Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 апреля 2017 г.

Будем знакомы: Дзюнья Ишигами | Junya Ishigami

Несмотря на глобализацию, в современной архитектуре всё еще существует что-то вроде национальных школ, но теперь их отличительные черты – не использование каких-то выраженных формальных приёмов, и даже не способы взаимодействия с формой и пространством, а логика, из которой затем появляется форма.

Одна из таких национальных школ, за которой стоит осмысленная проективная логика – японская: именно японцы славятся тем, как новаторски они сочетают в своих проектах внимание и любовь к природе с возможностями современных материалов.  

Один из самых изящных японских архитекторов – Дзюнья Ишигами. Архитектор, которому сегодня чуть больше сорока лет, успел четыре года поработать в легендарном бюро SANAA под руководством Кадзуё Седзимы и Рю Нисидзавы  (2000-2004), после чего открыл собственное бюро junya.ishigami+associates, начавшее со смелых экспериментов с мебелью из преднапряжённого металла – такой материал способен выдерживать большие нагрузки, поэтому толщина мебели может быть поразительно небольшой.

В 2007 году бюро построило своё первое здание – мастерскую Технологического университета Канагавы. Этот проект junya.ishigami+associates получили, победив в международном конкурсе. Здание сразу стало легендарным: невысокий параллелепипед с белой крышей, расположенный перед большим университетским корпусом, как будто парит в воздухе. В этом здании нет ни традиционных стен, ни колонн привычной толщины: вся конструктивная система построена на пятиметровых стальных колоннах, толщина которых всего 5 мм. Эти тонкие колонны повернуты под разными углами – на плане они выглядят как маленькие точки. Нагрузка на каждую опору специально рассчитывалась, и в результате здание получилось похожим на лес, состоящий из белых стволов, которые сгущаются и разряжаются. Основание здания сделано из бетона и занимает 46х47 метров, в крыше сделаны длинные фонари верхнего света, а по периметру белый лес опоясан стеклом без рам. Эту лаконичную архитектуру дополняют простая белая мебель, большое количество зелени и обитатели мастерской, работающие со швейными машинами.

Ишигами в этом проекте ставил своей задачей не создание новой среды, а исследование уже существующей – и поиск гибких сценариев взаимодействия с ней. Прозрачное здание без чёткой границы превращает работу внутри мастерской в уличный спектакль, и в то же время, несмотря на свою проницаемость, здание позволяет своим обитателям выстраивать разнообразные отношения с внешним миром – укрыться от улицы за тонкими стволами или наоборот оставаться на ней.

Этот поэтичный павильон получил несколько международных премий, среди которых международная премия Якова Чернихова «Вызов времени», присуждаемая молодым архитекторам со всего мира (2008), и премия Японского Института архитектуры (2009).

Павильон Технологического института: законченное здание (сверху), процесс строительства (внизу)

Бюро junya.ishigami+associates также знаменито своей экспозиционной деятельностью. В Японии фигура архитектора стала заметной после инсталляции «Кубовидный пузырь» («Cuboid Balloon») – фигуры размером с пятиэтажное здание, которая была построена в токийском музее современного искусства в 2007 году. Эта инсталляция представляла собой алюминиевый куб, внутри которого была металлическая ферма. Эта металлическая конструкция весила больше тонны и была заполнена гелием, поэтому буквально парила в воздухе – её можно было потрогать и даже переместить, как огромный воздушный шар.

В 2008 Ишигами с командой спроектировали павильон Японии для одиннадцатой архитектурной биеннале в Венеции, а на двенадцатой биеннале, проходившей в 2010 году, бюро получило «Золотого льва» за лучший проект.

Павильон Японии на одиннадцатой архитектурной биеннале, Венеция, 2008 год. Экспозиция была названа архитекторами «Extreme Nature: Landscape of Ambiguous Spaces» («Экстремально природное: ландшафт неоднозначных пространств»)

В 2008 году появилось ещё одно легендарное здание Ишигами – на этот раз в Нью-Йорке. Для флагманского бутика Йодзи Ямомото на Манхеттене архитектурное бюро произвело масштабную реновацию одноэтажного здания из кирпича. Разделив кварталообразующее здание с острым углом на две части, архитекторы junya.ishigami+associates уменьшили сам квартал, предоставив пешеходом возможность менять свои траектории и сделав их движение более удобным. В то же время этот дружелюбный жест оказался и очень архитектурным: маленький треугольник магазина остеклён со всех сторон – и ему нужен круговой обход. Две стены здания намеренно скруглены.  Внутри магазина располагается совершенно пуристский интерьер с забавными белыми ширмами.

В последние годы бюро Ишигами активно участвует в международных конкурсах. В 2011 году концепция бюро взяла первый приз на конкурсе, посвящённом Политехническому музею в Москве и прилегающей к нему Лубянской площади. В течение пяти лет проект территории, окружающей Политех, перерабатывалась российским бюро Wowhaus при участии самого Ишигами – это было необходимо, чтобы учесть существующий городской контекст.

Концепция junya.ishigami+associates

Музейный парк. Разработка бюро Wowhaus

Дзюнья Ишигами знаменит как большой фокусник: в своих работах он стремится найти новый баланс между природой и искусственной средой, которую создаёт человек, для этого архитектор активно работает с прозрачностью и границами здания – осязаемыми и видимыми.

Ишигами смотрит на архитектуру не как на укрытие от природы или города, а как на искусственный объект, который всё же существует внутри контекста и как-то откликается на него.

Дзюнья Ишигами в своих проектах оперирует довольно понятными архитектурными категориями: тяжестью и лёгкостью, прозрачностью, светом. Но то, как он работает с ними – как борется с гравитацией и толщиной, работает с цветом, как осмысляет природные мотивы с помощью простых геометрических объемов – всё это даёт его архитектуре особое качество и делает её очень интеллектуальной. Философские и эстетические категории в объектах Ишигами находят очень понятное, материальное воплощение, несмотря на то, что его здания стремятся лишь обрамлять среду, а не конструировать её заново.

Читайте также: 

Белые сны Джунии Ишигами
Будем знакомы: Джон Поусон | John Pawson

Будем знакомы: Дэвид Аджайе | David Adjaye
Будем знакомы: Кристиан Керез | Christian Kerez
Будем знакомы: Эдуардо Соуто де Моура/ Eduardo Souto de Moura


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта