, в каждом помещении должен быть выход наружу.

Геррит Ритвельд смог удовлетворить каждому из этих запросов, создав в итоге свой шедевр. Большое внимание он уделил деталям, в том числе цветам стен. Дом может показаться расписным холстом, но каждая область окрашена по определённым, практическим причинам. Например, входная дверь − чёрная, потому что её используют наиболее часто и она быстро пачкается.

Каркас дома образуют железобетонные плиты и стальные профили. Стены выложены из кирпича и штукатурки, оконные рамы, двери и полы сделаны из дерева. Фасады представляют собой коллаж из плоскостей и линий, которые, кажется, скользят мимо друг друга.

Между внутренним и внешним пространством мало различий. Прямые линии и плоскости текут снаружи внутрь с той же цветовой палитрой и качествами поверхностей. Даже окна посажены на шарниры, которые не дают им открываться более, чем на 90 градусов, чтобы сохранить строгие геометрические стандарты здания.

Иконой движения De Stijl Шрёдер Хаус сделал его радикальный подход к дизайну. Ритвельд дал новое пространственное значение прямым и прямоугольным плоскостям различных архитектурных элементов: плит, столбов и балок, которые были составлены в сбалансированном ансамбле. Главным качеством дома стала возможность его трансформации.

Гибкость пространства означала отсутствие иерархического расположения комнат в плане. Первый этаж был спроектирован довольно стандартно, но это было лишь вынужденное притворство, необходимое, чтобы местные власти разрешили жить в доме. На самом деле, за исключением кухни и студии Ритвельда, столовая, гостиная и читальный зал нижнего уровня никогда не предназначались для использования.

Верхний этаж, который официально является чердаком (если спросят городские чиновники), − вот пространство, где были реализованы все идеи Ритвельда. Скользящие и вращающиеся стены-панели могли полностью складываться, образуя свободное пространство. Когда они были на своих местах, верхний уровень состоял из трёх спален, ванной комнаты и гостиной. В промежутке между этим и открытым состоянием существовало множество возможных перестановок, каждая из которых обеспечивала свой пространственный опыт.

Идеальный дом Ритвельда был просторным, простым и функциональным. Для этого архитектор придумал множество умных решений. К примеру, потолок был выкрашен в чёрный цвет, чтобы таким образом превратить внутреннее окно в зеркало. Лестница скрывалась за раздвижной дверью, создававшей тихое место для телефона в коридоре. В качестве жалюзи использовались деревянные панели.

В 1924 году месторасположение дома считалось окраиной Утрехта. Учитывая это, Ритвельд запроектировал в плане угловое окно на втором этаже, которое, открываясь, образовывало собой как бы балкон и обеспечивало прекрасный вид на поля, расстилающиеся, насколько мог видеть глаз. Для Трюсс это было любимое место в доме. Она так много времени проводила на верхнем уровне, что Ритвельд установил для неё трубку, которая позволяла ей разговаривать с посетителями у двери, не спускаясь вниз.

Когда в 1960-х годах перед домом была построена четырёхполосная автомагистраль, Ритвельд сказал, что здание можно сносить, так как то, что связывает внутреннее и внешнее пространство, было разрушено.

Однако Трюсс Шрёдер жила в своём доме до самой смерти в 1985 году. Ритвельд, ставший её любовником, держал там архитектурную студию. После смерти своей жены он окончательно переехал к вдове Шрёдер и провел там всю оставшуюся жизнь – до 1964 года. После смерти хозяев дом был восстановлен до первоначального состояния одним из учеников Ритвельда Бертусом Малдером, после чего в нём был открыт музей.


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта