Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 января 2016 г.

Брутальная монументальность Петербурга

Стиль брутализм (необрутализм) возникает в Великобритании в послевоенные 1950-е годы. Недавно закончившаяся война оставила ощущение хрупкости, ненадежности существования, и возникновение такого «крепкого» стиля как брутализм можно понять как своеобразную реакцию. Своего рода защита, потребность в самосохранении за «крепкой стеной». Интернациональная «безликость» и независимость модернизма 1930 – 50-х отступает перед радикальными и экспериментальными формами, более отвечающими на запросы времени. 

По мнению Т. Адорно, писать стихи после Освенцима – это варварство, поэтому все утонченное и нейтрально изящное должно оказаться за бортом. Но все-таки брутализм это тоже поэзия, но поэзия строгая, сухая, чуждая сантиментов, еще очень чуткая к трагедиям недавней войны. 

Впрочем, необрутализм считается модификацией модернизма. Тем более что вдохновителем стиля является отец модернизма – Л. Корбюзье. Именно его эксперименты с «необработанным бетоном» (термин брутализм возник из этого понятия – от фр. beton brut) в разработке фасадов подтолкнули британцев Элисона и Питера Смитсонов к более глубокому осмыслению возникающего направления. 

С позиции технологии и строительства брутализм утверждался через набирающий популярность армированный бетон. Обладая высокой пластичностью, он позволял изготавливать конструкции высокой структурной сложности.

Важно отметить, что на стиль претендовала не только архитектура. Эстетика брутализма прививалась и в кино, графике, скульптуре. Возрождалось так называемое «классовое сознание», с его пафосом общности и простоты, противостоящее буржуазности с ее изнеженностью и капитализму с его излишествами. 

Со стороны градостроительства, авангардный стиль не мог претендовать на массовую застройку. Проекты осуществлялись точечно, но география распространения включает почти весь мир: Северную и Южную Америку, Европу, Азию. Несомненно, стиль не прошел мимо Советского Союза. И несколько примеров этого стиля можно найти в самом «поэтичном» городе России – Санкт-Петербурге. 

Один из самых ярких примеров стиля – Морской вокзал, расположенный на побережье Финского залива. В этом здании реализованы основные программные принципы необрутализма: ступенчатость формы, массивный вид, разве что нет «честного материала» – фасад облицован алюминиевыми пластинами. В рамках стиля проект выполнен достаточно мягко. Но это объясняется прибрежным расположением – зданию необходимо подчеркнуть собственное предназначение и вписаться в морской ландшафт. Детали фасада ассоциируются и с волной, и с надутым парусом. 

Проект вокзала разрабатывался архитекторами Сохиным В. А. и Колягиным Л. В., инженерами Лейв Ж. Я. и Нелипа А. Д.  Строился в период 1977–1982 гг. 

В 1975 году в Ленинграде началось строительство одного из первых небоскребов (22 этажа), в котором  использована технология монолитно-сборного каркаса с навесными панелями. С этим проектом было немало трудностей. При 70% завершенности, в 1995 г. строительство было заморожено. Достроили только в 2006 году. Сегодня здание принадлежит Государственному Архиву Военно-Морского Флота. 

Несмотря на все сложности, замысел архитекторов из ЛенНИИпроект сохранился. Здание наглядно реализует особенности  художественного языка брутализма. 

Пожалуй, самый показательный пример петербургского брутализма – гостиница «Русь». Центральный корпус вписан в частично разобранный жилой дом 1933 года в стиле конструктивизм. Около боковых корпусов гостиницы построены выносные лестницы. 

Очень впечатляет мощь конструкций и объемов, а также крупномасштабные композиционные решения. 

Строительство современного корпуса приходится на 1980–1988 гг. Архитекторы – Жуков В. Е. и Гуревич В. О. Жуков, кстати, в соавторстве с Никольской Л. С., участвовал в разработке другого проекта в том же стиле – петергофском Дворце культуры и науки СПБГУ. Возглавлял проект известный И. И. Фомин. 

В менее ортодоксальном варианте, но подчеркивая преемственность идей брутализма, построено, наверное, одно из самых странных и противоречивых зданий – Пятый корпус Электротехнического института. 

Единственно, нетипично для брутализма цветовое решение и выбор материала. Тем не менее, даже в кирпиче объемы зданий весьма пластичны. А основательность конструктивных решений действительно напоминает крепость. Сложность рельефа успешно компенсируется подчеркнутыми горизонталями и вертикалями. 

Построено в 1970-е по проекту архитекторов Матусевич Н. З. и Левиаш В. Л.

последнее в списке необруталистксих шедевров – Профессиональный лицей технологии и дизайна. 

Также как и корпус ЛЭТИ, фасады объектов выполнены в кирпиче, местами облицованы плиткой и штукатуркой. Выразительности придает использование разных по масштабу и решению простых фигур. 

Вертикальные пилоны задают очень резкий ритм. Достаточно замысловатое здание для простоты сурового и прямолинейного стиля. С брутализмом сближает разве что некоторая грубоватая аскетичность и обособленная «инаковость». Разработкой занимались архитекторы Фрайфельд В. М. и Лемехов В. И. Построено в 1983 г.

 Брутализм, как и вообще весь модернизм, был вытеснен игривым и ироничным постмодернизмом. Время сменилось, человек встал перед новыми историческими вызовами. Но как бы там ни было, мы имеем прекрасную возможность, через памятники бруталистской архитектуры, узнавать некогда бывшее время, характеризующееся особым «угрюмым и строгим» мировоззрением. 


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта