Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 мая 2017 г.

Будем знакомы: Дьебедо Франсис Кере | Diébédo Francis Kéré

Социальная архитектура может иметь разную природу – иногда это забота более цивилизованной части мира о тех областях, где дела идут совсем не так хорошо. Иногда это работа с существующим контекстом. А иногда – работа с тем местом, где ты вырос.

Архитектор Дьебедо Франсис Кере родился в 1965 году в деревне Гандо, расположенной на западе Африки, в Буркина-Фасо. Дед Дьебедо был главой деревни, и отец позволил будущему архитектору посещать школу – едва ли не первому из всего Гандо. Поскольку в Гандо школы не было, семилетний Кере покинул свою семью и переехал к дяде, жившему в другой деревне на расстоянии сорока километров. После школы Кере овладел плотницким ремеслом и получил немецкий грант имени Карла Дуйсберга – ему дали возможность пройти стажировку в Германии. 

Сегодня мастерская Kere Architecture находится в Берлине – в 2004 году Кере получил диплом в Техническом университете Берлина, в это время ему было 39 лет. Однако свою архитектурную практику Кере ведёт с 1998 года: именно тогда при содействии своих друзей он создал ассоциацию «Schulbausteine für Gando» («Строительные блоки для Гандо») – организацию, которая финансировала строительство начальной школы в его родной деревне.

Именно этот проект стал его дипломной работой в Берлинском университете. Будущее здание складывалось под влиянием нескольких важных факторов: стоимость, климатические условия, доступность стройматериалов и осуществимость строительства.  Помня о собственной школе с плохими освещением и вентиляцией, создававшими угнетающую среду, архитектор стремился сделать нечто обратное. 

В качестве строительных материалов использовались глина и смесь глины с грязью, которые давно применяются в этом регионе для строительства: традиционные методы были несколько изменены, чтобы получить прочный кирпич-сырец, из которого собрано здание. 

Дешёвые и лёгкие в изготовлении кирпичи обеспечивают защиту от перегрева, однако здание из необожжённой глины необходимо было защитить от разрушительных ливней – для этого на нём появилась жестяная крыша. Многие дома Буркина-Фасо накрыты сверху гофрированным металлом, который нагревается на солнце и делает помещение очень душным. Чтобы избежать этого эффекта архитектор придумал простую систему вентиляции: жестяная крыша поднята над основным объёмом здания, а в глиняном потолке сделана перфорация, благодаря которой осуществляется конвекция – прохладный воздух поднимается в подкровельное пространство, а нагретый опускается в учебные аудитории.

Низкотехнологичные и устойчивые методы строительства были усовершенствованы так, чтобы местная община могла активно участвовать в строительстве: в Буркина-Фасо люди традиционно строят и ремонтируют дома вместе. Мужчины строили здание, женщины носили воду для изготовления кирпича, а дети собирали камни для фундамента школы – такой метод позволил упростить не только строительство, но и дальнейшее техническое обслуживание школы. 

По завершении школа стала предметом гордости деревни и её достопримечательностью. В 2004 году проект получил престижную международную премию Ага Хана, а развитие деревни продолжилось.   

Следующим объектом стало жильё для учителей школы: этот проект был направлен на то, чтобы привлечь учителей в сельскую местность. Кере использовал здесь  землю как строительный материал. Дома были разработаны как серия модулей, каждый из которых напоминает традиционные хижины с круглыми крышами – отдельные блоки по-разному могут объединяться в единое целое. Шесть домов для учителей и их семей расположены к югу от школы. Простая конструкция, построенная на использовании местных материалов, позволяет жителям деревни расширять это поселение по необходимости. 

Крыша представляет собой слой железобетона, залитый на месте в постоянную опалубку из сжатых стабилизированных земляных блоков (CSEB – compressed stabilized earth blocks). Благодаря перепаду крыши появляется окошко в форме полумесяца, которое служит и шедовым фонарём, и форточкой – через него внутрь попадает дневной свет и воздух.

Последним этапом строительства стала трамбовка глиняного пола – этот процесс очень увлёк местных жителей.

Затем в деревне появились средняя школа, библиотека и ещё одно здание начальной школы. 

Новый корпус начальной школы в Гандо, 2009

Строительство начальной школы в Гандо, 2009

Библиотека в Гандо

Средняя школа в Гандо, 2011

Жители Гандо во время строительства средней школы, 2011 

Проекты Кере не ограничиваются его родной деревней: он строит на четырёх континентах – в Африке, Азии, Европе и США. В 2016 году бюро Кере спроектировало новое здание парламента в Буркина-Фасо – взамен прежнего, которое было разрушено в ходе революции. 

Новое здание парламента, Уагадугу, Буркина-Фасо 

Среди заметных проектов Кере за пределами Африки – постоянная экспозиция для музея «Красного креста» в Швейцарии, которую вместе с Кере разрабатывали Шигеру Бан и Гринго Кардия, реновация исторических зданий в Мюнстере, два магазина обуви Camper. 

Экспозиция музея «Красного креста», Швейцария

Реновация части города, Мюнстер, Германия

Магазин Camper pop-up shop, кампус Vitra, Германия 

Ещё одно заметное направление в деятельности Кере – экспозиционная архитектура. В 2013 году на международной архитектурной биеннале в Китае, которая проходила в Пекине, появился павильон Кере. Главная задача этого объекта – превратить участок, оставшийся от Олимпийских игр, в прогулочную территорию для горожан, была решена с помощью большой беседки, состоящей из разноцветных блоков. 

Павильон в Пекине, 2013 

В 2014 году для выставки «Sensing Spaces» («Чувственные пространства»), которую устраивала Королевская академия, Кере придумал павильон из белого пластика, который так распространён в современных городах. Конструкция из белых пластинок образовывала арку, через которую могли пройти посетители: им предлагалось поучаствовать в жизни этого объекта с помощью разноцветных соломинок, которые они вставляли в разные места. 

Павильон «Sensing Spaces», Лондон, 2014 

В 2017 году Кере выиграл конкурс на летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году в Кенсингтонском парке рядом с основным зданием галереи появится изящная технологичная конструкция, напоминающая раскидистое африканское дерево – традиционное место для собраний и праздников общины. Даже этот небольшой проект Кере сделал экологичным: в центре ствола находится воронка для сбора дождевой воды, которая затем будет использоваться для поливки парковых растений. 

Павильон для галереи «Serpentine», Лондон, 2017 

Павильон «Серпентайн» – важное событие архитектурного мира: к строительству павильона привлекают архитекторов, которые делают что-то принципиально новое, и при этом ещё ничего не построили в Лондоне. За семнадцать лет (именно столько существует традиция этого строительства) свои идеи на этой площадке реализовали Заха Хадид, Петер Цумтор, Герцог и Дю Мёрон, Су Фудзимото и многие другие.

Кере – архитектор, который сочетает традиционные строительные методы с современными инженерными технологиями. Этот подход позволяет ему существенно улучшать качество жизни в тех регионах, которые в этом остро нуждаются. При этом Кере остроумно использует традиционные формы и символы африканской культуры.

В какой-то момент объединение, созданное им в 1998 году, превратилось в «фонд Кере», который строит школы и культурные центры в разных частях Буркина-Фасо. В этой архитектуре решающее значение несёт её социальный компонент: будущие пользователи объединяются для строительства и с самого начала строят здание для себя и своих детей.

К счастью, Кере не замыкается только на вернакулярной архитектуре в Африке – его проекты для передовых европейских городов тоже оказываются тонкой и деликатной работой с другим, сверхурбанизированным, контекстом. 

Прочитать об остальных проектах и о том, как и где они были сделаны, можно на сайте бюро kere-architecture.com.

Читайте также:

Будем знакомы: Джон Поусон | John Pawson
Будем знакомы: Дэвид Аджайе | David Adjaye
Будем знакомы: Кристиан Керез | Christian Kerez
Будем знакомы: Эдуардо Соуто де Моура/ Eduardo Souto de Moura 


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта