Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 июня 2016 г.

Дизайн – на стороне толерантности

Нью-йоркская некоммерческая организация «Американское общество продвижения мусульман» обратилась к студии Koray Duman в 2014 году с просьбой спроектировать спонсированный мусульманами многоконфессиональный общественный центр в Нью-Йорке. 

Согласно отчётам, в центральном районе Нью-Йорка от 400 000 до 800 000 человек исповедуют ислам. Цель центра состоит в том, чтобы способствовать социальной справедливости, прогрессивному изменению, межрелигиозному сосуществованию и культурному обмену. «Мы хотим продвигать ислам как культуру, а не как религию» – заявил Корай Думан, выступая на лекции в Нью-Йоркской публичной библиотеке. 

Думан, уроженец Турции, основал свою одноимённую нью-йоркскую фирму в 2013. «Одна из первых идей, которую мы хотим воплотить, это сделать здание открытым и гостеприимным» – сказал он. «Мы хотим изменить образ ислама на Западе со страха перед неизвестным на что-то удивительно приятное». 

Дизайн центра общей площадью 9290 кв. м создан на основе исламских культурных комплексов, называемых külliye. В этих комплексах, которые размещены на местности горизонтально, низкие здания с различными функциями организованы вокруг мечети, расположенной в центре. Учитывая городской контекст предлагаемого центра в Нью-Йорке, фирма решила использовать концепцию külliye, но организовать пространство вертикально – так области с разными функциями оказываются друг над другом. «Так как предполагаемое место в Нью-Йорке было ограничено по площади, задача студии заключалась в том, чтобы применить городской опыт для вертикальной компоновки, сохраняя при этом суть külliye» – сообщил архитектор. 

Здание будет выглядеть как прямолинейная конструкция со стеклянными стенами и высоким скульптурным пространством в своем ядре. Это пространство будет заключено в оболочку со ссылкой на традиционные исламские узоры. Центральная зона будет содержать зрительный зал, библиотеку, молитвенный зал, ресторан, офисы и другие функциональные комнаты. Наклонные пешеходные дорожки и общественные места будут оборачивать собой центральное пространство. Молитвенный многофункциональный залы расположены ниже главного входа. «Так как молитвенный зал должен ориентироваться на Каабу, основание внутренней оболочки поворачивается в сторону Мекки».

Прозрачный фасад призван передать ощущение открытости и подавить «страх перед неизвестным». Общий дизайн призван показать «удивительно поэтическое и сложное отражение истории с взглядом в будущее». 

Это не первая попытка построить исламский культурный центр в Манхэттене после террористического акта 11 сентября 2001 года. В 2011 году нью-йоркская архитектурная фирма SOMA предложила проект 13-этажного мусульманского культурного центр недалеко от Всемирного торгового центра. Проект, названный Park51, спровоцировал множество споров и протестов, и, в конце концов, от него отказались. 

Два других недавних проекта по всему миру, связанные с исламом, получили награды за дизайн от Mossessian Architecture. Это музей, посвящённый исламской вере, в Саудовской Аравии и исламский центр в Торонто от Чарльза Корреа.

Мекка Музей в Саудовской Аравии будет построен в семи километрах от мечети, в которой находится Кааба – самое священное место в мире для мусульман. В здании общей площадью 5600 кв. м пространства будут проходить выставки, связанные с международной практикой, историей ислама и жизнью Мухаммада. Музей также будет содержать зону приёма, зрительный зал, книжный магазин, пространство для обучения, сад на крыше и ресторан. 

«Мекка Музей предложит уникальную интерпретацию и отражение веры миллионам мусульман, посещающих Мекку. Ранее они не имели никакого культурного учреждения подобного рода, а теперь посещение этого музея позволит повысить значимость их визита в священный город» – говорится в заявлении Mossessian. 

Внутри здания спроектировано центральное пустое пространство, которое будет действовать в качестве «виртуального минарета», на который посетители будут подниматься, перемещаясь по выставке. Приложения и панорамные показы фильмов займут обе стороны подъёма наверх. На вершине посетители смогут получить доступ к саду с контролируемым климатом, который предназначен приносить прохладу и освежать даже в экстремальную летнюю жару Саудовской Аравии. Нижняя сторона спиралевидной лестницы, ведущей вниз, будет подписана 99-ю именами Аллаха, которые будут доступны для просмотра из выделенного пространства галереи в нижней части. Внешняя стена музея будет включать в себя камни, полученные из каждой страны в мире, где в настоящее время практикуется ислам.

Исламский центр в Торонто был спроектирован в качестве культурного центра для исламского сообщества. Как и уже названные архитектурные достопримечательности, этот центр призван развеять негативные стереотипы об исламе. Здание находится рядом с Музеем Ага Хана. К особенностям структуры центра следует отнести изгибающиеся каменные стены и прозрачный угловой стеклянный купол, а также дорожку из гравия, идущую сквозь заросли цветущих фиолетовых растений. «Комплекс является символическим маркером постоянного присутствия общины исмаилитов в Канаде и посольским пространством, предназначенным для содействия пониманию плюрализма». 

Молитвенный зал устроен на одном конце центра за бассейном воды в окружении аллей деревьев – это было достигнуто за счёт создания прозрачного купола крыши. Полупрозрачные стёкла рассеивают яркий солнечный свет в течение дня, но позволяют куполу светиться, подобно маяку в ночное время, когда пространство освещается изнутри. Рядом с молитвенным залом находится приёмная секция, отделённая металлическими решетками. Здесь потолок со звездообразной формой окружает круглое окно в крыше. Лестничный пролёт на одной стороне купола ведёт к фойе у входа в здание. Внутри кафельные полы с геометрическими узорами. Белые блоки растягиваются горизонтально позади куполообразной структуры, обеспечивая дополнительные места для библиотеки, классов и административных офисов.

Центр в Торонто был официально открыт 12 сентября 2014 года. Первостепенной целью организации является защита основных ценностей мусульман. 

Все три центра преследуют две цели: первая – способствовать защите ценностей, сохранению истории и культуры мусульман, и вторая – рассеять страхи перед исламом у представителей других культур. 

Смотрите также: 

Проект мусульманского религиозного центра «14 святых» в Екатеринбурге

Концепт культурно-религиозного центра в Стамбуле


Текст: Панченкова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта