Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 апреля 2015 г.

Близость к природе

Близость к природе
 

Архитектура Норвегии на петербургской биеннале.


15 апреля прошел первый день V биеннале «Архитектура Петербурга», посвященной теме «Нордическая архитектура». BERLOGOS предлагает вашему вниманию репортаж с места событий.

Лекционная программа первого дня биеннале знакомила нас с архитектурой Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции. О норвежской архитектуре должны были докладывать Юнас Норлин* (Jonas Love Norlin, Reiulf Ramstad Architects ) и Эйнар Ярмунн (Einar Jarmund, JVA ). К сожалению, Эйнар Ярмунн не смог почтить лекционный зал своим присутствием, поэтому Юнас Норлин стал единственным спикером, раскрывшим эту тему.




Архитектурное бюро, в котором работает Юнас Норлин, разрабатывает и осуществляет разномасштабные проекты по всей Норвегии. Портфолио компании включает светские и религиозные постройки, общественные и частные пространства, поэтому Юнас смог во всей полноте, хоть и в общих чертах, рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются архитекторы в Норвегии, и поделился соображениями о способах их решения.

Современная норвежская архитектура отличается максимальной близостью к природному ландшафту. Причем проявляется это на многих уровнях, начиная от декоративных элементов и заканчивая конструктивными решениями. Основную черту норвежской архитектуры Юнас Норлин охарактеризовал одним слово «близость» или «интимность». Имеется в виду как близость к природе, так и уют человеческого жилища.

Юнас Норлин: «Одна из целей нашего бюро – это создание интимного пространства
посреди суровой окружающей среды».

Архитекторы Норвегии не ведут поединка с природой. Бросив взгляд на норвежские пейзажи, понимаешь, что любые попытки показать свое превосходство в таких условиях тщетны. Норвежцы пошли по пути гармоничного сосуществования с природой. Все проекты, показанные в ходе лекции Юнасом Норлином, так или иначе подстраиваются под окружающую среду, имитируют природные формы и стремятся к сокращению пагубных воздействий на экологию.

Юнас Норлин высказал мысль, что с одинаковым усердием и вниманием нужно относиться к любым проектам. В доказательство он привел пример туристической тропы Selvika National Tourist Route на север Норвегии, 2012 года постройки. Все, что требовалось от архитекторов, – это создание спуска с трассы на побережье. Однако норвежцы создали уникальный архитектурный объект, позволивший позаботиться о людях с физическими ограничениями и одновременно создать у посетителей особое настроение. Вместо того чтобы использовать отдельные лестницу и пандус, авторы проекта остановились на пандусе и обыграли его внушительную длину в форме извивающейся горной тропы. В результате человеческое присутствие на лоне дикой природы было слегка обозначено объектом, никак не противоречащим ландшафту.






Норвежская архитектура, повинуясь общемировым тенденциям, также стремится вписываться в местный контекст, не навязывая свои смыслы. В частности, архитекторы предпочитают работать с местными материалами. В краеведческом музее Romsdal Folk Museum, который находится на завершающей стадии строительства, архитекторы совместили вековые традиции деревянной архитектуры с высокими технологиями, что в принципе свойственно скандинавской архитектуре и в чем мы убеждаемся, вспоминая наш материал о финской архитектуре . Более того: авторы проекта попытались воспроизвести сложный рельеф местности, имитируя гряду острых горных пиков. На мой взгляд, гораздо более смелое использование острых углов и ломаных линий в очертаниях зданий при общей их биоморфности – это одна из черт, отличающих норвежскую архитектуру от финской.






Пример туристического центра Troll Wall Restaurant and Visitor Centre у подножия одного из высочайших горных хребтов в Европе под названием Стена Тролля показывает умение норвежских архитекторов работать с ограниченными бюджетами, при этом не жертвуя идейностью и изяществом исполнения. Как рассказал лектор, поскольку заказчиком было частное лицо, то пришлось экономить на всем. В строительстве использовались самые дешевые и массовые стальные конструкции. Нестандартный подход проявился в сборке деталей, которые по-новому сваривались уже на месте. В итоге получился стальной скелет, напоминающий ветви деревьев, через которые посетители могут взирать на заснеженные вершины.





Северную экосистему отличает особая хрупкость, и на восстановление даже мельчайших повреждений могут уйти десятки и сотни лет. Норвежские архитекторы ценят мир, в котором они живут, и поэтому не позволяют бездумно вторгаться в ту местность, где ведется строительство.

Общинная церковь Кнарвика (Community Church Knarvik), по словам Юнаса Норлина, стала возвращением к традиции церковной архитектуры в Норвегии. Как он считает, сегодня церкви в Норвегии больше напоминают конференц­залы и концертные площадки. Здание церкви, подобно средневековым церквям, практически целиком выполнено из дерева. В планировке соблюдено линейное построение внутреннего пространства. Поскольку церковь сразу задумывалась как некий центр не только духовной, но и культурной жизни города, то решено было поместить ее на возвышенность.






Юнас Норлин: «Общинная церковь в городе Кнарвик – это диалог между архитектурой и пейзажем. Церковь аккуратно поставлена между двух огромных валунов. Природа не тронута».



Наиболее полно концепция невмешательства в окружающую среду воплощается в строительстве частных жилых пространств. «Квадратный дом с пустотой» (Square House with a Void) – показательный пример, где проявился, как говорится, нордический характер его владельца. Дом создан для фотографа, какое-то время проживавшего в Осло. Напряженная жизнь столичного города вызвала у него «аллергию на шум». Чтобы побороть «болезнь», фотограф перебрался в глушь на остров Вестфолд, где в 2011 году был построен его дом. Строение, поднятое на сваях над землей, чем-то напоминает японские жилища. Такое решение обусловлено не сейсмической ситуацией, а желанием свести к минимуму следы человеческого присутствия. У дома есть небольшой внутренний дворик, где растет дерево, стоявшее здесь задолго до появления дома.






Любопытно, что в конце лекции при ответе на вопросы из зала Юнас Норлин довольно скромно заметил, что норвежская архитектура гораздо менее развита по сравнению со шведской или японской. Однако во многих аспектах, в первую очередь это касается отношения к местному контексту и экологии, архитектура Норвегии дает фору многим проектам близлежащих соседей. Не стоит забывать, конечно, и о принципиальной открытости европейского архитектурного объединения к диалогу с обществом. Большинство проектов, о которых рассказывал Норлин, смогли осуществиться только в результате победы на конкурсах. Все общественные проекты проходят открытые обсуждения, и, главное, архитекторы прислушиваются к запросам общества.

* Закончил Университет Восточного Лондона (University of East London) и Международную архитектурную школу Барлетт (Barlett School of Architecture). К RRA он присоединился в 2014 году, имея опыт 10­летней работы в Лондоне и в Lund+Slaatto Architects.



Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта