Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 февраля 2014 г.

Берлин: пространства памяти и покаяния

Берлин: пространства памяти и покаяния

Юлия Янковская, архитектор


– В прогулках по зимнему Берлину меня поразило то внимание, с которым немцы способствуют закреплению уроков прошлого в пространстве города.


Наверное, ни в одном другом месте нет такого количества музеев и экспозиций, посвященных трагическим вехам прошлого столетия, памяти и покаянию нации. При этом поражает искренний интерес жителей и гостей города к скорбным, сложным и неоднозначным периодам немецкой истории XX века.


Очень живо, эмоционально и доступно для людей разного возраста и образования создаются пространства памяти, которые эмоционально и интеллектуально вовлекают посетителей и формируют гуманистические представления о свершившемся.


Начать эту серию хотелось бы с самого сильного по эмоциональному и художественному воздействию музея Jüdisches Museum Berlin (Еврейский музей в Берлине) архитектора-деконструктивиста Даниэля Либескинда. Этот известный многим архитекторам объект, открытый в 2001 году, и сегодня производит потрясающее впечатление.



Первый момент – это четко выстроенный архитектурный сценарий. Вход в музей организован из характерного для исторической части Берлина старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем – Высшего суда Берлина), к которому примыкает современный деконструктивистский объем основной части музея.


Из обыденной устоявшейся предвоенной жизни человек попадает в разорванный мир ужаса и насилия Третьего рейха и Второй мировой войны.

Два мира разделяет лестница, ведущая вниз из стабильной и традиционной довоенной жизни в черно-белый бесчеловечный мир преследования по национальному признаку, массовых убийств и концентрационных лагерей.


Ломаная геометрия планов основной части музея явственно прочитывается при перемещении по экспозиции и поддерживается напряженно-изломанными пластическими решениями стен и «рваных» треугольных, как бы разрывающих стену, проемов.


Умело используются и тактильно-сенсорные ощущения. К примеру, при переходе из теплой части экспозиции в холодные, неотапливаемые дворы-колодцы испытанная на собственной шкуре оркестровка эмоций неизбежно вызывает сопереживание у каждого посетителя.



Постепенно поднимаясь из «ада» нижней части по второй лестнице, посетитель преодолевает «чистилище» и оказывается в исторической части экспозиции, рассказывающей о многовековой истории еврейского народа.



Интерактивность экспонирования материала позволяет прикоснуться к подлинным историческим документам, предметам повседневной жизни и быта, а также музыкальным, литературным и художественным произведениям.


Более поздняя версия архитектурного «покаяния» представлена в Denkmal für die ermordeten Juden Europas (Мемориал памяти убитых евреев Европы, в русском варианте часто обозначается как «Мемориал жертв Холокоста»).

Этот мемориал, созданный по проекту архитектора-деконструктивиста Питера Эйзенмана, открыт в 2005 году в самом сердце Берлина. Его основная часть – большая площадка, на которой регулярно, с изменением высоты расположены серые бетонные блоки.


Интерьерная часть экспозиции находится в подземном пространстве-бункере. Черно-белая графика интерьеров здесь более жесткая, подчиненная традиционной ортогональной планировке. Эмоциональное воздействие на зрителя оказывают скорее мультимедийные приемы экспонирования и световое решение.



Литературно-концептуальное начало в этом комплексе перекрывает собственно архитектурно-художественное решение (планировка, пластика, объем и прочее). Архитектура переходит в информационную эру, и материальное начало уступает место нематериальному – свету и мультимедиа-технологиям.


Еще более современный объект, посвященный памяти о преступлениях «национал-социалистов» – информационно-выставочный центр Topographie des Terrors (Топография террора), расположенный на месте штаб-квартиры гестапо и гестаповской тюрьмы.


Новое здание для этого выставочного центра было построено в 2010 году


Экспозиция в смысловом плане имеет двухчастную структуру: «между пропагандой и террором» и «подневольный труд». Объект решается достаточно лапидарными средствами, основной акцент сделан на информационной составляющей, сформированной в основном средствами графического дизайна.


Здесь в качестве неотъемлемого элемента существует открытая для любого желающего библиотека, где можно изучить книги и исторические документы, посвященные формированию «топографии террора».



Интересный момент: на территории комплекса сохранен фрагмент «берлинской» стены, что навевает определенные аллюзии в отношении и к советскому прошлому Германии.



Следующими по логике развития истории XX века идут несколько экспозиций, посвященных «берлинской стене» и погибшим при ее преодолении. Один из таких объектов – это мемориальный комплекс под открытым небом Berliner Mauer и Kapelle Versoehnung (мемориал Берлинской стены, включающий в свою структуру Часовню Примирения).



Часовня построена по проекту архитекторов Петера Зассенрота, Рудольфа Райтермана и Мартина Рауха на мести взорванной церкви


Объект решается на контрасте часовни, чья ажурная оболочка «окутывает» глухое ядро с залом молитвы и покаяния и выполняет роль доминанты, со скупой и лапидарной уличной экспозицией, использующей основание берлинской стены.


Комплекс расположен на открытой территории и доступен всем желающим


Последний объект из серии «Образы памяти», который хотелось бы отметить – это Bauhaus Archiv-Museum für Gestaltung (Музей-архив школы Баухауз).



Музей Баухауза несколько выпадает из череды трагических памятных мест. Хотя, если внимательно присмотреться к экспозиции, то в ней ярко выражена идея разрушения старого традиционного мира архитектуры и дизайна, на обломках которого сформировалась школа функционализма, упраздненная нацистским правительством Германии как «рассадник коммунистических идей».



Это далеко не все памятные места, посвященные неоднозначной немецкой истории прошлого столетия. Однако поражает сама наполненность городской среды объектами памяти и покаяния, неизбежно ведущая к вовлеченности берлинцев и гостей города в исторический контекст и осмыслению трагических уроков XX века.




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта