Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 июня 2017 г.

Будем знакомы: Альберто Кампо Баеза | Alberto Campo Baeza

Испанец Альберто Кампо Баеза – архитектурный интеллектуал. Он ведёт свою практику в Мадриде и больше тридцати пяти лет преподаёт в Высшей школе архитектуры ETSAM, которую сам окончил. Его преподавательская деятельность за тридцать лет не ограничилась только Испанией – подобно многим своим коллегам, Кампо Баеза периодически выступает приглашённым преподавателем в крупных мировых школах – на его счету Высшая техническая школа в Цюрихе (легендарная ETH), Политехническая школа Лозанны (EPFL), Пенсильванский и Колумбийский университеты, лекции в Гарварде. 

Начало карьеры Кампо Баезы-архитектора не так-то просто проследить: все его опубликованные проекты и постройки появились в печати в начале 2000-х, кроме небольшого частного дома Gaspar House, который занимает площадь 18х18 метров. Это здание было построено в 1992 году как огороженный сад: внутри четырёх глухих белых стен располагается дом с маленькими патио, небольшими деревьями и бассейном, напоминающим римский имплювий.   

Дом Gaspar House, Альберто Кампо Баеза, 1992 

Одно из самых ранних общественных зданий, сделанных в новом тысячелетии – головной офис банка Caja Granada, для разработки которого Кампо Баеза собрал небольшую команду. Проект был реализован в 2001 году в испанском городе Гранада, который славится своими средневековыми дворцами и церквями. Здание банка – это бетонный куб с регулярным членением всех фасадов и массивным верхом. Серое брутальное сооружение мало похоже на традиционную для южной Испании архитектуру и напоминает скорее современную крепость. 

Банк Caja Granada, Альберто Кампо Баеза, 2001 

Сдержанное снаружи, здание имеет огромный смысловой акцент внутри – семь этажей, на которых помещаются конторские служащие, выходят в атриум, потрясающий своим масштабом: в этом огромном пространстве стоят четыре мощных колонны высотой в несколько этажей, и в этих пропорциях есть что-то по-настоящему архаическое. 

Банк Caja Granada, Альберто Кампо Баеза, 2001 

Дневной свет попадает в атриум через потолок, сделанный как железобетонная решётка с шагом 3х3 метра. Важной деталью становятся отверстия на огромных стенах: они  отбивают ритм этажей и закрепляют ощущение надчеловеческого, но все ещё осмыслимого масштаба. Эта современная крепость – квадратная и симметричная – как бы продолжает архитектурную традицию своего региона, и в то же время архитектор будто пересобирает новые смыслы, используя уже существующий арсенал базовых форм. 

Здание банка Caja Granada – эскиз (слева) и реализованный объект (справа)

Здание банка Caja Granada – реализация (слева) и процесс строительства (справа)

Здание банка Caja Granada – этаж на уровне земли

Здание банка Caja Granada – второй этаж

Здание банка Caja Granada – разрез 

Этот же приём – сочетание простого брутального объёма и удивительного по красоте пространственного фокуса, спрятанного внутри здания, Кампо Баеза использовал при строительстве мемориального музея Андалусии, который был завершён в 2008 году.  Комплекс состоит из штаб-квартиры музея – высокой бетонной пластины и трехэтажного стилобата, в котором располагается выставочное пространство. 

Мемориальный музей Андалусии, Альберто Кампо Баеза, 2008 

Внутри стилобата сделан открытый эллиптический двор с белым пандусом-спиралью, соединяющим все три этажа. Размеры этого двора совпадают с двором во дворце Альгамбра – это сохранившаяся в Гранаде резиденция мусульманской династии Насридов, которую затем перестраивал король Карл V. Пандус создаёт значительное пространственное напряжение и резко контрастирует своей пластикой и цветом с остальным объёмом здания. 

Мемориальный музей Андалусии, Альберто Кампо Баеза, 2008

Мемориальный музей Андалусии, продольный разрез

Мемориальный музей Андалусии, планы этажей 

Эффектная идея спирали звучала у Кампо Баезы и раньше – в проекте музея для Mercedes Benz в Штуттгарте, который архитектор разрабатывал в 2002 году. Форма здания – пространственная спираль, которая в плане напоминает знак Mercedes, была построена на идее движения, с которой напрямую связан автомобиль. Предполагалось, что половину спирали делят между собой люди и автомобили, а другая половина предназначена только для машин. Открытый бетон и усложнённая форма автострады превращали этот объект из здания в некий инфраструктурный элемент, замкнутый на самом себе. 

Музей Mercedes Benz в Штуттгарте, проект. Альберто Кампо Баеза, 2002

Музей Mercedes Benz в Штуттгарте, макеты

Музей Mercedes Benz в Штуттгарте, функциональная схема

В 2007 году бюро Кампо Баезы построило детский сад по заказу компании Benetton: этот объект – очень чистая и где-то классическая архитектурная задачка, построенная на отношениях между кругом и квадратом. Несколько квадратных блоков окружено практически глухой круглой стеной, с помощью которой решена очень важная проблема границы между детским садом и окружающим миром – то есть проблема безопасности. 

Между круглой границей и квадратами здания возникает несколько свободных сегментов, которые служат внутренними дворами, каждый из которых имеет своё покрытие – трава, песок, мощение, деревянный настил. 

Детский сад для Benetton, внутренние дворы 

Снаружи постройка выглядит как минималистская скульптура: её венчает кубик с маленькими иллюминаторами – в интерьере эта простая конструкция превращается во что-то вроде геометрической интерпретации звёздного купола. Чистота формы, чередование глухих и остеклённых объёмов и ослепительный белый цвет, такой уместный под ярким солнцем, делают этот объект довольно модернистским, и в то же время все эти приёмы складываются в очень авторскую комбинацию, которую сложно отнести к определённому стилю.   

Детский сад для Benetton, Понцано-Венета, Италия. Альберто Кампо Баеза, 2007

Детский сад для Benetton

В 2009 году Кампо Баеза сделал простой и очень изящный объект: смотровую площадку в Кадизе, расположенную между двумя соборами – старым и новым. По сути этот объект лишь обрамляет пустоту между двумя значимыми сооружениями и морем, как бы фиксирует ценность этого места. 

«Между соборами»,  Кадиз, Испания. Альберто Кампо Баеза, 2009 

В 2012 году было построено здание правительства для автономной области Кастилия и Леон. Оно расположено в городе Замора напротив романского монастыря. Архитектору достался участок сложной формы, который когда-то служил монастырским садом. Эта территория обнесена мраморной стеной из камня такого же оттенка, что и монастырь XII века. 

Ситуационная схема, Замора, Испания

Административное здание и городской контекст, Замора, Испания

Административное здание, Замора. Альберто Кампо Баеза, 2012 

Само административное здание представляет собой модернистский объём с полностью стеклянными стенами, опоры и перекрытия которого выкрашены в белый. Он имеет сложную форму, связанную с формой участка, и примыкает к мраморной стене. Здание не полностью прозрачное – в нём есть и помещения, в которые практически не попадает солнечный свет, однако большая часть постройки, в которой так мощно звучит отсылка к мисовскому павильону, даже имеет круговой обход: между стеклом и каменной стеной образуется протяжённый открытый коридор. Это архитектурное решение, кроме мастерского использования материалов, поражает и главной идеей – идеей открытости и прозрачности бюрократической организации. 

Замора, Испания: романский монастырь XII века (сверху) и стена, окружающая административное здание (внизу) 

В 2015 году здание получило международную премию BigMat, которую ежегодно присуждает одноименная компания из Люксембурга. Среди зданий из шести стран офис в Заморе был выбран за «Современный характер здания, сочетающийся с почтительным пониманием существующего окружения». 

Административное здание, Замора. Альберто Кампо Баеза, 2012 

Кампо Баеза весьма титулованный архитектор: среди его самых значимых наград премия RIBA королевского института Британских архитекторов (2014), премия имени Генриха Тессеноу, созданная гамбургским университетом (2013), премия имени Арнольда Брунера, которую ежегодно вручает Американская академия искусств и литературы (2013). 

Следить за новыми работами архитектора можно на сайте бюро campobaeza.com

Читайте также:

Будем знакомы: Дьебедо Франсис Кере | Diébédo Francis Kéré
Будем знакомы: Дзюнья Ишигами | Junya Ishigami
Будем знакомы: Джон Поусон | John Pawson
Будем знакомы: Дэвид Аджайе | David Adjaye 


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта