Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 января 2018 г.

Био-урбанизм: Городские гнёзда

Парадокс больших городов часто заключается в том, что рост мегаполиса значительно сужает личное пространство его жителей. Урбанистическая удавка держит автономность человека на коротком поводке, время от времени приводя к несмертельному, но изнурительному удушью.

Неизбежность существования в определённой ячейке, с заданным ритмом и геометрией, приводит к уже известному всем синдрому большого города.  
Городские соты требуют: «Работай и не жужжи!». И машут перед носом уютной кантри-жизнью в поселении с лукавыми приставками «Эко», «Таёжный» или «Замшелый». Но среди этих одинаково «подстриженных» домиков места для индивидуализации, зачастую, ещё меньше, чем в многоэтажном городском колоссе. 

Архетип Кумы Тыквы, собравшем по кирпичику свой собственный дом-капсулу, приобретает особый смысл. Это уже не архитектурная притча о сверх-компактном жилище в стиле диогеновой бочки. Это сказ об индивидуализации без необходимости бежать из города в ближайшие пампасы.

Так возможна ли эта возмутительная, с точки зрения общества, обособленность в самом сердце бетонных джунглей? Может ли человек стать кочевником в своём городе, не разрывая социальных связей?

Вот, например, главный архитектор Casagrande Laboratory, Марко Касагранде ответил на этот вопрос таким образом. Взял да и поставил посреди городской площади в Хельсинки микроскопический апарт-хаус по имени Tikku. Это крошечное, но весьма самоуверенное здание имеет три этажа и место для парковки одного небольшого авто. Скромный метраж в 2,5x5 поддерживается пространственными модулями из дерева, не нуждается в фундаменте и может обрести плоть буквально за одну ночь на любом асфальтовом пяточке в городе. Tikku вполне автономен —снабжён солнечными батареями и «сухими» туалетами. Домик свободно вмещает спальню, рабочий кабинет и оранжерею. И совершенно не стесняется демонстрировать все свои преимущества зевакам и тяжеловесным, угрюмым зданиям по соседству.

Ещё более компактное, но и более сложносочинённое жилище для индивидуалистов придумал лондонский архитектор и дизайнер Сэм Джейкоб. Совместно со студией Mini Living он представил эту стильную «городскую будку» на дизайн-фесте в Лондоне. Это пространство не только снабдили общей кухней и мини-библиотекой, но и наделили миссией поощрять взаимодействие горожан друг с другом. Создатели говорят о том, что в условиях урбанизации всего мира, дизайн должен превращать безликие пространства в практичные места с особой идеей. Места, которые раскроют и сохранят уникальные характеристики города, создадут различные слои для экспериментов внутри городского сообщества.

Проблему городской индивидуализации можно решить и гнездованием в стиле «ресайкл». Так, как это сделали ребята из проекта PUParchitects. На преступно пустующей крыше комплекса арт-студий, что в восточном Лондоне, они соорудили временный павильон-ракушку. Хотя, на самом деле, это жилище, покрытое дранкой из вывернутых наизнанку тетрапаков, имитирует трубу вытяжки. Вы спросите, к чему эти игры с маскировкой? Всё потому, что по законам Великобритании расположиться на крыше здания без всяких согласований имеет право лишь конструкция технического назначения. В общем, тучка лететь по небу без разрешения может, а вот медведь на воздушном шарике —нет. Но молодым архитекторам PUParchitects это показалось несправедливым. Своей идеей они бросили вызов другим, не менее жизнеспособным и продуктивным проектам сооружений на крышах зданий.

«Низвергая разрешённое, мы даём шанс нестандартному. Мы рассматриваем наш павильон как прототип некой партизанской обители. И, возможно, как начало нового лондонского ландшафта домов на крышах», – говорят создатели этого маленького дома с большой философией.

Городское гнездо способно быть местом, где можно сбросить не только шляпу, но и бремя тяжких мыслей. По крайней мере, в этом уверены архитекторы гонконгской студии Daydreamersdesign. Они придумали и построили городскую исповедальню, размером чуть больше телефонной будки. Сложенное из восковых кирпичей, это приватное пространство предназначено для прямой связи с небесами, без всяких посредников. И этот проект не выглядит насмешкой. Ведь, если индульгенциями торгуют в Интернете, то почему бы жителю мегаполиса не забежать в обеденный перерыв в конфессиональную будку, чтобы пожаловаться, попросить или просто подремать? И, возможно, исповедь будет услышана. Если не клерками небесной канцелярии, то, хотя бы электромонтером на фонарном столбе.

Что значит быть урбанистическим до кончика гвоздей и одновременно уединённым, знает испанский дизайнер Фернандо Абелланас. Умиленно вспоминая, как он ходил пешком под стол в родительском доме и то, каким надёжным казалось то убежище, Фернандо построил себе студию прямо под эстакадой моста.

Дизайнер отверг идиллические домики, окружённые природой, и полностью принял грубую индустриальную эстетику метрополии. Раздвижные стены этой конструкции обеспечивают необходимую приватность или же — вдохновляющее слияние с городской средой.

Студия находится, в буквальном смысле, в подвешенном состоянии. В то время, как стеллажи, стол и стул прочно прикреплены к бетонной опоре моста, пол движется на роликах по металлическим рельсам вдоль эстакады, доставляя в студию всех желающих провести ночь в этом странном месте. Фернандо утверждает, что какофония автострады нисколько не мешает ему. Напротив — напоминает шумные семейные обеды его детства.

Конечно, на большинство подобных проектов прежде всего навалится Джабба Хатт от бюрократии, требуя это своеволие закрыть, заколотить и демонтировать. Ведь мегаполис, как униформа с тугим воротничком, принуждает ходить строем. Но идеи био-урбанизма становятся всё более необходимыми для человека, которого выжимает в центрифуге городской жизни. Эта философия способна создать новое, человеколюбивое содержание мегаполиса, не меняя радикально его форму.

Можно почитать:

Дизайнерские интерьеры студий


Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта