Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 января 2017 г.

Центральный телеграф — пробный камень советского ар-деко

Ещё в ту пору, когда новаторский конструктивизм господствовал в советской архитектуре, было место и критике, находившей лаконичные формы конструктивизма скудными и пустыми. В конце 1920-х годов, когда в известной степени изменилась политическая ситуация в стране, все авангардные течения подвергались ещё более резкой критике. Наиболее известные мастера старой школы (такие как Фомин, Щусев и Жолтовский), вспомнив слова «всё новое – это хорошо забытое старое», вновь обратились к проверенной веками классике. Другая, менее простая судьба ждала конструктивистов, которые оказались в самом опасном положении. Часть архитекторов стали жертвами репрессий, другие мастера, поняв тенденции времени, сумели вписаться в конъюнктуру, создавая по-настоящему интересные строения. Параллельно начал оформляться советский вариант архитектуры ар-деко. Строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик и дорогие материалы, которые отличали архитектуру порой «брутального» и при этом репрезентативного ар-деко, как нельзя лучше подходили запросам новой власти. «Первой ласточкой» такой архитектуры стало здание Центрального телеграфа в Москве. 

Центральный телеграф, 1927-28 гг.

Современный вид 

В связи со строительством такого важного и крупного строения как Центральный телеграф, по старой традиции, Московским Архитектурным Обществом (МАО) был объявлен конкурс, итоги которого вскрыли все основные тенденции архитектурной жизни Москвы, однако, победившие проекты, выполненные в духе авангарда, не удовлетворяли в первую очередь «заказчика». 

МАО [Московское Архитектурное Общество]. Конкурсы 1923-1926 (издание 1927 года) 

Наркомпочтель предложил председателю МАО, академику архитектуры А. В. Щусеву, и инженеру Ивану Ивановичу Рербергу (Johann Röhrberg; 1869 — 1932) создать ещё два проекта вне конкурса. Нужно заметить, что Рерберг, который не раз имел дела с масштабным строительством до революции, все первые годы советской власти удивительным образом воздерживался от новых веяний в архитектуре и после 1917 года почти не строил. Известный, прежде всего, как автор здания Киевского (до 1934 года — Брянского) вокзала (построенного в стиле неоклассицизма с элементами ампира; 1914 — 1918 гг.), Рерберг в прогрессивных кругах считался едва ли не ретроградом и был признан исключительно в «старом» архитектурном мире. Однако следует отметить, что для всего творчества архитектора был характерен поиск новых пластических решений, который проявлялся как в пределах ордерной системы, так и в альтернативных формах, «предрекающих» архитектуру ар-деко (как, например, в фасаде здания Северного страхового общества на Ильинке; 1909 — 1911 гг.). Всё это выдавало в Рерберге истинного художника, не скованного сухими «законами» академического искусства. 

Проект здания Центрального телеграфа академика А. В. Щусева, представленный вне конкурса

Проект здания Центрального телеграфа архитектора И. И. Рерберга, представленный вне конкурса 

Так или иначе, несмотря на острую критику со стороны архитектурного сообщества (которое негативно оценило как творческую направленность, так и профессиональный уровень) работы, предложенной Рербергом, — строительный отдел Наркомпочтеля выбрал для реализации именно его проект. 

Строительство Центрального телеграфа по проекту Рерберга и инженера С. З. Гинзбурга производилось почти два года (в 1925 — 1927 гг.). Сложности по возведению столь крупного и тяжелого здания при довольно скромном финансировании с лихвой компенсировал огромный опыт Рерберга, который при строительстве использовал уже сооружённые фундаменты и стены, возведённые для комплекса доходных домов страхового общества «Россия», не осуществлённого в связи с началом Первой мировой войны. Помимо довольно консервативных деталей, тяготеющих к классике, Рерберг применил широкое остекление, которое позволило создать революционный по тем временам, монолитный железобетонный каркас, использованный архитектором в основе здания. 

Вид на стройплощадку доходного комплекса страхового общества «Россия», начатого в 1915 г. (архЛ.Н.Бенуа, О.Р.Мунц). 7 ноября 1918 года

Вид на стройплощадку доходного комплекса страхового общества «Россия», начатого в 1915 г. Журнал «Прожектор» (1926 год) 

Результат превзошёл самые смелые ожидания. Замкнутый в каре между двумя переулками и Тверской улицей, корпус телеграфа обшит серым гранитом с тяжёлой рустовкой и имеет массивный репрезентативный декор, столь новый для советской архитектуры. 

Монументальные фонари-обелиски фланкировали типичный для московской архитектуры угловой подъезд, расположенный здесь в заглублённой пятигранной башне, на которой был размещён вращающийся стеклянный глобус. 

Вид на Тверскую от здания телеграфа с фонарём-обелиском, ок. 1931 г.

Тот же вид в 1958 году

Фото: Илья Васильев

Современный вид

Рабочие укрепляют каркас глобуса Центрального телеграфа, 1928 г.

Фото: Илья Васильев

Со стороны Никитского переулка на здании были установлены часы с боем (излюбленный Рербергом элемент). Все мелкие детали: парапетные решётки башни и окон, консоли фонарей и кронштейны для флагов были отлиты из чугуна по рисункам брата архитектора, художника Ф. И. Рерберга. Здание явилось символом новой власти, амбиции которой самым недвусмысленным образом доносились до зрителя посредством искусства. 

Фото: Илья Васильев

Фото: Илья Васильев

Помимо прочего, новое здание задало тон многим последующим проектам советской эпохи. Суровое и сдержанное, лаконичное и ёмкое, при этом тяготеющее к репрезентативности и художественной выразительности, здание Телеграфа, созданное Рербергом, открыло обширное поле для творческого поиска молодым архитекторам, которые смело принялись использовать в своих проектах самый широкий арсенал выразительных средств. 


Текст: Латош Владислав

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта