Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 апреля 2016 г.

Берлин. Архитектура объединенной Германии

Некогда Потсдамская площадь была одним из самых оживленных мест Берлина. Примерно 150 лет назад отсюда был отправлен первый берлинский поезд в Потсдам, что, собственно, и дало название площади. В 1898 году здесь был построен универмаг «Вертхайм», на тот момент самый большой в Европе. На площади находились правительственные здания, несколько отелей, кинотеатр, множество ресторанов. В 1930-х по проекту Э. Мендельсона в прогрессивном тогда стиле функционализма было построено девятиэтажное здание из стекла и бетона «Колумбус хауз» (Columbushaus).

Площадь была важным транспортным узлом, где пересекались линии метро и электрички, а также автобусные маршруты. Здесь был установлен первый в Германии автоматический светофор. До 1940 года Потсдамер Плац (Potsdamer Platz) была местом с самым интенсивным движением в Европе.

Во время Второй мировой войны площадь была почти полностью разрушена. В послевоенное время Берлин становится центром Холодной войны. В 1961 году воздвигается Берлинская стена, которая делит площадь надвое, что окончательно превращает её в заброшенный пустырь.   

В ноябре 1989 года пала Берлинская стена. Потсдамер Плац было решено восстановить, сохранив за ней статус главной площади Берлина, и тем самым создать достойный символ объединенной Германии.

Победителем в конкурсе на реконструкцию участка стал проект архитекторов Ренцо Пиано и Кристофа Колбекера.

Стилевое разнообразие архитектурного ансамбля из 19 зданий не слишком яркое, ведущие стили – хай-тек и ар-деко, выступающие под общим знаменателем неомодернизма 80-х и 90-х годов. Всех их объединяет строгость, элегантная сдержанность и простота форм, вполне отражающая корпорационный дух делового мира

Своеобразными воротами к площади служат два высотных офисных здания – «Форум Тауер» (Forum Tower) и «Кольхофф-Тауер» (Kollhoff-Tower).

«Форум Тауер» авторства Р. Пиано соединяет в себе легкость и элегантность с динамичностью острого угла. «Холодность» стеклянной поверхности удачно компенсируется «теплой» терракотовой облицовкой остальной части здания.

Просторные и светлые внутренние помещения отвечают новейшим эргономическим  стандартам. Здание строилось в соответствии с передовыми методами энергосбережения и экологичности. Например, стеклянный фасад имеет технологию double-skin, что позволяет поддерживать систему вентиляции без использования кондиционеров.

Соседнее сооружение – «Башня Кольхоффа» – 100-метровый деловой центр. Проект архитектора Х. Кольхоффа действительно удивительный – мощное здание с уступчатыми каскадными террасами на боковом фасаде. Ар-деко в духе американских небоскребов в сочетании с элементами кирпичного стиля и неоготики.

Небоскребу принадлежит рекорд – он снабжен самым быстрым в Европе лифтом. За какие-то 20 секунд посетитель поднимается на 100-метровую высоту к смотровой площадке. 

Высотный ансамбль площади, наряду с небоскребами Кольхоффа и Пиано, составляют высотки архитектурного комплекса «Байсхайм-Центр» (Beisheim Center). Одно из них – здание, созданное в традициях чикагской школы архитектурным бюро Hilmer & Sattler und Albrecht. Оно отличается простотой и монументальной сдержанностью. На нижних этажах здания расположилась гостиница  Ritz-Carlton, на верхних – элитные квартиры. Ему соответствует расположенная рядом 70-метровая высотка «Дельбрюк-Хаус» (Delbrück Haus), построенная по проекту берлинского архитектурного бюро Kollhoff & Timmermann . В плане строение имеет U-образную форму, необходимую для более просторной экспозиции офисов при достаточной компактности здания. 

Наверное, самое притягательное место площади – ансамбль из семи зданий «Сони Центр». Был построен в 2000 году по проекту Хельмута Яна. Овальный форум включает в себя главный в Европе офис компании «Сони», рестораны, кинотеатры, отели, развлекательный центр, знаменитый Музей Кино. 

 Архитектурную композицию завершает шатровая крыша, символизирующая главную гору Японии – Фудзияму. Высота крыши составляет не более 67 метров над форумом и имеет свободный пролет 102 метров в длину по главной оси и 77 метров в длину малой оси. Средний коэффициент пропускания света составляет 50%. Крыша опирается на стальное кольцо, проходящее прямо по периметру зданий.  Внутри форума ежегодно поддерживается необходимый температурный режим. 

Особым образом расположенные стеклянные фасады формируют сложные световые отражения и преломления. В темное время суток здания и шатер преображаются неоновой подсветкой, что отсылает к урбанистической эстетике современных японских мегаполисов. 

Разбавляет атмосферу делового и строгого архитектурного порядка здание Научного Центра Ottobok. Доминирующий на Потсдамер Плац хай-тек здесь заменяется на биотек, реализуя программу многомерности архитектурного ландшафта. Дизайн здания и внутри и снаружи минималистичен. «Плавучие» белые линии из алюминия (которые, по утверждению архитекторов повторяют мышечные волокна) фасада вперемешку с гибкостью оконных проемов создают атмосферу лёгкости и свежести. Проект реализован архитектурным бюро Gnädinger Architekten в 2009 году. 

Архитектурные новации не ограничиваются Потсдамской площадью, но органично продолжаются за её пределами. Тому примером служит проект с участием очередного «звездного» архитектора. Мемориал жертвам холокоста был реализован деконструктивистом П. Айзенманом в 2005 году. На площади примерно в 5 гектаров неровными рядами расположены прямоугольные бетонные стелы. Всего их около 2700. Если смотреть на мемориал сверху, возникает ассоциация с плотным массивом морских волн. Через такую аналогию автор передает масштаб трагедии. Внутри лабиринта возникает не менее сильный эмоциональный эффект. Атмосферу нагнетает серый колорит «молчаливого» бетона, рождается чувство затерянности и отчуждения. 

Недалеко от мемориала стоит главный архитектурный символ воссоединенной Германии – Брандербургские ворота. Первоначально названные Воротами мира, они были построены архитектором К. Г. Ланггансом в конце XVIII века и стали образцом берлинского классицизма. Авторство шестиметровой квадриги (три раза снесенной и восстановленной) принадлежит И. Г. Шадову. В Холодную войну с обеих сторон ворот проходила Берлинская стена. После её падения ворота отреставрировали, завершив архитектурный ансамбль восстановленных зданий Парижской площади.    

Заканчивая описание архитектурных символов объединенной Германии, нельзя не упомянуть о своего рода визитной карточке Берлина – куполе Рейхстага. 

 Осуществление столь грандиозного проекта было доверено еще одному отцу основателю стиля хай-тек – британскому архитектору Норману Фостеру. В первом варианте реконструкции Фостер не предусматривал возведение купола, предлагая установить плоскую крышу, но комиссия отбраковала этот вариант, и было решено восстановить форму купола. Внутри стеклянной полусферы диаметром 40 м и высотой 23,5 м находятся две «ленты» – пандуса спиралевидной формы, одна из которых поднимает посетителей на смотровую площадку под самой вершиной, другая же спускает их оттуда. 

Рампы проходят вдоль сферы, с каждым витком открывая новый вид на Берлин. 

Но главным элементом сооружения является конус, составленный из 360 зеркал (30 рядов по 12 зеркал). Отраженный дневной свет поступает в расположенный под куполом зал заседаний. Причем отражения можно регулировать с помощью компьютерной программы, которая по необходимости затемняет зеркала экраном. 

Помимо прочего, внутри зеркальной воронки находится вентиляционная шахта со встроенной системой циркуляции воздуха и регуляцией теплообмена. Как и зеркальная конструкция, шахта выражает концепции экологичности и энергосбережения, столь характерных для хай-тек архитектуры.  

По немногочисленным архитектурным экземплярам вряд ли можно составить полноценный архитектурный облик Берлина нашего времени, но, тем не менее, рассмотренные примеры приоткрывают некую тенденциозную перспективу в организации городского пространства. Новое градостроительное мировоззрение дает ответы на вызовы времени, будь то проблемы экологии или перенаселенности. То, что можно заключить, исходя из неглубокого анализа зодчества 25-летнего периода объединенной Германии, предельно просто – архитектурно! Берлин вновь становится одной из ведущих мировых столиц. 

Фото: Владимир Громада, доцент  архитектуры УрГАХУ


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта