Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 января 2017 г.

Что творят в Академии художеств? Студенческие работы со дня открытых дверей

Петербургский репортаж о студенческих сессионных работах в Институте им. И.Е. Репина Российской академии художеств (РАХ), которые выставлялись в день открытых дверей в январе 2017 года.

МАСТЕРСКИЕ НА ТРЕТЬЕМ

Третий этаж Академии художеств, построенной во второй половине XVIII века архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом, А.Ф. Кокориновым и Ю.М. Фельтеном, отдан архитекторам. Здесь есть так называемый «циркуль» – крупное помещение, где выставляются работы и трудятся студенты, а также фонд – регулярно пополняемый музей ученических работ. А в длиннющем коридоре то и дело мелькают двери в архитектурные мастерские, которыми руководят именитые педагоги и архитекторы: Владимир Васильевич Попов, Евгений Менделевич Раппопорт, Петр Исидорович Юшканцев, Вячеслав Орестович Ухов, Юрий Константинович Митюрев.

Коридор на третьем этаже РАХ

Третий этаж. «Учи уроки!»

Кафедра материалов на третьем этаже

В мастерской В.В. Попова, к примеру, можно найти макет коттеджного посёлка с жилыми домами, таунхаусами, зданием администрации, спортивным и досуговым центрами. Фишка проекта, как рассказали студенты, кроется не только в добротном плане, но и в освещении. Под картоном спрятался выключатель – чик! – и в темноте посёлок смотрится ярко и несколько таинственно.

Проект посёлка. Мастерская В.В.Попова

В основном мастерские представляют собой уютные чистые комнатки с видом на 4-5 линии Васильевского острова или Академический сад. В группах (мастерских) учатся обычно до 20 студентов.

Архитектурные мастерские

Такой вид открывается из окон квартиры Федора Толстого – ныне мастерская Крылова

По стенам комнат развешаны многочисленные рисунки – это задания, сделанные за время семестра. Коротким ответом на задание преподавателя является клаузура (лат. clausura). На неё студент тратит до 8 часов. Например, рисунок №51 выполнен на тему консоли, тогда как №40 – на тему света в архитектуре (номер на планшетах – это способ соблюсти анонимность; имя студента держится втайне от преподавателя до выставления оценки). Работы разные, в основном выполненные на «хорошо» и «отлично».

Клаузуры №51 и 40

Работы студентов

– Определённые клише есть, но зачастую проекты студентов современны и концептуальны, – рассказывает студент третьего курса из мастерской В.О. Ухова Владимир. – Преимущества академии в том, что индивидуальный подход и обучение архитектурной графике дают возможность студенту выполнить проект на высоком техническом уровне. В этом большая заслуга преподавателей, особенно руководителя мастерской, которого студент выбирает самостоятельно после второго курса.

Мастерская В.О.Ухова

Концептуальные проекты студентов РАХ

Ещё один тип работ – аналитический рисунок, когда студентам надо вживую проанализировать архитектуру, какой-то элемент, оттенок.

– Сейчас выровнялись все мастерские, – подключается к беседе однокурсник Давид. – Это касается как требований, так и в целом мастерства. В основном обучение остаётся консервативным, классическим. Мы в основном проектируем жилые и общественные здания сейчас, на третьем курсе. А вот на 5-ом – уже настаёт черёд индивидуального жилого дома. Там уже можно найти какие-то зарубежные тенденции. Если коротко, то пятый курс более современен, а на 1-4 курсах идёт консервативная работа, там важна техника исполнения в первую очередь.

В действительности это можно увидеть по выставленным работам. Если у Ухова, Раппопорта и Попова, к примеру, встретишь работы с изображением жилых домов и таунхаусов, то на пятом курсе, в мастерской Митюрева, уже красуются масштабные полотна с изображением спортивных сооружений (например, на тему ледовой арены).

Мастерская Митюрева

– На первых курсах работа идёт без компьютера, подача вручную, тогда как на старших курсах уже используются современные технологии, – рассказывает студент Геннадий. – Это делается в пользу того, чтобы у нас развилось к пятому курсу ощущение пространства, композиции, цвета. Чтобы после освоения этой базы, мы начинали использовать компьютерные технологии, основываясь на традиционной подаче.

Так, пятый курс может создавать свои работы с помощью графического редактора Grasshopper. Так получается параметрия, параметрическое моделирование. Это новая, сложная технология, которая только осваивается в стенах Академии художеств, да и то самостоятельно, а не базово, не в рамках курса. Суть – создание образа из сложных конструкций. За этим будущее, как считают студенты.

МАСТЕРА

На третьем этаже то и дело мелькают известные лица. Так, один Мастер читает античность, консультирует студентов, причём порой прямо в коридоре. Для студентов он авторитет. Им интересно узнать его мнение, даже не учась у него. И он не отказывает.

Хотя когда речь заходит об авторитетах, то в основном всплывают фамилии иностранцев из недалекого прошлого. Для некоторых таковым остаётся Алвар Аалто. Причина – в простоте и гармоничности; его ценят за то, что проекты, которые хоть и находятся в Финляндии, близки Петербургу по «духу природы» и оптимально вписаны в окружающую местность.

– Аалто в почёте у всех, плюс модернисты. Луис Кан, например. Но мне нравится декор, узоры. Например, мотивы армянской архитектуры, а также необычные постройки Луиса Салливена, я про него даже презентацию делал, – рассказывает Давид.

Встречаются и другие кумиры, а вкусы в целом разные: Райт, футуристы, японские современные архитекторы и др. Всех не перечислить. Выравнивают всех классические стандарты обучения и требования к студентам.

– Вообще мне кажется, что нас учат на реставраторов, – считает Геннадий. – Специальность «архитектор», хотя раньше называлась «архитектор – художник», но дисциплины ведь остались в принципе те же.

ФОНД

Есть на третьем этаже особое место, где учащиеся могут поучиться у своих молодых коллег, – фонд. Здесь находятся лучшие работы студентов. Когда-то тут висели ученические работы крупных мастеров, которых тогда никто не знал, но сейчас их место занято новым поколением. А прежние труды ушли в архив. Таков круговорот бумаги с рисунками в Академии художеств (а если быть точным, то в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который входит в состав Российской академии художеств. – Прим. ред.).

– Сюда отбираются работы для будущих поколений студентов, – рассказывают мне учащиеся, которые рассматривают труды своих старших коллег. – Как сюда попадают? Работа должна соответствовать заданной теме и правилам академической графики. Во внимание берётся техничность, образцовость, композиция листа, в целом восприятие работы.

Проекты, попавшие в фонд

Лучшие работы январской сессии 2017 года после дня открытых дверей уже «срезаны», то есть бумагу срезали ножом с планшетов. Их забрали со стен мастерских, где они красовались во время обхода, как раз в этот фонд.

Проекты, попавшие в фонд

Автор: Владимир Баласанян

МАСТЕРСКАЯ А.К. КРЫЛОВА

… Совсем другое впечатление создаёт церковно-историческая мастерская Александра Константиновича Крылова. Она камерная, тихая, спрятана от других. Мастерская Крылова находится в соответствующем месте: словно забилась в угол от другого мира, подальше от прохода и людей. Ряд помещений, где раньше жил академик Фёдор Толстой (тот самый, придумавший серию медальонов 1812 года), соединены между собой и формируют огромное пространство: вот этот контраст высоких потолков и «закрытого» за единой дверью большого помещения ощущается сразу же, если сравнить с мастерскими-комнатами-«ячейками» вдоль коридора на третьем «архитектурном» этаже.

Д.А.Шатилов в мастерской А.К.Крылова

В мастерской Крылова хранятся выполненные студентами портреты и изображения фигур в исторических одеждах и обнажённой модели, а также разрезы храмов с изображением интерьера и росписей, макет деревянной церкви, макет купола с образом Христа. Всё выглядит солидно и выполнено на достойном уровне. Особый дух истории живёт в стенах этой мастерской.

Проекты в мастерской А.К.Крылова.


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта