Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 августа 2018 г.

Четырёхэтажная Германия: История войны с небоскрёбами

Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5 этажных жилых домов,среди которого кое-где возвышаются острые шпили церквей, местная телебашня да пара редких 20-этажек. Где же зеркальные небоскрёбы? Где современные здания футуристических форм, подпирающие крышами облака? Где, наконец, просто многочисленные «высотки» спальных районов? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся совершить путешествие во времени почти на сто лет назад.

Вид Штутгарта

Между Америкой и Европой

В начале XX века строительство небоскрёбов в США приняло массовый характер. Благодаря изобретению лифта с электроприводом ограничений для высоты домовбольше не было, и в американские небеса одно за другим возносились знаменитые здания – Вулворт-билдинг, Метлайф тауэр, Крайслер-билдинг… В Германии на подобную «архитектурную моду»смотрели скептически. В 1921 году журналист «Франкфурт Цайтунг» (Frankfurter Zeitung) Зигфрид Кракауэр (Siegfried Kracauers) возмущённо писал: «Безобразие Нью-Йорка известно каждому! В этом городе повсюду стоят башни-монстры, построенные капиталистическими хищниками. Эти здания расставлены безо всякого порядка и украшены внутри и снаружи с чрезмерной и бессмысленной роскошью».

Конечно, идеология была не единственной причиной неприятий высотных зданий. У проигравшей Первую Мировую войну Германии просто не было достаточно ресурсов для возведения небоскрёбов. Если многоэтажки вГермании времён Веймарской республики и строили, то высота их редко превышала 10-15этажей, а облик был намеренно простым и функциональным. Причём размещались в таких зданиях только государственные учреждения, фабрики, офисы и кинотеатры. Так, одно из самых высоких зданий межвоенной Германии, 65-метровый небоскрёб Borsigturm служил водонапорной башней на одноименном заводе, ав 65-метровом Hansahochhaus в Берлине размещался торгово-офисный центр.

Borsigturm

Hansalochhaus

Но жить в высотном здании? Нет, такая мысль большинству немцев в голову не приходила.

Как это не удивительно, после Второй мировой войны отношение в Германии к небоскрёбам изменилось мало. Конечно, разрушенная, расколотая на ФРГ и ГДР, страна нуждалась в огромном количестве нового жилья, и многоэтажные здания стали бы быстрым и эффективном решением этой проблемы.Но даже в регионах, ставших частью ГДР (и,соответственно, как и большинство стран коммунистического блока, более лояльно относившихся к высотному строительству), возведение многоэтажек власти разрешали нехотя. В 1947 году глава магистрата по планированию застройки Франкфурта-на-Майне Вернер Хебебранд отмечал: «Небоскрёбы ни в коем случае не должны лишать горожан воздуха и солнца. Лучше всего, если их строительство ограничится деловыми кварталами». В западной Германии и высотным домам относились ещё негативнее: многие города (например, Гамбург и Мюнхен) решили вообще отказаться от высотного строительства и запретили возводить здания выше городской ратуши.

Вид Гамбурга

Конечно, из этого правила были и исключения. Один из самых впечатляющих многоэтажных комплексов Германии построили в конце 1960-70 -х годах на Лейпцигской улице (Leipziger Straße) в Восточном Берлине – во многом для того, чтобы продемонстрировать преимущество советской модели экономики.

Лейпциг штрассе, Восточный Берлин, 1980 г.

Но основная жилая и офисная застройка в Германии долгие годы  ограничивалась 4-5 этажными зданиями. Если же высотный (обычно не более, чем 10-20 этажный) дом и возводили, то предназначался он чаще всего для расселения малоимущих слоёв населения.

И если в США небоскрёбы всегда были символом богатства, процветания и прогресса, то в Германии высотные здания быстро стали знаком бедности, социальных проблем и поражения во Второй мировой войне.

Социальное жильё в Берлине 

Застывшие во времени

Когда говорят о проблемах малоэтажных городов (которые иногда ещё называет «равнинными»), на первый план выходят такие очевидные недостатки, как отсутствие доступного жилья и слишком крупный размер таких мегаполисов. Но есть у «малоэтажности» и другие последствия.

Одно из них особенно хорошо заметно в Гамбурге, Мюнхене и Штутгарте. Эти города, которые долгое время особенно ожесточённо и успешно сопротивлялись строительству небоскрёбов, сегодня словно застыли во времени.В них практически не возникает новых архитектурных достопримечательностей – разве что тогда, когда власти всё-таки решают сделать исключение и разрешить строительство небоскрёба. Так, например, произошло со знаменитой 110-метровой Эльбской филармонией (Elbe Philharmonic Hall) в Гамбурге, ставшей самым высоким зданием города. В остальном районы подобных малоэтажных немецких городов похожи на недорогой детский конструктор, составленный из почти одинаковых 4-5 этажных домов без всяких украшений на фасадах. И это легко объяснимо. Современная архитектура стремится ввысь, делая это по чисто прагматическим причинам: земля в мегаполисах стоит дорого, и инвесторы не готовы вкладываться в малоэтажные здания, которые не имеют достаточно коммерческих площадей.

Эльбская филармония, Гамбург

Новый малоэтажный комплекс Neue Burg в Вольфсбурге

Типичные малоэтажные новостройки Мюнхена

Немецкий «Нью-йорк»

Франкфурт-на-Майне – город особенный. Из 15 самых высоких зданий Германии 13 расположены именно здесь. 30 домов в городе имеют высоту более 100 метров, а ночные виды Франкфурта-на-Майне больше напоминают Нью-Йорк или Гонконг, чем типичный немецкий город. Местные жители даже называют его «Майн-Хеттен» (сочетание названий нью-йоркского района Манхеттен и местной реки Майн).

Франкфурт-на-Майне ночью

«Высотная» история Франкфурта-на-Майне началась сразу после Второй мировой войны. Союзническая бомбардировка превратила большую часть городав выжженную пустыню, и городское правительство приняло решение начать массовое строительство жилых высоток. Но настоящий бум высотного строительства произошёл здесь в 1970-х, когда в городе построили сразу несколько 150-метровых гигантов – Westend Gate, City-Haus I и Силбертурм. Интересно, что местные жители устраивали демонстрации протеста против возведения практически любой высотки, но, поскольку Франкфурт-на-Майне располагался в Восточной Германии, большого впечатления на руководство города эти акции не произвели.

Westend Gate, Франкфурт-на-Майне

City HausI, Франкфурт-на-Майне

После объединения двух Германий в 1990 году, власти Франкфурта-на-Майне решили сделать небоскрёбы визитной карточкой города и главной «приманкой» для инвесторов из ФРГ. План сработал. Ещё до наступления XXI века были построены 259-метровый Commerzbank Tower, 256-метровый Messeturm, 206-метровый Westendstraße 1, 200-метровый Maintower. Благодаря небоскрёбам Франкфурт-на-Майне быстро стал банковским и выставочным центром Германии, а позже вдобавок и финансовой столицей Евросоюза. Сейчас примеру «немецкого Нью-Йорка» следуют всё больше городов Германии: в XXI веке здания выше 100 метров уже появились в Мюнхене, Оффенбахе, Берлине, Гамбурге, Дюссельдофе, Бонне и Бременхафене.

Commerzbank Tower, Франкфурт-на-Майне

Messeturm, Франкфурт-на-Майне


Текст: Ямковая Любовь

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта