Живые крыши: от мала до велика
Часть 2. Реновация исторических зданий. Зарубежный опыт
Сохранение исторических зданий – вещь для европейской градостроительной политики привычная. Иногда они настолько щепетильны в этом вопросе, что способны сохранить единственный оставшийся аутентичный кирпич в полностью восстановленном историческом здании, будто в этом камне сосредоточены вся энергия и смысл архитектурного памятника. Чаще всё-таки реконструкция более полноценна, и во многих городах Европы есть примеры прекрасных решений в области реновации исторических зданий и районов.
Два корпуса бывшей сельскохозяйственной фермы в польском городе Лешно – известная картина обветшалых и полузаброшенных зданий где-нибудь на окраине старого города. Усилиями архитекторов из бюро NA NO WO Architekci «морально устаревшая» территория ожила и теперь здесь современный центр для пожилых людей, включающий апартаменты, ресторан, реабилитационный и медицинский центр с сопутствующей инфраструктурой.
Проект курировался архитекторами от концепции до сдачи объекта в эксплуатацию. Помимо восстановленных исторических зданий, построенных в разное время, в комплекс было включено ещё два корпуса. Весь ансамбль пришлось стилистически связать, что архитекторы сделали при помощи дизайнерских перфорированных стальных листов Cor-Ten. Ржавый цвет пластин создаёт эффект «налета старины», как бы уравнивая историческое и современное, перекликаясь по колориту с центральным корпусом из красного кирпича.
Эти же листы образуют балюстраду просторной террасы на крыше бывшей конюшни.
Исторически сложившееся пространство было существенно расширено. Во внутреннем дворе организовали фонтан и рекреационный сад с зелёными участками для отдыха и досуга.
Во французском городе Монруж есть образец другого типа реновации исторических сооружений, ставший достаточно популярным в последнее десятилетие. От здания бывших конюшен второй половины XIX в. сохранились одни стены, да и те долгое время стояли руинами посреди исторической застройки.
Для того чтобы не восстанавливать здание полностью и не сносить оставшуюся часть, архитекторы из бюро Aedificare решили вписать современное здание в сохранившийся остов. Решение оказалось весьма удачным – экономичное и практичное жильё не требует декорирования, а восстановление исторической кирпичной кладки стен не было столь трудоёмким и затратным.
Современная постройка была облицована цинком, и красноватый тон гармонично сочетается с перекрытиями и карнизами стен и крышами окружающих домов.
Порой хватает небольших деталей, чтобы оживить и освежить самое старое здание. Тому пример – церковь Сан-Франческо в испанском городке Санпедор. Проект реновации разрабатывался архитектором Давидом Клосесом (David Closes) и готовился как каталонский павильон на Венецианскую биеннале 2014 года.
В бывшем женском монастыре, построенном в начале XVIII в., историческое наследие сталкивается с современными динамическими формами, которые открыто характеризуют нашу эпоху. Резкие линии, углы и кубические объёмы из стекла и стали, казалось, должны были вносить дисгармонию, но благодаря аккуратной и ненавязчивой расстановке, они не разрушают впечатление целостности архитектурного произведения.
В ходе реконструкции архитектор оставил многочисленные следы разрушения – швы и трещины в стенах, даже обвалившийся купол.
В этом диалоге раскрывается преемственность, но не пассивная, – разговор идёт от лица двух эпох. В споре с современным актуализируется былое, его «голос» становится более звучным. Здесь образец реконструкции, которая не консервирует, но продлевает и обновляет жизнь архитектурного памятника.
Продолжая тему, хотелось бы отметить ещё 2 проекта, удивляющих необычностью решений реновации архитектурного наследия.
Замок Матрера в испанском городе Вильямартин был построен ещё в IX веке и за более чем 1000 лет значительно износился, частично рухнув в 2013 году и оставив за собой почти бесформенную каменную гору руин. В этот же год за реконструкцию памятника взялись архитекторы из Carquero Arquitectura.
Замок стоял на ландшафтной границе, где долина переходит в горный хребет, отчего роль его ландшафтного ориентира была значительна. Поэтому главной задачей архитекторов было восстановление утерянного объёма.
Так как законом запрещены так называемые миметические реконструкции (то есть современное восстановление первоначального вида), архитекторы решили построить массивный объём, который служил бы опорой и фоном сохранившимся фрагментам.
Суть такой реставрации сами архитекторы видели в том, чтобы, избегая ложной исторической фальсификации, отменяющей все следы времени, создать проект, который отражает своё собственное прошлое в его физической последовательности, сохраняя эстетическое и историческое значение.
Несмотря на негодование со стороны местного архнадзора и жителей, проект удостоился первой премии Architizer A+Award в 2016 году.
Если сравнивать с недалёким прошлым, современность располагает куда большими средствами восстановления и реставрации. И не только в материале, но и в области методов и решений. Так, в Утрехте, на одной из центральных площадей, произвели историческую реновацию при помощи световой визуализации.
Для того чтобы показать, что в этом месте, под землёй, проходит древняя, времён Римской империи, крепостная стена, архитекторы из OKRA маркировали эту часть световой инсталляцией, которая меняет цвет в течение дня и во время праздников. Вдоль линии света был установлен ряд ржавых железных листов, где нанесены очертания и линии крепости и крепостных стен.
Реновация в области исторического архитектурного наследия требует очень деликатного отношения. Кроме того, часто перед архитекторами и градостроителями встают проблемы, которые решить традиционными и привычными методами не всегда возможно. Для этого необходимо изменить угол зрения и искать нетривиальные подходы. И чем нестандартнее решение, тем выше риск ошибиться и быть непонятым, но результат часто оправдывает риск. Иногда самые безнадёжные, с точки зрения восстановления, объекты можно оживить при помощи самых разнообразных подходов. Поэтому никогда не надо спешить списывать старое архитектурное произведение в утиль, решение найдётся, что мы и попытались показать на вышеуказанных примерах.
Читайте также:
Часть 1. Реновация жилого фонда. Зарубежный опыт
Комментарии