Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 января 2017 г.

Что творят в Академии художеств? Студенческие работы со дня открытых дверей

Петербургский репортаж о студенческих сессионных работах в Институте им. И.Е. Репина Российской академии художеств (РАХ), которые выставлялись в день открытых дверей в январе 2017 года.

МАСТЕРСКИЕ НА ТРЕТЬЕМ

Третий этаж Академии художеств, построенной во второй половине XVIII века архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом, А.Ф. Кокориновым и Ю.М. Фельтеном, отдан архитекторам. Здесь есть так называемый «циркуль» – крупное помещение, где выставляются работы и трудятся студенты, а также фонд – регулярно пополняемый музей ученических работ. А в длиннющем коридоре то и дело мелькают двери в архитектурные мастерские, которыми руководят именитые педагоги и архитекторы: Владимир Васильевич Попов, Евгений Менделевич Раппопорт, Петр Исидорович Юшканцев, Вячеслав Орестович Ухов, Юрий Константинович Митюрев.

Коридор на третьем этаже РАХ

Третий этаж. «Учи уроки!»

Кафедра материалов на третьем этаже

В мастерской В.В. Попова, к примеру, можно найти макет коттеджного посёлка с жилыми домами, таунхаусами, зданием администрации, спортивным и досуговым центрами. Фишка проекта, как рассказали студенты, кроется не только в добротном плане, но и в освещении. Под картоном спрятался выключатель – чик! – и в темноте посёлок смотрится ярко и несколько таинственно.

Проект посёлка. Мастерская В.В.Попова

В основном мастерские представляют собой уютные чистые комнатки с видом на 4-5 линии Васильевского острова или Академический сад. В группах (мастерских) учатся обычно до 20 студентов.

Архитектурные мастерские

Такой вид открывается из окон квартиры Федора Толстого – ныне мастерская Крылова

По стенам комнат развешаны многочисленные рисунки – это задания, сделанные за время семестра. Коротким ответом на задание преподавателя является клаузура (лат. clausura). На неё студент тратит до 8 часов. Например, рисунок №51 выполнен на тему консоли, тогда как №40 – на тему света в архитектуре (номер на планшетах – это способ соблюсти анонимность; имя студента держится втайне от преподавателя до выставления оценки). Работы разные, в основном выполненные на «хорошо» и «отлично».

Клаузуры №51 и 40

Работы студентов

– Определённые клише есть, но зачастую проекты студентов современны и концептуальны, – рассказывает студент третьего курса из мастерской В.О. Ухова Владимир. – Преимущества академии в том, что индивидуальный подход и обучение архитектурной графике дают возможность студенту выполнить проект на высоком техническом уровне. В этом большая заслуга преподавателей, особенно руководителя мастерской, которого студент выбирает самостоятельно после второго курса.

Мастерская В.О.Ухова

Концептуальные проекты студентов РАХ

Ещё один тип работ – аналитический рисунок, когда студентам надо вживую проанализировать архитектуру, какой-то элемент, оттенок.

– Сейчас выровнялись все мастерские, – подключается к беседе однокурсник Давид. – Это касается как требований, так и в целом мастерства. В основном обучение остаётся консервативным, классическим. Мы в основном проектируем жилые и общественные здания сейчас, на третьем курсе. А вот на 5-ом – уже настаёт черёд индивидуального жилого дома. Там уже можно найти какие-то зарубежные тенденции. Если коротко, то пятый курс более современен, а на 1-4 курсах идёт консервативная работа, там важна техника исполнения в первую очередь.

В действительности это можно увидеть по выставленным работам. Если у Ухова, Раппопорта и Попова, к примеру, встретишь работы с изображением жилых домов и таунхаусов, то на пятом курсе, в мастерской Митюрева, уже красуются масштабные полотна с изображением спортивных сооружений (например, на тему ледовой арены).

Мастерская Митюрева

– На первых курсах работа идёт без компьютера, подача вручную, тогда как на старших курсах уже используются современные технологии, – рассказывает студент Геннадий. – Это делается в пользу того, чтобы у нас развилось к пятому курсу ощущение пространства, композиции, цвета. Чтобы после освоения этой базы, мы начинали использовать компьютерные технологии, основываясь на традиционной подаче.

Так, пятый курс может создавать свои работы с помощью графического редактора Grasshopper. Так получается параметрия, параметрическое моделирование. Это новая, сложная технология, которая только осваивается в стенах Академии художеств, да и то самостоятельно, а не базово, не в рамках курса. Суть – создание образа из сложных конструкций. За этим будущее, как считают студенты.

МАСТЕРА

На третьем этаже то и дело мелькают известные лица. Так, один Мастер читает античность, консультирует студентов, причём порой прямо в коридоре. Для студентов он авторитет. Им интересно узнать его мнение, даже не учась у него. И он не отказывает.

Хотя когда речь заходит об авторитетах, то в основном всплывают фамилии иностранцев из недалекого прошлого. Для некоторых таковым остаётся Алвар Аалто. Причина – в простоте и гармоничности; его ценят за то, что проекты, которые хоть и находятся в Финляндии, близки Петербургу по «духу природы» и оптимально вписаны в окружающую местность.

– Аалто в почёте у всех, плюс модернисты. Луис Кан, например. Но мне нравится декор, узоры. Например, мотивы армянской архитектуры, а также необычные постройки Луиса Салливена, я про него даже презентацию делал, – рассказывает Давид.

Встречаются и другие кумиры, а вкусы в целом разные: Райт, футуристы, японские современные архитекторы и др. Всех не перечислить. Выравнивают всех классические стандарты обучения и требования к студентам.

– Вообще мне кажется, что нас учат на реставраторов, – считает Геннадий. – Специальность «архитектор», хотя раньше называлась «архитектор – художник», но дисциплины ведь остались в принципе те же.

ФОНД

Есть на третьем этаже особое место, где учащиеся могут поучиться у своих молодых коллег, – фонд. Здесь находятся лучшие работы студентов. Когда-то тут висели ученические работы крупных мастеров, которых тогда никто не знал, но сейчас их место занято новым поколением. А прежние труды ушли в архив. Таков круговорот бумаги с рисунками в Академии художеств (а если быть точным, то в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который входит в состав Российской академии художеств. – Прим. ред.).

– Сюда отбираются работы для будущих поколений студентов, – рассказывают мне учащиеся, которые рассматривают труды своих старших коллег. – Как сюда попадают? Работа должна соответствовать заданной теме и правилам академической графики. Во внимание берётся техничность, образцовость, композиция листа, в целом восприятие работы.

Проекты, попавшие в фонд

Лучшие работы январской сессии 2017 года после дня открытых дверей уже «срезаны», то есть бумагу срезали ножом с планшетов. Их забрали со стен мастерских, где они красовались во время обхода, как раз в этот фонд.

Проекты, попавшие в фонд

Автор: Владимир Баласанян

МАСТЕРСКАЯ А.К. КРЫЛОВА

… Совсем другое впечатление создаёт церковно-историческая мастерская Александра Константиновича Крылова. Она камерная, тихая, спрятана от других. Мастерская Крылова находится в соответствующем месте: словно забилась в угол от другого мира, подальше от прохода и людей. Ряд помещений, где раньше жил академик Фёдор Толстой (тот самый, придумавший серию медальонов 1812 года), соединены между собой и формируют огромное пространство: вот этот контраст высоких потолков и «закрытого» за единой дверью большого помещения ощущается сразу же, если сравнить с мастерскими-комнатами-«ячейками» вдоль коридора на третьем «архитектурном» этаже.

Д.А.Шатилов в мастерской А.К.Крылова

В мастерской Крылова хранятся выполненные студентами портреты и изображения фигур в исторических одеждах и обнажённой модели, а также разрезы храмов с изображением интерьера и росписей, макет деревянной церкви, макет купола с образом Христа. Всё выглядит солидно и выполнено на достойном уровне. Особый дух истории живёт в стенах этой мастерской.

Проекты в мастерской А.К.Крылова.

390
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
18 октября 2016 г.
11 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта