Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 сентября 2015 г.

Бётхерштрассе — шедевр немецкого экспрессионизма и пример взаимодействия разных эпох

Всякий, кто бывал в Бремене, хорошо помнит Бётхерштрассе (Böttcherstraße или «Улицу Бочаров») – одну из главных достопримечательностей города и шедевр немецкого экспрессионизма. На этой уникальной частной улице каждый дом имеет свое имя, потайные часы демонстрируют картины из истории человечества, а колокольчики мейсенского фарфора исполняют те же мелодии довоенной Германии. 

 

В начале ХХ-го века в немецкой архитектуре все еще доминировали историзм и югендштиль. Австрийский архитектор Адольф Лоос критически характеризовал эти стили, считая их «высокопарными» и «слишком дорогими». Уже в своем эссе 1910 года Лоос жаждал полного отказа от архитектурных украшений, однако на деле крупные модернистские движения (такие, как Werkbund и Bauhaus) не набрали в Германии больших оборотов, а желание продолжать и развивать классику не исчезло. С 1904 и до 1950-х гг. стиль Heimatschutz процветал в Германии, где большое внимание уделялось народным традициям и национальной культуре. Яркими примерами этого неоклассического стиля являются Гамбург-музеум (Hamburg Museum), Принципальмаркт (Prinzipalmarkt) в Мюнстере и рыночная площадь Фройденштадта. 

 В 1922–1931 гг. в Бремене экспрессионисты продолжили региональную традицию кирпичной готики на Бётхерштрассе. В прошлом эта улица была ремесленной: в средние века на ней проживали бочары, но в XIX в., когда эта профессия потеряла свою значимость, улица постепенно пришла в полное запустение. Так продолжалась до тех пор, пока в 1920-е годы этим местом не заинтересовался талантливый художник-экспрессионист Бернхард Хётгер, который начал благоустройство улицы после знакомства с бременским миллионером Людвигом Розелиусом. Розелиус, коммерсант и меценат, известный миру как изобретатель «бескофеинового кофе», благодаря успешной торговле этим напитком нажил неплохой капитал и согласился профинансировать проект скульптора. В 1922 году он скупил все дома на недоходной улице для того, чтобы создать улицу искусств. При этом Хётгер выступил не только как талантливый скульптор, но и проявил себя как выдающийся архитектор-самоучка. В 1930—1931 гг. он сумел создать в небольшом переулке шедевр экспрессионистской архитектуры, не только перестроив исторические здания, но и создав новые («Дом Атлантис»). Ориентируясь на старинные пакгаузы и ганзейские купеческие дома, Хётгер придумал, как лучше совместить современный ему стиль экспрессионизм со средневековыми мотивами, которые часто завораживали экспрессионистов. Скульптору пришла в голову прекрасная мысль использовать в архитектурном облике домов темные некондиционные кирпичи, которые должны были по его замыслу снабдить задания благородной «патиной времени». Эти кирпичи специально выискивали на северо-немецких кирпичных фабриках, чтобы потом умышленно применить в оформлении фасадов. Ориентируясь на традиционную средневековую северо-немецкую кирпичную архитектуру, Хётгер создал уникальный экспрессионистский ансамбль, украшенный грубой рельефной кладкой, декоративными элементами и скульптурой.

 По замыслу Хётгера, улица должна была продемонстрировать истинно-немецкие ценности, а заодно и проиллюстрировать историю происхождения человечества и его основные достижения. Над узким проходом в улочку было установлено большое позолоченное панно, на котором изображен Архангел Михаил, побеждающий силы зла. 

 Дома на улице в соответствии с их функциональным назначением получили свои имена: дом Атлантиды, дом Робинзона Крузо, дом Семи Ленивцев, дом Колокольного звона. Трижды в день прохожие имеют возможность услышать мелодии колокольчиков, в то время как бутафорская кирпичная панель часовой башни отъезжает в сторону, открывая взору всех прохожих картины великих свершений прошлого. 

 После прихода к власти в Германии национал-социалистов, которым и Хётгер, и Розелиус всегда симпатизировали, скульптор вступил в НСДАП. Он старался примирить ее нордические идеи народности с экспрессионизмом, однако, руководство партии не оценило его стараний. Розелиус также приложил немало усилий для того, чтобы произвести положительное впечатление на новые власти. В 1936 году он представил улицу Адольфу Гитлеру, но и он также не был вдохновлен. Более того, после выступления Рейхсканцлера в Нюрнберге, в том же 1936 году, работы Хётгера были объявлены произведениями дегенеративного искусства, а сам он исключен из рядов партии. В современной литературе часто пишут, что улица не была уничтожена лишь потому, что являла яркий образец «упаднического искусства». С 1934 по 1943 год Бернхард Хётгер жил в Берлине, затем бежал через Верхнюю Баварию в Швейцарию, где по окончании войны и умер.

Улица Хётгера, пережив гонения Гитлера, пострадала от бомбардировок американской авиации во время войны. Фасады многих домов были разрушены и претерпели в мирное время значительную реконструкцию. Таким образом, архитектура зданий, которая и без того – образец взаимодействия разных архитектурных стилей и эпох, была дополнена современным дизайном. Внешние утраты зданий были полностью воссозданы, однако их назначение и внутреннее устройство были изменены в соответствии с современными требованиями. В трех домах теперь функционируют музеи, в остальных открыты галереи, художественные мастерские и салоны, а также магазины, кафе и рестораны.


Текст: Латош Владислав

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта