Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 апреля 2016 г.

Design for deconstruction и адаптивная архитектура как способы продлить жизнь зданиям

Строительство из вторичных материалов уже давно не является редкостью, хоть и говорить о серьёзных масштабах этого направления тоже не приходится. Конечно, использование дерева, стали, кирпичей, бывших в употреблении, сулит некоторые неудобства, ведь архитекторы старых зданий не рассчитывали на то, что впоследствии из возведённых ими домов будут строить что-то ещё. Чтобы упростить такую задачу будущим архитекторам, можно уже сегодня подумать о последующей реконструкции  ещё только проектируемых зданий. 

Вот уже более 20 лет этой проблемой, так называемым Design for Deconstruction или Design for Disassembly, активно занимается профессор устойчивого дизайна Католического университета Американской школы архитектуры Брэдли Гай, автор книги  Unbuilding: Salvaging the Architectural Treasures of Unwanted House. Брэдли активно пропагандирует идею того, что все здания имеют свою продолжительность жизни: какие-то элементы выходят из строя, наконец, дома устаревают эстетически. Здания динамичны. Об этом должен думать архитектор, работая над своим проектом – не только как построить здание, но и как его впоследствии реконструировать.

Конечно, идея того, что архитектурные объекты можно не только воздвигать, но и впоследствии разбирать, далеко не нова. Один из классических примеров – Хрустальный дворец, возведённый в 1851 по случаю Всемирной выставки в Лондоне. По окончании работы выставки дворец был разобран и перенесён в другое место – район Сиднем-Хилл на юге Лондона. 

Гай не даёт рецепта, как сделать все здания пригодными для последующей реконструкции, но, тем не менее, есть ряд пунктов, которые делают такую реконструкцию невозможной: использование токсичных и композитных материалов, активное применение клея и уплотнителей. Гай рекомендует использовать стальные и деревянные конструкции стандартных размеров, а все соединения делать максимально простыми. На своих занятиях профессор просит своих студентов проектировать не только первоначальный макет здания, но и макет его «второй жизни». 

Идеи Брэдли Гая подхватил и архитектор Уильям Макдонах, которые популяризировал эти мысли в своей книге Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things. Также он применяет их и на практике в работе своего архитектурного бюро  William McDonough + Partners.

В США ежегодно проводится конкурс Lifecycle Building Challenge, целью которого является поиск проектов, предусматривающих «вторую жизнь» зданий. Так в ходе этого конкурса одним из победителей стал Киран Тимберлейк с проектом Loblolly house. Расположенный на одном из островов на побережье Мэриленда дом состоит из огромного числа деталей, объединённых в более крупные блоки, крепящиеся друг к другу на алюминиевые рамы. Сам процесс сборки дома составил всего 6 недель. Здание можно модифицировать и перестраивать, при этом не разрушая его.

Одной из проблем в популяризации такого подхода к строительству сооружений является его высокая стоимость. Разборка и даже последующая продажа бывших в употреблении материалов несопоставимы по цене с обычным сносом здания и покупкой новых материалов. Поэтому сегодня такой метод проектирования скорее исключение.

Куда стремительнее развивается адаптивная архитектура, благодаря которой старые здания получают вторую жизнь, а новые  трансформируются и используются совершенно не так, как задумывалось. 

Один из примеров – катальная горка, которую  скоро должны открыть в Лондоне на башне Орбита – смотровой вышке работы Аниша Капура, подарка лондонцам по случаю Олимпиады в 2012 году. Авторы 178-метровой горки в 114-метровой башне – Bblur Architecture и инженеры Buro Happold. По заявлению создателей проекта, эта конструкция станет самой длинной горкой-трубой для спуска в мире.

Такой пример – скорее случай исключительный, а вот храмы в светские здания переделывают довольно часто. Один из примеров – модернизация мюнстерского храма Святого Себастьяна, построенного в 1962 и в 2013 переделанного в детский сад архитектурной группой Bolles+Wilson. К зданию церкви сделали пристройку с кабинетами персонала, кухней, технической комнатой и помещением для родителей, где они могут подождать своего ребенка.  Внутренние помещения также подверглись серьёзной переделке. 

Другой тип здания, часто подвергающийся переделке, – это водонапорная башня. Одним из ярких примеров может служить лондонская реконструкция башни в жилой дом архитекторами Grand Design Leign Osborne и Graham Voce. Сама башня была построена в 1867 году, и с начала ХХ века её не эксплуатировали. Архитекторы по максимуму использовали пространство башни, а для расширения гостиной и столовой они спроектировали 2-этажную стеклянную пристройку.  

Частой перестройке подвергаются заводы, старые амбары и другие хозяйственные постройки. Недавно в Париже даже предложили переделать под бассейн или кинотеатр не использующиеся станции метро, а в Черногории работают над проектом модернизации бывшего концлагерь – в отель. 

Читайте также:

Магические пространства (http://berlogos.ru/article/magicheskie-prostranstva/)

Магические пространства — 2. Искусство как способ объединения

Пространство честных вещей (http://berlogos.ru/article/prostranstvo-chestnyh-veshej/)

Креативное пространство в тюрьме: безумие или гениальность? (http://berlogos.ru/article/kreativnoe-prostranstvo-v-tyurme-bezumie-ili-genialnost/)

Проекты:

Из церкви – в дом

Реконструкция дома XIX века в Кьети, Италия

Театр с обеденной зоной De Pablo a Violeta в Беллависта, Сантьяго, Чили 


Текст: Утёмова Лидия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта