Живые крыши: от мала до велика
Биотектура: вырастить дом
Здания, построенные по зову природы, учат заземлению.
Пока глобализация, словно скучный клерк, уравнивает, унифицирует и непреклонно измеряет гармонию рулеткой, архитектура продолжает удерживать свои рубежи как сфера, способная погибнуть от такого безжалостного «причесывания». Особенно это удается, если ее союзником, покровителем и вдохновителем становится сама Природа. И речь идет вовсе не об играх с формой, минуя содержание, когда здания вылеплены, словно куличики, изображающие то улитку, то лист клевера, то термитник. Такие постройки-аттракционы хороши для привлечения внимания публики к «зеленым» вопросам. Как нарядные рупоры, они транслируют звуки природы.
Но по-настоящему со-настроенная с природой архитектура не копирует и не стремится к мимикрии. Она позволяет объектам быть одновременно несовершенными и прекрасными, монументальными и хрупкими, будто созданными на один вдох. Так же, как воздвигает свои строения Природа, сама – всемирно известный архитектор. Понятие «биотектура» – не свод догм, а лишь набросок, возможность иной позиции. Это архитектура, которая чутка к вибрациям нашей планеты, открыта для использования материалов, окружающих объект, и внимательна к альтернативным источникам энергии. Экологичность без фанатизма и миролюбивость без войны за тишину и покой. Баланс как нечто созидающее, поддерживающее жизнь на Земле – основа биотектуры, ее центр. И тогда здания выступают не как агрессоры и захватчики, но лишь как зеркала, отражающие картину мира.
Безусловно, архитекторы, избравшие такой путь, никогда не разделят принятую мораль «чтобы построить что-нибудь ненужное, нужно сначала сломать что-нибудь нужное». И вообще, подобное ненасильственное иконоборчество и легкость в пренебрежении стереотипами и рамками рождает новое поколение творцов. Таких, как молодой китайский архитектор Wang Shu, который в своей стране, по-прежнему «заасфальтированной» коммунистическими догматами, осмеливается отстаивать философию «медленного строительства» и использования природных и местных материалов, из тех, что всегда будут уникальны и гармоничны для этой среды. Построенный по его проекту Исторический музей Нинбо (Ningbo History Museum) – сам по себе символ, но не манифест и не громкое заявление.
Став свидетелем того, как традиционные улочки с домами, словно выросшими из-под земли, были безжалостно раздавлены «бездушными зданиями», Wang Shu превратил стены музея в мемориал, интегрировав в бетон кирпичи из черной и серой глины, черепицу, плитку – материалы бездумно уничтожаемого прошлого. Монолитный, почти непроницаемый, музей выглядит как заброшенный форт, как уступ скалы, изъеденный ветрами, но остается интуитивно понятен любому посетителю с его собственным пониманием прекрасного.
Впрочем, объекты биотектуры не обязаны нести зашифрованное или явное послание человечеству. Они могут вырасти, как цветок или трава, которым нужно лишь пройти свой жизненный цикл, ничего не заявляя. Вот как, к примеру, идиллический курортный комплекс Six Senses на вьетнамском острове Кон Дао, построенный основателем французского агентства AW2, архитектором Reda Amalou.
Сборные конструкции исключительно из местной древесины и бамбука будто связаны воздухом и рассеянным светом. Стены, сооруженные из старых дверей, как присутствие духа ближайшей деревни, и поэтому сладкая леность курорта уже не кажется чрезмерной. Минимальное вмешательство в окружающую среду и сохранение «гения места» – такая архитектура способна существовать вне времени.
Так же, как и впечатляющий своей простотой и изощренностью бар Wind and Water во вьетнамской провинции Биньзыонг. Даже статус примелькавшейся в путеводителях достопримечательности и трендовая приставка «эко» не мешают этому огромному куполу, сотканному из 48 бамбуковых, связанных между собой по старинной азиатской технологии, арок оставаться невозмутимо созерцательным, как и вода озера, в центре которой он возведен.
Вообще, тема проектирования здания как части единого ладшафта-пазла может показаться чересчур «натуральной»: воображение сразу рисует дома хоббитов и прочие маскирующиеся на местности постройки. Но построить дом из того, что растет вокруг или буквально лежит под ногами, ничуть не проще, чем железобетонный небоскреб-громилу. И дело даже не столько в технологиях, сколько в тонком чувстве меры и умении избежать фальши в использовании материалов, взятых у природы. Индийский архитектор Bijoy Jain, основатель студии Studio Mumbai Architects, сумел создать в центре кокосовой плантации в Alibaug дом, который кажется колышущимся, как листья пальм, из которых он построен. Palmyra House – это местный базальт, песок с ближайших пляжей, стволы пальм, а по сути – крепкая внутренняя раковина в оболочке невесомых, открытых бризу ставней.
Объекты биотектуры могут и вовсе не быть задуманными как нечто стилеобразующее и новаторское. Просто вначале была потребность в чем-то, и, как отзыв на этот запрос, появляется здание, не противоречащее потоку энергий, рельефу местности и законам природы. Такое, как Bridge School в китайской провинции Фуцзянь. Стальная конструкция объединила две части маленькой деревни Xiashi, которую рассекает неглубокий ручей. Между металлическими фермами осталось достаточно пространства для функционирующей школы. Подвесная конструкция уровнем ниже служит пешеходным мостком для жителей.
Настолько непохожая на традиционные дома в этой деревне, Bridge School, тем не менее, стала осью этой крошечной вселенной. Деликатное биотектурное вмешательство привело к тому, что община деревни получила не только школу и библиотеку, но и интеллектуальный и духовный центр, да и просто место, на которое можно теперь клеить объявление «Сегодня лекция и танцы».
Комментарии