Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 апреля 2015 г.

Близость к природе

Близость к природе
 

Архитектура Норвегии на петербургской биеннале.


15 апреля прошел первый день V биеннале «Архитектура Петербурга», посвященной теме «Нордическая архитектура». BERLOGOS предлагает вашему вниманию репортаж с места событий.

Лекционная программа первого дня биеннале знакомила нас с архитектурой Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции. О норвежской архитектуре должны были докладывать Юнас Норлин* (Jonas Love Norlin, Reiulf Ramstad Architects ) и Эйнар Ярмунн (Einar Jarmund, JVA ). К сожалению, Эйнар Ярмунн не смог почтить лекционный зал своим присутствием, поэтому Юнас Норлин стал единственным спикером, раскрывшим эту тему.




Архитектурное бюро, в котором работает Юнас Норлин, разрабатывает и осуществляет разномасштабные проекты по всей Норвегии. Портфолио компании включает светские и религиозные постройки, общественные и частные пространства, поэтому Юнас смог во всей полноте, хоть и в общих чертах, рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются архитекторы в Норвегии, и поделился соображениями о способах их решения.

Современная норвежская архитектура отличается максимальной близостью к природному ландшафту. Причем проявляется это на многих уровнях, начиная от декоративных элементов и заканчивая конструктивными решениями. Основную черту норвежской архитектуры Юнас Норлин охарактеризовал одним слово «близость» или «интимность». Имеется в виду как близость к природе, так и уют человеческого жилища.

Юнас Норлин: «Одна из целей нашего бюро – это создание интимного пространства
посреди суровой окружающей среды».

Архитекторы Норвегии не ведут поединка с природой. Бросив взгляд на норвежские пейзажи, понимаешь, что любые попытки показать свое превосходство в таких условиях тщетны. Норвежцы пошли по пути гармоничного сосуществования с природой. Все проекты, показанные в ходе лекции Юнасом Норлином, так или иначе подстраиваются под окружающую среду, имитируют природные формы и стремятся к сокращению пагубных воздействий на экологию.

Юнас Норлин высказал мысль, что с одинаковым усердием и вниманием нужно относиться к любым проектам. В доказательство он привел пример туристической тропы Selvika National Tourist Route на север Норвегии, 2012 года постройки. Все, что требовалось от архитекторов, – это создание спуска с трассы на побережье. Однако норвежцы создали уникальный архитектурный объект, позволивший позаботиться о людях с физическими ограничениями и одновременно создать у посетителей особое настроение. Вместо того чтобы использовать отдельные лестницу и пандус, авторы проекта остановились на пандусе и обыграли его внушительную длину в форме извивающейся горной тропы. В результате человеческое присутствие на лоне дикой природы было слегка обозначено объектом, никак не противоречащим ландшафту.






Норвежская архитектура, повинуясь общемировым тенденциям, также стремится вписываться в местный контекст, не навязывая свои смыслы. В частности, архитекторы предпочитают работать с местными материалами. В краеведческом музее Romsdal Folk Museum, который находится на завершающей стадии строительства, архитекторы совместили вековые традиции деревянной архитектуры с высокими технологиями, что в принципе свойственно скандинавской архитектуре и в чем мы убеждаемся, вспоминая наш материал о финской архитектуре . Более того: авторы проекта попытались воспроизвести сложный рельеф местности, имитируя гряду острых горных пиков. На мой взгляд, гораздо более смелое использование острых углов и ломаных линий в очертаниях зданий при общей их биоморфности – это одна из черт, отличающих норвежскую архитектуру от финской.






Пример туристического центра Troll Wall Restaurant and Visitor Centre у подножия одного из высочайших горных хребтов в Европе под названием Стена Тролля показывает умение норвежских архитекторов работать с ограниченными бюджетами, при этом не жертвуя идейностью и изяществом исполнения. Как рассказал лектор, поскольку заказчиком было частное лицо, то пришлось экономить на всем. В строительстве использовались самые дешевые и массовые стальные конструкции. Нестандартный подход проявился в сборке деталей, которые по-новому сваривались уже на месте. В итоге получился стальной скелет, напоминающий ветви деревьев, через которые посетители могут взирать на заснеженные вершины.





Северную экосистему отличает особая хрупкость, и на восстановление даже мельчайших повреждений могут уйти десятки и сотни лет. Норвежские архитекторы ценят мир, в котором они живут, и поэтому не позволяют бездумно вторгаться в ту местность, где ведется строительство.

Общинная церковь Кнарвика (Community Church Knarvik), по словам Юнаса Норлина, стала возвращением к традиции церковной архитектуры в Норвегии. Как он считает, сегодня церкви в Норвегии больше напоминают конференц­залы и концертные площадки. Здание церкви, подобно средневековым церквям, практически целиком выполнено из дерева. В планировке соблюдено линейное построение внутреннего пространства. Поскольку церковь сразу задумывалась как некий центр не только духовной, но и культурной жизни города, то решено было поместить ее на возвышенность.






Юнас Норлин: «Общинная церковь в городе Кнарвик – это диалог между архитектурой и пейзажем. Церковь аккуратно поставлена между двух огромных валунов. Природа не тронута».



Наиболее полно концепция невмешательства в окружающую среду воплощается в строительстве частных жилых пространств. «Квадратный дом с пустотой» (Square House with a Void) – показательный пример, где проявился, как говорится, нордический характер его владельца. Дом создан для фотографа, какое-то время проживавшего в Осло. Напряженная жизнь столичного города вызвала у него «аллергию на шум». Чтобы побороть «болезнь», фотограф перебрался в глушь на остров Вестфолд, где в 2011 году был построен его дом. Строение, поднятое на сваях над землей, чем-то напоминает японские жилища. Такое решение обусловлено не сейсмической ситуацией, а желанием свести к минимуму следы человеческого присутствия. У дома есть небольшой внутренний дворик, где растет дерево, стоявшее здесь задолго до появления дома.






Любопытно, что в конце лекции при ответе на вопросы из зала Юнас Норлин довольно скромно заметил, что норвежская архитектура гораздо менее развита по сравнению со шведской или японской. Однако во многих аспектах, в первую очередь это касается отношения к местному контексту и экологии, архитектура Норвегии дает фору многим проектам близлежащих соседей. Не стоит забывать, конечно, и о принципиальной открытости европейского архитектурного объединения к диалогу с обществом. Большинство проектов, о которых рассказывал Норлин, смогли осуществиться только в результате победы на конкурсах. Все общественные проекты проходят открытые обсуждения, и, главное, архитекторы прислушиваются к запросам общества.

* Закончил Университет Восточного Лондона (University of East London) и Международную архитектурную школу Барлетт (Barlett School of Architecture). К RRA он присоединился в 2014 году, имея опыт 10­летней работы в Лондоне и в Lund+Slaatto Architects.



Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта