Живые крыши: от мала до велика
Детройтская пятилетка
Возрождение города после банкротства.
Самый тёмный час
В 2013 году произошло событие, последствия которого могли быть катастрофическими для всего Среднего Запада, а значит – и для США в целом. 18 июля руководство Детройта подало в суд заявку о признании города банкротом. Случайно или закономерно, но в это же время появилось множество неправительственных инициатив относительно будущего Города Моторов. Активная гражданская позиция, поддержанная представителями крупного бизнеса, изменила ситуацию в лучшую сторону. И хотя выход Детройта из кризиса ещё бесконечно далек от завершения, можно сделать выводы о выполненных действиях.
Город Моторов деградировал на протяжении многих лет. Кризис нарастал кумулятивно. Упадок, как и расцвет, связан с автомобильной промышленностью. Сначала сократилось производство. Некоторые бренды прекратили своё существование. Например, в 1958 году закончилась история компании Packard, которая полвека производила автомобили премиум-класса. После банкротства промышленного гиганта остался заброшенным огромный завод, расположенный на площади в 16 га. Сокращение производства вело к увеличению безработицы и снижению числа приезжих. Дело дошло до того, что в 1988 году закрылся Мичиган Централ Стейшн – роскошный железнодорожный терминал, построенный в 1914-м. Нынешняя станция «Детройт» по виду напоминает заштатный полустанок.
Мичиган Централ Стейшн
Приток инвестиций
Только реализация комплексных мер могла изменить ситуацию в городе. К счастью, необходимые действия были предприняты, причём различными организациями и компаниями. Первоочерёдные антикризисные меры провёл муниципалитет. Городское руководство обратило внимание не только на такие очевидные дела, как урегулирование долговых обязательств. Так в декабре 2013 года началась реконструкция системы уличного освещения. На тот момент не работало порядка 40% фонарей, а во всех действовавших были установлены неэффективные газоразрядные лампы. Для радикального улучшения ситуации муниципалитет закупил 65 000 новых светодиодных светильников. Установка завершилась в 2016-м, после чего Детройт стал крупнейшим городом в США со светодиодным уличным освещением.
Даунтаун Детройт
Большинство инвестиций в городе связано именно со строительством. Стоит особо отметить создание Интегративного биологического научного центра (Integrative Biosciences Center, IBio). Это новый исследовательский центр Университета Уэйна, который начал функционировать в 2015 году. Работы велись в двух направлениях: перестройка бывшего дилерского салона Cadillac и возведение нового современного корпуса. Примечательно, что $30 млн на строительство выделило городское казначейство, а ещё $63 млн поступило из бюджета государственного университета.Значительную помощь в восстановлении города оказал крупный бизнес, как местные компании, так и инвесторы из других штатов и стран. Например,компания Ford приобрела здание Мичиган Централ Стейшн для проведения редевелопмента. Здание станет основой нового корпоративного кампуса.
Интегративный биологический научный центр IBio
Project for Public Spaces
Весьма эффективной оказалась деятельность некоммерческой организации Projectfor Public Spaces (Проект городских пространств, PPS), которую также спонсируют крупные компании. В 2000-х годах PPS начала реализацию инициативы под названием The Power of 10. Согласно программе, для цельного развития большого города необходимо создание современных уличных территорий и заведений. В большом городе следует выделить 10 важнейших районов, в каждом из которых должно появиться 10 значимых площадок. На таких территориях необходимо обеспечить 10 различных видов деятельности. Это могут быть спортивные мероприятия (например, коллективные занятия йогой), обеды, развлечения для детей. Результатом должно стать привлечение инвесторов к обустройству окружающего пространства.
Первым крупным проектом PPS в Детройте стала реновация Кампус Марциус Парк – площади в Даунтауне. Инвестиции в общественное пространство составили $20 млн. С 2004 года на площади проходят концерты, фестивали, работают летние и круглогодичные кафе. Недавно авиакомпания Southwest профинансировала создание в парке городского пляжа – с чистым песком, зонтиками и гамаками. Перестройка Кампус Марциус Парк действительно привлекла инвесторов. Корпорации начали вкладывать деньги в реконструкцию окрестных зданий, как для собственных нужд, так и для последующей передачи в аренду. Общая сумма инвестиций достигла отметки $2 млрд.
Кампус Марциус Парк
В последующие годы PPS участвовала в реновации значимых городских объектов – набережной Детройт Риверуолк, парка Белль Айль. Также компания оказывала содействие в развитии локальных фермерских рынков.
Детройт Риверуолк до и после реновации
Возрождение Детройта из пепла – это история, которая вершится на наших глазах. Бо́льшую часть проблем еще предстоит решить. Однако следует признать, что энергия, с которой правительственные учреждения и бизнес взялись за реконструкцию города, достойна всяческих похвал.
QLine Detroit – трамвайная линия, которую ввели в эксплуатацию в мае 2017 года. На протяжении полувека в городе отсутствовало трамвайное сообщение
Можно почитать:
Города-призраки и архитектурная биеннале
Комментарии