Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 июля 2017 г.

Будем знакомы: Айреш Матеуш |Aires Mateus

Айреш Матеуш – название португальского архитектурного бюро и фамилия его основателей, братьев Мануэля и Франсиско. Архитекторы-минималисты Айреш Матеуш стремятся  к простоте высказывания и точным, чистым формам без лишних деталей .

Бюро в основном работает в Португалии и мало взаимодействует с англоязычными СМИ, поэтому сложно понять, какого размера команда и как давно существует компания – известно лишь, что с 1988 года братья работают вместе. 

Братья Матеуш: Франсиско (слева) и Мануэль (справа) 

Впрочем, эти энциклопедические данные не так важны, как постройки: авторский почерк бюро, работающего крупными, почти архетипическими объёмами, узнаётся не только на формальном уровне, но и в тонком подходе к каждой пространственной мизансцене, с которой они работают.

В начале 2010-х название бюро стало известным благодаря проектам, которые с опозданием на несколько лет стали публиковаться на международных сайтах.

Один из них – культурный центр в городе Синиш, построенный в 2005 году. Здание, расположенное в средневековом порту, где родился Васко да Гама, стоит в начале главной улицы, ведущей к морю, и соседствует со средневековыми постройками. Внутри находятся библиотека , исторический архив, выставочные залы и кинотеатр. 

Архитекторы стремились к тому, чтобы новое здание не выбивалось из исторического контекста, поэтому проектировали его, опираясь на пропорции средневековых замков, а затем облицевали фасад местным известняком, традиционно использующимся в этой местности. 

Здание делится на четыре части, каждая из которых возвышается на три этажа над землей. Между этими башнями образуются патио, а общий крепостной характер неожиданно разбавляют остеклённые первые этажи, которые фиксируют видовую точку на историческую постройку по соседству. Большое окно есть и наверху одной из башен – оттуда открывается магический вид на город и берег моря. 

Несмотря на белизну интерьеров в этом и других проектах архитекторов, они не превращаются в стерильные пространства, а выглядят скорее сверхнейтральными, но дружелюбными по отношению к человеку. 

В 2010 году братья построили дом для пожилых людей в городе Алкасер-ду-Сал – нечто среднее между гостиницей и госпиталем. Здание основано на идее нового  микросоциума, к появлению которого располагает само архитектурное решение. Эффектный дом-стена имеет сложную угловую форму и построен на чередовании глухих поверхностей и больших окон без переплётов. Это контрастное чередование демонстрирует совмещение частного и приватного – независимые жилые блоки соединяются в единую структуру с очень простой архитектурой. 

Этот контраст направлен также на то, чтобы обитатели дома, перемещаясь по нему, получали разные пространственные впечатления. Траектории между жилыми частями намеренно спроектированы так, чтобы люди путешествовали по зданию и оказывались в публичных зонах.   

Благодаря сложному рельефу кровля здания превращается в прогулочную зону, а каждое большое окно, утопленное внутрь, образует балкон для двух человек, живущих в комнате. 

 

В том же 2010 году Айреш Матеуш построили дом в городе Лейриа – архетипическую постройку со скатной кровлей, которая всем своим видом говорит, что здесь находится жильё. Прелесть этого здания в его монолитности: здесь нет деления на стены и кровлю – весь объект существует как единый объём с двумя выемками. 

Как пишут сами архитекторы, функциональная программа дома банальна: он делится на приватную зону, состоящую из нескольких спален, и публичную, в которой располагаются остальные комнаты. Однако здесь есть занятная игра: план здания и его подземная часть гораздо затейливее простого объёма, который стоит на поверхности. 

В этой элементарной, базовой форме располагаются все общественные части дома, а спальни находятся под землёй вокруг атриума, остекление которого устроено вровень с землёй. 

Наземная часть дома

Подземная часть дома 

Этот проект  очень занятно работает с привычными архитектурными элементами: у надземной части дома нет окон в традиционном смысле – свет попадает туда через световой фонарь в крыше и портал, обрамляющий вход и небольшое патио, построенное над ещё одним световым фонарём. Эти простые части делают дом очень понятным – благодаря проёму у здания появляется чёткая ось, а окно в крыше лишает его симметрии и как бы освобождает от какой-то абсолютной предсказуемости. 

В начале нового десятилетия бюро существенно расширило свою географию – в 2014 братья Матеуш выиграли конкурс на архитектурную школу в бельгийском городе Турне, а в 2015 – на музей в Лозанне. 

Архитектурная школа в Турне, Бельгия. Айреш Матеуш, 2014 

Задачей конкурса в Швейцарии была разработка концепции «Один музей. Два музея», которая позволила бы совместить коллекции дизайн-продуктов и фотографии. Тогда международное жюри под руководством Дэвида Чипперфильда и Кенго Кумы выбрало концепцию Айреш Матеуш за простоту и последовательность: бюро разработало здание, в котором стык тематических блоков происходит по горизонтали – в основании хранится коллекция прикладного искусства, а верхняя часть отдана под фотографические экспонаты. При этом нижний, административный  этаж имеет прозрачные стены и превращается в продолжение городской эспланады. Здание должно быть завершено к 2020 году. 

Конкурсное предложение для музея в Лозанне, Швейцария. Айреш Матеуш, 2015 

Простые решения, работа крупными формами и их пластикой, белые фасады и интерьеры, использование местных материалов – всё это делает архитектуру Айреш Матеуш очень уместной: их объекты каждый раз вписываются в контекст и при этом не стремятся мимикрировать под него. Простые здания откровенно контрастируют с природой или историческими городами, но при этом деликатно относятся к своему окружению и соотносятся с ним по массе, пропорциям и положению в пространстве. Эта звучная и одновременно скромная архитектура построена на тонкой работе архитекторов, которые принимают действительно осмысленные решения.

Узнать о бюро больше можно по английскому запросу в Google – их простой сайт демонстрирует только прекрасные макеты airesmateus.com. 

Читайте также:

Будем знакомы: Альберто Кампо Баеза | Alberto Campo Baeza
Будем знакомы: Дьебедо Франсис Кере | Diébédo Francis Kéré
Будем знакомы: Дзюнья Ишигами | Junya Ishigami
Будем знакомы: Джон Поусон | John Pawson 

51
Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта