Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 апреля 2016 г.

Берлин. Архитектура объединенной Германии

Некогда Потсдамская площадь была одним из самых оживленных мест Берлина. Примерно 150 лет назад отсюда был отправлен первый берлинский поезд в Потсдам, что, собственно, и дало название площади. В 1898 году здесь был построен универмаг «Вертхайм», на тот момент самый большой в Европе. На площади находились правительственные здания, несколько отелей, кинотеатр, множество ресторанов. В 1930-х по проекту Э. Мендельсона в прогрессивном тогда стиле функционализма было построено девятиэтажное здание из стекла и бетона «Колумбус хауз» (Columbushaus).

Площадь была важным транспортным узлом, где пересекались линии метро и электрички, а также автобусные маршруты. Здесь был установлен первый в Германии автоматический светофор. До 1940 года Потсдамер Плац (Potsdamer Platz) была местом с самым интенсивным движением в Европе.

Во время Второй мировой войны площадь была почти полностью разрушена. В послевоенное время Берлин становится центром Холодной войны. В 1961 году воздвигается Берлинская стена, которая делит площадь надвое, что окончательно превращает её в заброшенный пустырь.   

В ноябре 1989 года пала Берлинская стена. Потсдамер Плац было решено восстановить, сохранив за ней статус главной площади Берлина, и тем самым создать достойный символ объединенной Германии.

Победителем в конкурсе на реконструкцию участка стал проект архитекторов Ренцо Пиано и Кристофа Колбекера.

Стилевое разнообразие архитектурного ансамбля из 19 зданий не слишком яркое, ведущие стили – хай-тек и ар-деко, выступающие под общим знаменателем неомодернизма 80-х и 90-х годов. Всех их объединяет строгость, элегантная сдержанность и простота форм, вполне отражающая корпорационный дух делового мира

Своеобразными воротами к площади служат два высотных офисных здания – «Форум Тауер» (Forum Tower) и «Кольхофф-Тауер» (Kollhoff-Tower).

«Форум Тауер» авторства Р. Пиано соединяет в себе легкость и элегантность с динамичностью острого угла. «Холодность» стеклянной поверхности удачно компенсируется «теплой» терракотовой облицовкой остальной части здания.

Просторные и светлые внутренние помещения отвечают новейшим эргономическим  стандартам. Здание строилось в соответствии с передовыми методами энергосбережения и экологичности. Например, стеклянный фасад имеет технологию double-skin, что позволяет поддерживать систему вентиляции без использования кондиционеров.

Соседнее сооружение – «Башня Кольхоффа» – 100-метровый деловой центр. Проект архитектора Х. Кольхоффа действительно удивительный – мощное здание с уступчатыми каскадными террасами на боковом фасаде. Ар-деко в духе американских небоскребов в сочетании с элементами кирпичного стиля и неоготики.

Небоскребу принадлежит рекорд – он снабжен самым быстрым в Европе лифтом. За какие-то 20 секунд посетитель поднимается на 100-метровую высоту к смотровой площадке. 

Высотный ансамбль площади, наряду с небоскребами Кольхоффа и Пиано, составляют высотки архитектурного комплекса «Байсхайм-Центр» (Beisheim Center). Одно из них – здание, созданное в традициях чикагской школы архитектурным бюро Hilmer & Sattler und Albrecht. Оно отличается простотой и монументальной сдержанностью. На нижних этажах здания расположилась гостиница  Ritz-Carlton, на верхних – элитные квартиры. Ему соответствует расположенная рядом 70-метровая высотка «Дельбрюк-Хаус» (Delbrück Haus), построенная по проекту берлинского архитектурного бюро Kollhoff & Timmermann . В плане строение имеет U-образную форму, необходимую для более просторной экспозиции офисов при достаточной компактности здания. 

Наверное, самое притягательное место площади – ансамбль из семи зданий «Сони Центр». Был построен в 2000 году по проекту Хельмута Яна. Овальный форум включает в себя главный в Европе офис компании «Сони», рестораны, кинотеатры, отели, развлекательный центр, знаменитый Музей Кино. 

 Архитектурную композицию завершает шатровая крыша, символизирующая главную гору Японии – Фудзияму. Высота крыши составляет не более 67 метров над форумом и имеет свободный пролет 102 метров в длину по главной оси и 77 метров в длину малой оси. Средний коэффициент пропускания света составляет 50%. Крыша опирается на стальное кольцо, проходящее прямо по периметру зданий.  Внутри форума ежегодно поддерживается необходимый температурный режим. 

Особым образом расположенные стеклянные фасады формируют сложные световые отражения и преломления. В темное время суток здания и шатер преображаются неоновой подсветкой, что отсылает к урбанистической эстетике современных японских мегаполисов. 

Разбавляет атмосферу делового и строгого архитектурного порядка здание Научного Центра Ottobok. Доминирующий на Потсдамер Плац хай-тек здесь заменяется на биотек, реализуя программу многомерности архитектурного ландшафта. Дизайн здания и внутри и снаружи минималистичен. «Плавучие» белые линии из алюминия (которые, по утверждению архитекторов повторяют мышечные волокна) фасада вперемешку с гибкостью оконных проемов создают атмосферу лёгкости и свежести. Проект реализован архитектурным бюро Gnädinger Architekten в 2009 году. 

Архитектурные новации не ограничиваются Потсдамской площадью, но органично продолжаются за её пределами. Тому примером служит проект с участием очередного «звездного» архитектора. Мемориал жертвам холокоста был реализован деконструктивистом П. Айзенманом в 2005 году. На площади примерно в 5 гектаров неровными рядами расположены прямоугольные бетонные стелы. Всего их около 2700. Если смотреть на мемориал сверху, возникает ассоциация с плотным массивом морских волн. Через такую аналогию автор передает масштаб трагедии. Внутри лабиринта возникает не менее сильный эмоциональный эффект. Атмосферу нагнетает серый колорит «молчаливого» бетона, рождается чувство затерянности и отчуждения. 

Недалеко от мемориала стоит главный архитектурный символ воссоединенной Германии – Брандербургские ворота. Первоначально названные Воротами мира, они были построены архитектором К. Г. Ланггансом в конце XVIII века и стали образцом берлинского классицизма. Авторство шестиметровой квадриги (три раза снесенной и восстановленной) принадлежит И. Г. Шадову. В Холодную войну с обеих сторон ворот проходила Берлинская стена. После её падения ворота отреставрировали, завершив архитектурный ансамбль восстановленных зданий Парижской площади.    

Заканчивая описание архитектурных символов объединенной Германии, нельзя не упомянуть о своего рода визитной карточке Берлина – куполе Рейхстага. 

 Осуществление столь грандиозного проекта было доверено еще одному отцу основателю стиля хай-тек – британскому архитектору Норману Фостеру. В первом варианте реконструкции Фостер не предусматривал возведение купола, предлагая установить плоскую крышу, но комиссия отбраковала этот вариант, и было решено восстановить форму купола. Внутри стеклянной полусферы диаметром 40 м и высотой 23,5 м находятся две «ленты» – пандуса спиралевидной формы, одна из которых поднимает посетителей на смотровую площадку под самой вершиной, другая же спускает их оттуда. 

Рампы проходят вдоль сферы, с каждым витком открывая новый вид на Берлин. 

Но главным элементом сооружения является конус, составленный из 360 зеркал (30 рядов по 12 зеркал). Отраженный дневной свет поступает в расположенный под куполом зал заседаний. Причем отражения можно регулировать с помощью компьютерной программы, которая по необходимости затемняет зеркала экраном. 

Помимо прочего, внутри зеркальной воронки находится вентиляционная шахта со встроенной системой циркуляции воздуха и регуляцией теплообмена. Как и зеркальная конструкция, шахта выражает концепции экологичности и энергосбережения, столь характерных для хай-тек архитектуры.  

По немногочисленным архитектурным экземплярам вряд ли можно составить полноценный архитектурный облик Берлина нашего времени, но, тем не менее, рассмотренные примеры приоткрывают некую тенденциозную перспективу в организации городского пространства. Новое градостроительное мировоззрение дает ответы на вызовы времени, будь то проблемы экологии или перенаселенности. То, что можно заключить, исходя из неглубокого анализа зодчества 25-летнего периода объединенной Германии, предельно просто – архитектурно! Берлин вновь становится одной из ведущих мировых столиц. 

Фото: Владимир Громада, доцент  архитектуры УрГАХУ

553
Текст: Миронов Денис

Комментарии (1)

  • 06.04.2017 | 02:35

    “To-plan” – официальный дистрибьютер японской фирмы Tokyo Kikaku Hanbai в России, занимающейся созданием и изготовлением натуральной косметики, <a href=http://www.to-plan.ru/>японская косметика оптом</a>, бытовой химии, оборудования для медицины, повседневных товаров. Наша фирма ведёт сотрудничество напрямую с производителем, что даёт возможность нам предлагать приемлемые цены на действительно качественную продукцию из Японии. В каталоге наших товаров вы найдёте натуральную косметику из Японии, продукцию для здоровья и товары для дома. Заказать наши товары <a href=http://www.to-plan.ru/>какая японская косметика самая лучшая</a> можно по телефону, имеющемуся на нашем сайте или при помощи e-mail. Всю подробную информацию по товарам вы найдёте в нашем каталоге продукции. Цены на товары уточняйте у сотрудников нашей компании с помощью кнопки обратной связи. To-plan имеет ряд представительств в Российской Федерации, Беларуси и Казахстане. Во избежании покупки контрафактной продукции мы советуем обращаться непосредственно к нашим представителям, список которых вы сможете найти на нашем сайте <a href=http://www.to-plan.ru/>японская косметика официальный сайт miniso</a>. Качественную японскую косметику To-plan, бытовую химию и товары для здоровья японских производителей мы продаём как оптом, так и в розничных магазинах!

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта