Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 апреля 2017 г.

Дивный сад: кампус Vitra и его обитатели

В небольшом немецком городе Вайль-на-Рейне, что  расположен на самой границе с Францией, уместился заповедник современной архитектуры. Расположен он на территории легендарной мебельной компании Vitra – той самой, которая первой выпустила  смелые дизайнерские объекты, многие из которых затем превратились в дизайн-иконы: например, мебель Чарльза и Рей Имзов и пластиковый стул Panton chair, получивший имя своего датского автора. 

Архитектурная коллекция Vitra началась совсем не радостно: в 1981 году случился крупный пожар,  в результате которого существенная часть фабричных зданий была уничтожена. Тогда компания приняла решение отстроить свою территорию заново – и начала приглашать для этого крупных мировых архитекторов: они начали собирать архитектурную коллекцию. Сначала были построены фабричные корпуса – два новых спроектировал знаменитый британец Николас Гримшоу. Первое его здание появилось через полгода после пожара, а второе спустя пять лет. 

Фабричные корпуса Николаса Гримшоу 

Ещё один корпус построил португалец Алвару Сиза в 1986 году – фотографии этой постройки практически невозможно найти. Затем в 1989 году на сцену кампуса вышел Фрэнк Гери – он разработал ещё один фабричный корпус и музей дизайна, стоящие друг напротив друга. Эти объекты сегодня кажутся удивительно пуристскими: здесь ещё нет сложных металлических оболочек и поверхностей с запредельной кривизной, ведь девяностые ещё не наступили, и на компьютерах такие расчеты пока не ведутся! И между тем, это абсолютно узнаваемый Гери, хоть и монолитно белый – это все те же здания-скульптуры, которые вывернуты во вне. 

Здания Фрэнка Гери: музей дизайна на первом плане и фабричный корпус – на дальнем

Фабричный корпус

Оба здания Гери 

Знаменательным в истории кампуса стал 1993 год. Именно в этот момент в кампусе появилось здание пожарной станции: сразу после случившегося в 1981 году Vitra создала собственную пожарную бригаду. Это здание стало первым реализованным проектом Захи Хадид, которая до этого была архитектором-визионером. Занятно, что именно здание пожарной станции, то есть  особенно значимого и символичного объекта для этой территории, досталось будущей суперзвезде. 

Пожарная станция Захи Хадид 

В этот же год Тадао Андо построил здесь поистине медитативный объект – здание для конференций, окружённое вишнёвыми деревьями. Постройка тоже стала важной отметкой в биографии архитектора – она была первым зданием, которое Андо построил за пределами Японии. 

Конференц-холл Тадао Андо 

В 1994 появился ещё один фабричный корпус Алвару Сизы, построенный из его традиционного красного кирпича, – этот объект стал очень контекстуальным: с одной стороны, его фасады напоминают о цехах, которые существовали на территории до пожара. С другой – он соседствует с корпусом Николаса Гримшоу и активно взаимодействует с ним с помощью соединяющего их моста-навеса. 

Фабричный корпус Алвару Сизы и соседний с ним корпус Николаса Гримшоу

Пожарная станция Захи Хадид и фабричный корпус Алвару Сизы на дальнем плане 

После здания Сизы интенсивная застройка кампуса остановилась больше, чем на десять лет. Однако нельзя сказать, что с территорией совсем ничего не происходило: в 2000 году коллекция Vitra пополнилась геодезическим куполом Бакминстера Фуллера, который был перевезён из другого места, и стал служить залом для приёмов. В 2003 году на территории была собрана одна из бензоколонок архитектора Жана Пруве, которые он разработал для французских дорог в 1950-е – этот объект изначально был придуман как переносная разборная  станция, поэтому её переезд в кампус оказался вполне логичным шагом.   

Геодезический купол Бакмиснтера Фуллера

Заправочная станция Жана Пруве – одного из самых талантливых конструкторов XX века. На заднем плане – геодезический купол 

В 2006 году строительная активность кампуса возобновилась: к проектированию были привлечены два крупных бюро из разных концов Земли – швейцарцы Herzog & de Meuron и японцы SANAA.

Herzog & de Meuron в течение трёх лет разрабатывали «Vitra house» – пятиэтажное здание для посетителей кампуса,  в котором расположен большой шоу-рум, а также мастерская, где можно увидеть процесс производства культовых имзовских кресел. Сложный объём здания состоит из двенадцати модулей, составленных друг на друга, которые имеют обобщённую форму двускатного домика – с помощью такого многократного тиражирования «Дом Vitra» остроумно превращается в супер-дом. Торцы модулей полностью остеклены, чтобы внутреннее устройство просматривалось с улицы. 

Vitra house от бюро Herzog & de Meuron

SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates) проектировали фабричный корпус в южной части кампуса. В отличие от большинства своих коллег, SANAA проектировали новый цех не на месте сгоревшего здания,  а вместо того, которое пережило пожар, но устарело и не соответствовало производственным нуждам сегодняшней фабрики.

Руководство Vitra хотело, чтобы цех делился на четыре участка, которые могли бы функционировать автономно друг от друга, но при этом соотносились при необходимости. Бюро предложило использовать не четыре прямоугольные структуры, а одно круглое здание – весьма необычное решение для фабричного цеха. Здание было завершено к 2012 году и стало первым промышленным объектом бюро.  

Производственный цех от бюро SANAA 

В 2013 появился самый маленький объект кампуса – домик «Диоген», разработанный Ренцо Пиано. Это абсолютно настоящий дом, но в кампусе он скорее играет роль дизайн-объекта – прототипа, сделанного перед запуском серийного производства: несмотря на масштабы, в которых работает Пиано и его бюро RPBW (Renzo Piano Building Workshop), компактные жилые ячейки – это тема, которая с юности занимает архитектора. Проект «Диоген» сначала был спроектирован архитектором без определённой цели, в качестве идеи, а затем его заметил Рольф Фельбаум, председатель совета директоров Vitra. Экспериментальный дом поселился на газоне напротив Vitra house – гости кампуса могут побывать в доме и оценить возможности  этого компактного объекта, поделившись своими впечатлениями с компанией Vitra. 

Дом «Диоген» Ренцо Пиано 

Сотрудничество Vitra со швейцарским дуэтом оказалось столь продуктивным, что в 2016 году появился ещё один объект, спроектированный  бюро Herzog & de Meuron, – выставочный павильон «Vitra Schaudepot», название которого буквально можно перевести как «Выставочный склад». В противоположность своему первому шоу-руму в кампусе, этот объект архитекторы сделали абсолютно глухим – в нём нет окон и световых фонарей, только дверной проём. Здание с двускатной крышей снова отсылает к архетипической форме дома, а стены, выложенные из половинок кирпича, перекликаются с кирпичным цехом Алвару Сизы. В этом здании есть ещё один занятный сюжет: оно приподнято на кирпичный подиум из нескольких ступеней – этот постамент организует небольшую площадь перед зданием и выделяет его на фоне блестящих соседей. 

Здание Vitra Schaudepot от бюро Herzog & de Meuron 

Кампус Vitra – это не только коллекция отдельно стоящих зданий, но и огромная территория со сложной инфраструктурой, ведь здесь соседствуют производство и гостевые потоки. Инфраструктура кампуса периодически пересматривается, и с 1990-х некоторые части кампуса проектирует бюро Алвару Сизы. Паркинги, пешеходные дорожки, променад, который был закончен в 2014 году и напрямую соединил Vitra house,встречающий гостей при въезде на территорию, сиконической пожарной станцией Захи Хадид, к которой до появления променада можно было попасть только через территорию производства – все эти неброские объекты существуют на территории кампуса вполне осмысленно.  Променад проходит в том числе мимо кирпичного цеха самого Сизы. 

Променад Алвару Сизы. На дальне фоне – его кирпичный цех 

Концерн Vitra за своё почти вековое существование собрал огромную коллекцию объектов, знаменующих определённые вехи проектного мышления. Кампус, расположенный в Вайле-на-Рейне, продолжает эту традицию – это одна из самых ярких в мире архитектурных коллекций, которая постоянно пополняется.  

Кампус Vitra 

163
Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта